Ребенок боится горшка, что делать?

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

С какого возраста приучать?

Это самый первый вопрос, ответ на который должны знать родители, чтобы правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Современные педиатры сходятся во мнении, что совершенно бесполезно пытаться сделать это до того момента, когда крохе исполнится полтора года. Поскольку именно в это время малыш учится распознавать и контролировать свои физиологические процессы. Начинать знакомство с горшком с момента, когда кроха начал сидеть (в 7–8 месяцев), и даже в 1 год – пустая трата времени и нервов. Ребенок просто не будет понимать, чего от него так настойчиво добиваются.

Итак, самое главное правило – своевременность. Нет смысла учить даже годовалого ребенка справлять свои нужды «куда надо», если это происходит на уровне рефлексов – он должен делать это осознанно. Иначе возможны протесты, игры с горшком и «аварии», как только малыш встанет со своего «туалета».

Оптимальный период для знакомства с горшком – 1,5–2 года

При этом следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому нужно обратить внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что «момент настал»:

  • ребенок может сам наклоняться, садиться, присаживаться на корточки и вставать из этого положения;
  • умеет поднимать довольно мелкие предметы, складывать их на места;
  • понимает, что говорят взрослые, с ним можно договориться;
  • знает основные части тела и названия предметов одежды, может показать их по просьбе;
  • произносит несколько слов, может высказать или объяснить свои потребности;
  • его кишечник работает отлажено, опорожняясь примерно в одно и то же время;
  • малыш просыпается после дневного сна с сухим памперсом, его подгузник может оставаться сухим более 2 часов;
  • стремится научиться одеванию и раздеванию (или уже частично может это делать);
  • понимает значение слов «какать», «писать», негативно реагирует на свои мокрые или грязные штанишки, когда «наделал».

Существуют и другие факторы, влияющие на возраст начала приучения к горшку. Так, многое зависит от пола ребенка. Девочку научить будет несколько легче. Во-первых, девчонки по природе своей более контактны и сговорчивы, во-вторых, в психоэмоциональном плане они обычно немного опережают мальчиков.

Стоит учесть и характер крохи. Если он спокойный, ему проще будет «жертвовать» часть своего драгоценного времени на освоение горшка. Если кроха непоседа, ему всегда ужасно некогда, нужно все везде успеть (а сидеть на горшке – такая скука!). Такой ребенок, даже освоив пользование горшком, иногда может заиграться и попросту забыть о своих естественных потребностях, справив их в штанишки.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

С какого возраста начинать?

Нужно учитывать, что понимать сигналы своего тела, и сознательно контролировать процесс мочеиспускания карапуз начнет только в период с 18 до 24 мес. Поэтому, ваша задача до наступления этого этапа будет состоять в том, что вы будете постепенно знакомить и наблюдать, а затем уже помогать осваивать ребенку этот навык.

Не ждите, что как только малютке исполнится 18 месяцев, он, как часы, начнет использовать горшок для своих нужд. Все будет происходить поэтапно, так как опыт приобретается с учетом возможностей и способностей крохи. Не так-то просто для юного непоседы вначале распознать свои позывы, а потом отреагировать. Ему предстоит оценить окружающую обстановку, в которой он находится, добежать до горшка, понять, что для этого необходимо снять одежду, возможно, придется кого-то попросить помочь раздеться или уже уметь делать это самому.

Теперь вы видите всю последовательность команд, которые должен выполнить мозг человека. Не верьте тому, кто убеждает вас в том, что всю эту процедуру малыш может делать самостоятельно уже в 1-1,5 года. Это мама просто угадывает, когда следует подсунуть горшок.

Правда ли приучить ребёнка к горшочку это тяжёлый труд?

Не стоит слушать своих многочисленных знакомых, которые советуя, как приучать малыша к горшку будут утверждать, что это непросто и, что это тяжёлый труд. На самом деле всё довольно просто, в определённом возрасте у детей есть период, когда происходит естественное привыкание к горшку.

Поэтому часто можно слышать от молодых мам, что я вот никак не могла приучить ребёнка к горшочку, вся измучалась, а потом раз и получилось. Не зря я столько времени мучилась, и упорство принесло свои плоды – малыш приучен к горшку.

Но, это произошло не потому, что ребёнка долго приучали, а просто потому, что как раз и наступил тот самый период естественного привыкания к ребёнка к горшку. Возраст, в котором приучить ребёнка к горшку легко, у каждого малыша индивидуален, но есть и общие правила, когда можно приучать ребёнка к горшочку.

Как побороть страх перед горшком

Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенка никак не удается посадить на горшок. Появляется плач или малыш начинает убегать и прятаться. Чтобы родители не делали, все оказывается бесполезным. Что делать с такой проблемой?

Необходимо подождать некоторое время, которое потребуется ребенку для успокоения

Это очень важно. Не нужно настаивать и пытаться силой заставить малыша сходить на горшок

Не нужно фиксироваться на данной проблеме, поскольку это приведет только к ухудшению ситуации.
Можно пойти в магазин вместе с малышом и подобрать тот горшок, который ему больше всего понравится. Лучше, если кроха сам выберет себе нового «друга».
Новый горшок нужно оставить в той комнате, где любит находиться малыш, чтобы произошло привыкание к вещи. Не нужно пытаться сразу посадить ребенка на горшок, это приведет к появлению новых страхов. Постепенно малыш привыкнет к горшку и перестанет бояться его.
Можно ребенка аккуратно подвести к горшку, дать в руки, чтобы малыш осознал, что бояться нечего.
Попробовать поиграть в горшок. Например, дать ребенку куклу или игрушку и попросить сводить на горшок. Благодаря таким играм, у малыша будет складываться восприятие того, что это обычные вещи. Главное, все делать с позитивом, чтобы малыш не испытывал неприязни к предмету.
Не нужно постоянно требовать от ребенка, чтобы тот сел на горшок. Лучше попробовать посадить игрушку, приговаривая определенные позитивные слова. Кроха будет наблюдать, как зайка ходит в туалет и вскоре сам перестанет бояться горшка.
Неплохим вариантом станет рассказ сказки про горшок. К примеру, что горшочек такой грустный, потому что его никто не любит, он очень расстраивается, если в него не хотят писать или какать.

Как преодолеть детский страх перед горшком?

Итак, вы просмотрели причины столь деликатного явления и выделили именно ту, которая повлияла на поведение вашего чада. Как помочь ребенку избавиться от испуга и привить любовь к «горшечным» делам?

Советуем ознакомиться с материалом «Как приучить ребёнка к горшку» от детского психолога Надежды Плотниковой.

  1.  Самое главное – не ругайте малыша и не используйте силу, чтобы заставить его ходить на горшок. Подобными поступками вы только усугубите проблему и усилите его негатив по отношению к гигиеническим навыкам.
  2. Чтобы неприятная ситуация забылась, оставьте карапуза в покое, уберите горшок с глаз долой (или выбросите). Не упоминайте о нем, не упрекайте, что кроха опять вернулся к памперсам. На данном этапе вам необходимо создать ощущение безопасности, тогда дети быстрее забудут о своих прежних неприятных чувствах и охотнее пойдут с вами на контакт.
  3. Предложите ребенку вместе выбрать новый туалетный аксессуар. Покупку следует разместить в его комнате, чтобы малыш привык к предмету и сам регулировал дистанцию. Не настаивайте, чтобы он тут же стал использовать горшок по назначению.
  4. Позвольте крохе украсить горшочек – мальчик может прилепить на него наклейки с супергероями, а девочка – повязать красивую ленту. Таким нехитрым способом обезличенный предмет превратится для детей в доброго приятеля.
  5. Если вы заметили, что малыш стесняется ходить в горшок при свидетелях, оставьте их наедине друг с другом и выйдите из детской. Карапуз догадается, что никто за ним не подсматривает, и сам справит нужду. Вам останется лишь похвалить его за самостоятельность.
  6. Проигрывайте с куклами и другими игрушками «горшечный» этикет. Пусть кроха сажает любимого пупса на «ночную вазу», постепенно воспринимая ее, как что-то обычное и даже интересное. Кстати, совместная игра приносит позитивный настрой и раскрепощает ребенка.
  7. Некоторым детям нужно просто увидеть, а не услышать, что унитаз (а значит, и горшок) – это совсем не страшно. Снимите крышку бачка и покажите, как работает смывочная система. Предложите малышу самому нажать на кнопочку. Попробуйте добавить немного желтого красителя в унитаз, чтобы он увидел, как вода смывает продукты жизнедеятельности.
  8. Если же вы столкнулись с психологическим запором, то убедить ребенка вновь пользоваться горшком будет намного сложнее, так как неприятные ощущения накрепко поселились в его подсознании. Исключите из детского меню крепящие продукты, и разнообразьте его различными фруктами и овощами, которые способны предупредить возникновение запоров. Вероятно, вам потребуется специальное средство, которое вынудит кроху сесть на горшок. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и, возможно, психологом.
  9.  Двухгодовалым детям нравятся слушать сказки, которые рассказывает мама. Если кроха по каким-то причинам не хочет садиться на горшок, возьмите на вооружение такой метод лечения страхов, как психотерапия. Специально подобранная волшебная история поможет выявить подоплеку боязни и нейтрализовать ее.

При рассказывании терапевтической сказки необходимо соблюдать несколько условий:

  • главный герой должен быть ровесником вашего чада (в возрасте двух-трех лет лучше брать не детей, а животных – медвежонка, зайчонка и т д.);
  • персонаж имеет такие же проблемы – боится писать и какать в горшок;
  • конец у сказочной истории всегда положительный;
  • читайте сказку, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов ее слушать.

Основным фактором возникновения детских страхов перед горшком чаще всего является некорректное поведение взрослых.

Чтобы избежать трудностей с приучением детей к «ночной вазе», держите себя в руках, не торопите события, делайте все последовательно и спокойно. Помните, только доброжелательное отношение помогает добиваться серьезных успехов в воспитании ребенка.

Причина физиологического характера

Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.

Причин может быть две:

  • ранее акт дефекации был болезненным (вследствие какой-либо болезни или обычного запора);
  • ребенок часто слышит упреки от взрослого, когда сходит в туалет «не в том месте».

В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?

Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит отучение малыша от подгузников.

Лечение психологического запора

  1. Клизма. Облегчить состояние ребенка во время запора поможет клизма. Можно приобрести как обычную резиновую грушу, так и одноразовые клизмочки «Микролакс».
  2. Массаж. Это и профилактика, и реальная помощь страдающему малышу. Насчет техники массажа от запоров лучше проконсультироваться у опытного массажиста.
  3. Спорт. Конечно, когда речь идет о ребенке, сложно говорить о полноценных спортивных занятиях, но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше. Особенно хорошо, если вы запишете кроху в бассейн.
  4. Правильное питание. Проконсультируйтесь у диетолога насчет рациона малыша. В ежедневное меню обязательно должны выходить кисломолочные продукты, крупы, овощи, фрукты, а вот мучное лучше сократить до минимума. Если в организме ребенка не хватает каких-либо веществ или ферментов, врач назначит специальные препараты с пребиотиками.

Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.

Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.

  • Не ругайте малыша, если он боится садиться на «ночную вазу» или не понимает то, что вы говорите.
  • Не требуйте от него повиновения и беспрекословного послушания.
  • Приучайте к горшку медленно, спокойно, ненасильственно.
  • Будьте деликатны в обращении с ребенком.

Способы приучить ребенка к горшку

Интересно происходит приучение к горшку в Африке. Там женщины приучают детей к горшку с рождения. При этом если малыш, которому от роду неделя, писает в пеленки, то его маму считают невнимательной.

И действительно считается, что в течение первого месяца младенец подает простые сигналы о желании сходить в туалет.

И если есть время, то мамы могут все контролировать. А вот после месяца такая способность пропадает.

Известный детский врач Комаровский рекомендует не приучать кроху к горшку с негативным эмоциональным фоном.

Любой малютка рано или поздно научится, повторяя за родителями или ровесниками.

Большинство стараний по приучению вызваны не заботой о ребенке, а стремлением сократить расходы на памперсы, уменьшить количество стирок и выглядеть не хуже других.
Не используйте агрессивные методы приучения к горшку. Если малыш напуган недовольством родителей или зажат, то процесс не получится.

Если же приучить по системе, то спокойный и довольный малыш гораздо охотнее будет учиться новому навыку.

Из своего опыта скажу, что лучший способ чему-либо научить – это предоставить процесс в виде игры.
Чтобы быстро привить определенный навык, нужно сначала отучить от памперсов. Прежде всего, нужно показать, что памперс только мешает и приучить ребенка к горшку будет проще.

Для этого не снимайте его, пока он не наполнится и не станет слишком тяжелым. Уже после года нельзя держать малыша в памперсе все время.

А малышей постарше сажают на горшок.
Кроме того, есть специальное время, когда рекомендуется осуществлять процедуру. Дети чаще всего хотят в после сна и после еды.

Методика приучения за 7 дней

Родителям можно попробовать специальную методику приучения к горшку за 7 дней. Данная система называется «Довольный малыш».

В первый же день снимают памперс и часто сажают на горшок. Можно даже продемонстрировать взрослый туалет и показать, зачем он нужен. Процесс повторяется каждые четверть часа. Нельзя ругать малыша.
На второй день навыки нужно закрепить

При этом важно контролировать процесс.
На третий день не стоит надевать памерсы. Перед тем, как идти на улицу необходимо подержать малыша над туалетом

Первое время можно брать с собой предмет туалета. И уже через несколько дней ребенок научится сдерживать себя.
Уже к четвертому дню многие малыши выказывают желание самостоятельно посещать санузел. Но все равно необходимо напоминать о туалете заигравшимся детишкам. Также нужно поощрять и не показывать недовольство. Контролировать походы в нужно до конца недели.

Методика приучения за 3 дня

Давайте рассмотрим, какие еще есть методики. Одна из них рассчитана на три дня. И он сам будет ходить на горшок. Применяется в том случае, когда пришло время отправляться в садик или перед поездкой.

За пару недель малыша стоит познакомить с горшком

Важно приобрести этот атрибут и рассказать, для чего он нужен

Стоит рассказать, что скоро памперс нужно будет поменять на трусы и начать ходить в туалет. Выберите несколько дней, когда сможете заниматься только малышом. Так легче приучить ребенка к горшку.Следующие три дня должны пройти так:

Весь первый день малыш должен находиться без памперсов. При этом можно надеть трусики

Важно целый день следить за ребенком и не выпускать туалет из рук. Как только увидите, что ребенок собрался помочиться, то несите горшок

Если у крохи получается сходить, то это должно заканчиваться похвалой. Ночью все еще нужно надевать подгузник.
Во второй день стоит смотреть за малышом и стараться успевать высаживать его на горшок. Гулять можно выходить без подгузника, но запасную одежду стоит взять с собой.
На третий день можно выходить на прогулку даже два раза. Малыш дома высаживается на горшок. Это стоит делать перед прогулкой, после нее, после пробуждения и до сна.

Чтобы малыш мог и сам пользоваться туалетом, нужно выбрать такую одежду, которую легко можно будет снимать самостоятельно.

Почему так бывает?

Каждая мама должна четко понимать: ее малыш индивидуален и не должен подстраиваться ни под каких соседских детей. Также она должна знать, что контролировать свои выделительные рефлексы кроха начинает лишь в период с восемнадцати до двадцати четырех месяцев.

Существует несколько причин, по которым ребенок не хочет садиться на горшок:

Кроха не готов

Он попросту не понимает, чего от него хотят, и может воспринимать горшок как новую игрушку. Понять, что время для приучения к горшку уже пришло можно по трем основным признакам: малыш остается сухим более двух часов; после ночного и дневного сна просыпается с сухим подгузником; может «дать понять», что хочет в туалет: словами, жестами, движениями.

Без наличия данных признаков «знакомить» малыша с горшком можно, но не стоит ждать быстрых результатов, и тем более, расстраиваться, что детеныш не смог с ним «подружиться»;

Чувство протеста

Если малыша жестко контролируют по любому поводу, а за малейшую провинность ругают и наказывают, горшок становится для него своеобразным способом проявления собственного «я». Ведь этот процесс остается единственным, на который родители никак не могут повлиять, и кроха как бы сам решает, когда и где ему ходить в туалет, подсознательно доказывая собственную значимость;

Дефицит внимания

Когда крохе недостает проявлений родительской любви и общения, он старается всеми способами обратить на себя внимание. И если «горшочная» тема вызывает у родителей кучу эмоций (пусть даже и негативных), кроха постоянно будет провоцировать их с помощью нежелания справлять нужду в нужное место;. Страх ходить в туалет

Страх ходить в туалет

Особенно часто это касается процесса «по большому». Причины страха могут быть разные: боль при дефекации, вызванная дисбактериозом, трещинами заднего прохода, запором; боязнь наказания и недовольства родителей, если в прошлом на ребенка кричали (или даже били) за испачканные штаники.

В подобном случае у малыша возникает установка «лучше вообще не какать»; стеснительность и замкнутость крохи, не дающая ему возможности расслабиться, особенно в общественном месте (садике, в гостях).

Стеснительность и фантазии

Бороться со стеснительностью определенно не стоит. Наверняка в вашем доме есть укромный уголок, в котором ребенок чувствует себя защищенным от чужих взглядов. Поставьте горшок туда.

Если же вы стеснены в условиях, попросите малыша информировать вас о том, что ему нужно «пись-пись» или «а-а». Пообещайте в такие моменты уходить из комнаты и выполняйте обещание.

Ни в коем случае не подглядывайте, будьте взрослыми, иначе вы, не решив одну проблему (а возможно, и усугубив), создадите вторую – ребенок перестанет вам верить. Фантазии победить бывает очень сложно. Многие из них развеиваются только в школе на уроках физики и биологии. Чем богаче воображение малыша – тем красочнее и живучее его выдумки. В этом случае можно дополнить фантазии и направить их в другое русло, например, проверять горшок и «вытряхивать» или «выполаскивать» из него зловредных чудищ, «вынимать» добрых и усаживать их на кресло.

Физиологическая проблема

Необходимо упомянуть о следующем самочувствии малыша, как психологический запор. Это характеризуется тем, что малыши боятся ходить в туалет. Источниками этого запора могут быть:

  • предыдущий поход в туалет принес болезненные ощущения (из-за какого-нибудь заболевания или стандартного запора);
  • малыша постоянно упрекают за то, что он ходит в туалет не там где надо.

В итоге кроха терпит, калл затвердевает, и ходить в туалет не только очень сложно, но еще и больно. О каком горшке может идти речь? Психологический запор это в одно время и проблема физиологии, которая весьма затрудняет отучение крохи от памперсов.

Источники детского страха

Боязнь горшка – это не патология и не отклонение. Довольно часто такой страх можно объяснить простыми причинами, искоренив которые, можно искоренить и сам страх.

  1. Первая причина (самая простая и частая) объясняется слишком настойчивым желанием родителей приучить чадо к горшку. Постоянное давление так утомляет малыша, что он в прямом смысле начинает трястись при виде «ночной вазы».
  2. Вторая причина связана с первой. Довольно часто родители начинают слишком рано приучать кроху к туалету, чем только угнетают желание малыша быть самостоятельным. Рекомендованный возраст для приучения к горшку – 1,5 – 2 года.
  3. Негативная реакция на неудачу также может служить причиной. Родители и воспитатели в детском саду не всегда лояльно относятся к промахам детей и требуют слишком многого. Достаточно один раз сделать выговор, наругаться на малыша, и он откажется ходить в туалет на горшок.
  4. Отсутствие похвалы тоже не способствует приучению малыша самостоятельности.
  5. Стоит помнить, что в жизни ребенка горшок – предмет новый, он неизменно вызовет целую бурю чувств. Чаще всего этими чувствами становятся либо заинтересованность, либо страх.
  6. Некоторые малыши считают, что в унитазе кто-то живет и страшно бурлит (когда спускают воду). Если горшок – это миниатюрный аналог унитаза, то и там должен кто-то жить. Так рассуждают дети и наотрез отказываются писать в «ночную вазу».
  7. Стеснение является еще одной причиной того, что ребенок не хочет ходить в туалет иначе как в подгузник.

Как видите, все причины довольно просты и, если задуматься, легко устранимы

Особое внимание хочется обратить на то, что часто (в большинстве случаев) в нелюбви ребенка к горшку виноваты родители. Нетактичное поведение, раздражительность и нежелание понимать потребности чада ведут к проблемам, которые потом приходится решать

Основные причины страха

В действительности, если ситуация с отказом ребенка садиться на горшок продолжается систематически и родители понимают, что это не банальные капризы, то стоит задуматься о детском страхе перед горшком. Почему зарождаются такие страхи, можно понять, лишь тщательно проанализировав ситуацию.

Основными причинами таких страхов, можно назвать следующие факторы:

  • Раннее приучение к горшку, когда кроха еще не готов садиться на него и справлять «нужду» таким образом на физиологическом уровне. Если учесть, что участок головного мозга, который отвечает за мочеиспускание и дефекацию и их удерживание созревает примерно к возрасту 1,5-2,5 года, то абсолютно напрасно требовать, чтобы ребенок умел пользоваться горшком в более раннем возрасте, тем более – осознанно. Единственное, что можно в таком возрасте, это готовить ребенка к предстоящему новому способу ходить в туалет. Для этого можно использовать горшок в качестве игрушки, позволять его рассматривать, делать с ним некоторые допустимые манипуляции, и стараться подловить кроху в момент, когда он хочет в туалет, чтобы усадить на горшок. Главное требование к такому обучению – ненавязчивость. Именно настойчивое поведение родителей и может вызвать или усугубить уже существующие страхи. В дальнейшем это обернется большой проблемой, когда малыш будет отказываться от горшка полностью.
  • Малыш боится горшка только потому, что этот предмет ему незнаком. Очень часто случается так, что первое усаживание на него происходит резко и без предварительной подготовки. Если в первое свое знакомство с ним малыш ощутит, какой он холодный или скользкий, то это вполне может стать причиной страхов.
  • Страхи непосредственно перед актами дефекации и мочеиспускания. Зачастую неадекватная и грубая реакция взрослых на то, что ребенок не успел добежать до горшка, становится основной причиной зарождения страха. В такой ситуации малыш будет задерживать позывы, что может стать причиной возникновения запоров. Постичь такая ситуация может ребенка также в дошкольном детском заведении, поэтому родители должны заблаговременно позаботиться о том, чтобы неспешно в домашней обстановке, познакомить малыша с горшком, унитазом, туалетной бумагой, перед тем, как определять в детский сад.
  • Частые запоры у ребенка и болезненность актов дефекации, могут стать причиной страхов перед горшком. Если эту проблему не устранить своевременно, у ребенка может сложиться мнение, что неприятные или даже болезненные ощущения связаны именно с горшком и тем моментом, когда он усаживается на него. В этой связи у малыша могут развиваться так называемые психологические запоры, которые не лечатся медикаментозно, а требуют обращения к психологу.
  • Недостаточный психологический контакт родителей со своим ребенком, отсутствие моральной поддержки и чрезмерная требовательность к еще слишком маленькому ребенку. Когда взрослые постоянно стыдят малыша, заставляют его часами просиживать на горшке и не хвалят его за удачные попытки справить нужду на него, это может стать причиной не только детских страхов, но и лишить ребенка самостоятельности.
  • Собственные фантазии о том, что в унитазе или горшке может кто-то жить и схватить ребенка за попку в момент справления нужды или его смоет в канализационную трубу вместе со слитой водой, могут стать причинами зарождения детских страхов. В данной ситуации малышу необходимо объяснить, почему нужно сливать воду в унитаз, убедить его, что в горшке и унитазе никого нет, разговаривая с ним доверительным и спокойным тоном.
  • Застенчивость, также достаточно часто становится причиной отказа от нового предмета туалета, особенно если ребенку не позволяют уединиться во время акта дефекации или мочеиспускания. Такую ситуацию можно исправить, если создать крохе комфортные условия, где он сможет оставаться сам во время справления нужды.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Когда следует приучать ребенка к горшку?

Физиология детей младше годика такова, что они не ощущают наполненность мочевого пузыря и прямой кишки. Следовательно, процессы опорожнения и мочеиспускания осуществляются вне зависимости от желания младенца, поэтому регуляция с его стороны попросту исключена.

Признаки готовности ребёнка к горшку:

  • малыш может озвучить (показать знаками), что описался или испачкал памперс;
  • не справляет естественную нужду в подгузник более двух часов;
  • проявляет заинтересованность унитазом;
  • способен выполнить простейшие инструкции;
  • чувствует себя неуютно в мокрой и грязной одежде;
  • умеет стягивать трусики и надевать их обратно;
  • дневной сон обходится без «сюрпризов».

Конечно, от вас зависит, во сколько месяцев начинать знакомить кроху с «пластиковым другом». Постарайтесь ориентироваться не на подсказки подруг и мнение окружающих, а на возможности собственного малыша.

Источники детского страха

Боязнь горшка – это не патология и не отклонение. Довольно часто такой страх можно объяснить простыми причинами, искоренив которые, можно искоренить и сам страх.

  1. Первая причина (самая простая и частая) объясняется слишком настойчивым желанием родителей приучить чадо к горшку. Постоянное давление так утомляет малыша, что он в прямом смысле начинает трястись при виде «ночной вазы».
  2. Вторая причина связана с первой. Довольно часто родители начинают слишком рано приучать кроху к туалету, чем только угнетают желание малыша быть самостоятельным. Рекомендованный возраст для приучения к горшку – 1,5 – 2 года.
  3. Негативная реакция на неудачу также может служить причиной. Родители и воспитатели в детском саду не всегда лояльно относятся к промахам детей и требуют слишком многого. Достаточно один раз сделать выговор, наругаться на малыша, и он откажется ходить в туалет на горшок.
  4. Отсутствие похвалы тоже не способствует приучению малыша самостоятельности.
  5. Стоит помнить, что в жизни ребенка горшок – предмет новый, он неизменно вызовет целую бурю чувств. Чаще всего этими чувствами становятся либо заинтересованность, либо страх.
  6. Некоторые малыши считают, что в унитазе кто-то живет и страшно бурлит (когда спускают воду). Если горшок – это миниатюрный аналог унитаза, то и там должен кто-то жить. Так рассуждают дети и наотрез отказываются писать в «ночную вазу».
  7. Стеснение является еще одной причиной того, что ребенок не хочет ходить в туалет иначе как в подгузник.

Полезно: Как можно отучить ребенка от рук без обид и капризов? Как видите, все причины довольно просты и, если задуматься, легко устранимы

Особое внимание хочется обратить на то, что часто (в большинстве случаев) в нелюбви ребенка к горшку виноваты родители. Нетактичное поведение, раздражительность и нежелание понимать потребности чада ведут к проблемам, которые потом приходится решать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector