«не хочу! не буду! не люблю тебя!» у ребёнка кризис трёх лет: как это пережить?

Содержание:

Развитие отношений в семье после

Будущее пары после кризиса может пойти по двум сценариям:

  1. Первый подразумевает сохранение отношений. Супруги, осознавшие, что их проблемы связаны исключительно с кризисом семейной жизни, без труда решат их. Они найдут компромиссы, научатся говорить о своих чувствах, общаться спокойно, а не криком. Можно сказать, что они перейдут на следующий уровень.
  2. Второй сценарий — развод. Чаще всего его главной причиной является неправильный мотив для вступления в брак. Так бывает, если кто-то из партнеров создавал семью под давлением родителей или для того, чтобы отомстить бывшим.

Существует еще и третий сценарий, но он обычно все равно приводит ко второму. Речь идет о попытке скрыть трудности и жить дальше, делая вид, что ничего не произошло. В этом случае кризис станет хроническим и рано или поздно все равно вынудит расстаться.

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Упрямство

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Своеволие

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Деспотизм

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Когда начнется и как долго продлится кризис 3 лет

Кризис трехлетия не обязательно проявляется четко в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, потенциала дитя. Некоторые мамы замечали кризисные предпосылки уже в два года. Так рано это происходит, если у ребенка быстро пошла речь. Но чаще кризис случается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Точные даты начала и окончания кризиса не зафиксируешь, поскольку ситуация развивается по нарастающей. И только в середине пути случается резкое обострение кризисной симптоматики.

Сколько длится кризис трехлетия? И здесь не будет конкретного ответа. Наблюдения показывают, что капризуля может исправиться уже через пять-шесть недель, а может «играть» на нервах целый год.

Проблема так актуальна, что в дошкольных учебных заведениях психологи и воспитатели даже проводят тематические консультации для родителей. Есть также специальные сайты психологической помощи, где в режиме виртуального общения можно посоветоваться со специалистами по поводу поведения малыша.

Видео по теме

7 основных признаков детского кризиса 3 лет

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.

Кризис 3 лет психология

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». 

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:

  •  Становление нового уровня самосознания.
  •  Стремление к самостоятельности.
  •  Развитие  волевых качеств, активности.
  •  Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

Признаки кризиса 3-х лет у ребенка

Психологи выделяют такие основные «симптомы», которые в совокупности свидетельствуют о наличии кризиса у маленького человека:

  • Негативизм. Стоит четко разграничивать простое непослушание и негативизм. Дело в том, что при негативизме ребенок не хочет делать определенные вещи. При этом суть совсем не в просьбе, а в том, что его попросил кто-то взрослый, авторитетный человек. При особо острых проявлениях можно получить абсолютно противоположный ответ на абсолютно любое заявление. Так, например, вы будете говорить, что та кофта белая, а малыш твердить, что черная. Но, если вы тут же скажете, что кофта черная, то кроха сразу переменит свое мнение и скажет, что она белая. Итак, негативизм означает стремление сделать все наоборот, не так, как ему рекомендуют взрослые.
  • Упрямство. Часто дети могут занять определенную позицию и никак не хотят ее менять. Какие бы доводы вы не приводили, что бы вы ни делали, малыш будет до последнего стоять на своем только потому, что он так решил изначально.

  • Строптивость. Этот признак очень близок к первым двум, однако отличие все-таки имеется. Так негативизм направлен больше против родителя, а строптивость направлена в целом на образ жизни, привычки и правила семьи.
  • Своеволие. Заключается в том, что ребенок хочет во всем быть похожим на взрослого. Кроме того, в этом возрасте и происходит первое психологическое отделение от родителя. Кроха хочет все делать самостоятельно, даже то, где раньше ему требовалась помощь.
  • Обесценивание. У маленького человечка происходит обесценивание ранее установленных правил и норм. Так, например, в порядочной и воспитанной семье он может начать ругаться матом.

  • Протест. Проявляется в первую очередь на взаимоотношениях с родителями, а именно – в семье все чаще возникают ссоры. Ребенок не воспринимает установленные правила и начинает протестовать против всего, что его окружает.
  • Часто в семье, где один малыш, наблюдается его склонность к деспотизму. Будет только так, как он хочет. Если ему требуется, чтобы мама была рядом с ним, он непреклонно будет настаивать на этом. Таким образом он старается вернуть то время, когда он был маленьким, и все и всё крутилось только вокруг него.

Однако не стоит забывать, что все семьи разные. Как у каждого ребенка все изменения происходят по-разному, так и все родители разные и соответственно, они по-разному могут реагировать на новый этап процесса детского взросления. Однозначно кроха может стать более плаксивым, беспокойным, требовательным или конфликтным.

Как описывает проявления психолог?

Кризис 3-х лет в концепции Л.С. Выготского проработан в мельчайших деталях. Психолог выделяет 3 общих свойства таких периодов:

  1. Границы, характеризующие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы — сложно установить дату наступления и завершения кризисного периода. Но в большинстве случаев ближе к середине возрастного этапа начинается внезапное обострение кризиса, можно заметить яркие отличия по отношению к устойчивым этапам жизни.
  2. Большая часть ребят, которые переживают кризис трехлетки, трудно поддаются воспитанию. Дети будто выпадают из системы влияния взрослых (родителей и воспитателей), которая ранее казалась нормальной в процессе развития. В критические годы эволюция детской психики сопровождается обострением отношений с окружающими людьми, а также болезненными внутренними конфликтами внутри маленькой личности.
  3. Развитие в период кризиса трехлетнего возраста, в отличие от стабильных периодов роста, несет более разрушительный характер. Прогрессивное формирование личности затухает, а первое место занимают процессы отмирания того, что сформировалось на предыдущем этапе развития.

Семизвездие симптомов или Первый пояс

Выготский выделял так называемое «семизвездье симптомов», по его мнению, указывающее на наступление кризиса трех лет:

Первый симптом — негативизм. Каждое действие ребенка проходит вопреки требованиям старших. Отрицательная реакция отличается от обыкновенного непослушания двумя факторами: во-первых, выходит на первый план социальное отношение, т.е. направленность негативизма на человека

Во-вторых, развивается способность действовать вопреки собственному аффекту – малыш поступает наперекор своей тенденции.

Упрямство (важно не путать с настойчивостью). Это детская реакция требования чего-либо не потому, что есть сильное желание, а потому что есть требование

Мотив упрямства – нежелание ребенка отходить от первоначального решение. Упрямство отличается от настойчивости возможностью требовать того, чего на самом деле не так уж и хочется, а также новым отношением к себе.

Строптивость – один из ключевых симптомов, который ориентирован против воспитательных принципов, образа жизни, а не человека или указания.

Четвертый симптом – своеволие, выражаемое в стремлении к самостоятельности. С этих пор кроха проявляет искреннее желание все выполнять и решать своими силами, даже если это стремление не соответствует способностям и, как следствие, провоцирует конфликтные ситуации с родителями.

Второстепенные признаки семизвездья

Среди симптоматики имеющей второстепенное значение Выготский выделяет:

  1. Пятый симптом — протест-бунт, который выражается через постоянный конфликт со взрослыми. Дети входят в фазу неповиновения, состояния своеобразной войны людьми, которые находятся рядом. Частые детские ссоры в этот период – дело привычное, это неотъемлемая часть симптоматики.
  2. Шестой – обесценивание. Малыш обесценивает все то, что некоторое время назад было значимо и любопытно. Это могут быть поведенческие правила, прежние привычки и т.п. У дошкольников младшего возраста меняется отношение к другим людям в целом и к самому себе в частности.

    Происходит психологическое отделение от родных людей. Проявление этого второстепенного симптома можно наблюдать в случаях, когда мальчик или девочка, воспитанные в хорошей семье, начинают обзываться, ругаться, говорить плохие слова. Кроме того, малыш может отказываться от любимых игрушек, часто пользоваться отрицательными словесными формулировками, особенно без причины.

  3. Актуален двойственный симптом, завершающий семерку, который может выражаться по-разному, в зависимости от семейных обстоятельств, например, через стремление к деспотизму в отношениях с близкими людьми. Ребенок стремится властвовать над членами собственной семьи через установку личных требований.

Явления второго пояса

Второй пояс кризиса – это:

  • ночные страхи,
  • проблемы со сном,
  • речевые трудности, например, заикание.

Возможен негативизм, упрямство, «гипобулические припадки», когда ребенок трясется, катается по полу, машет руками и ногами, демонстрируя протест.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

Дети пытаются добиться конечного результата своих действий

Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым

Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Что чувствует малыш

Как вы понимаете, причиной происходящего является тот факт, что ребенок осознал, что он является не частью мамы и папы, а самостоятельной личностью. Он воспринимает этот мир с высоты своего возраста, делает определенные выводы, устанавливает какие-то свои правила поведения и игры. Именно сейчас начинается этап, когда малыш активно продолжает формироваться, точнее продолжает собираться картинка его характера.

Увидеть первые его особенности вы можете, прислушавшись, что говорит кроха во время игры, какую роль он в этом занимает: лидера – постоянно выдумывает новые роли, рассказывает кому и что нужно делать или, наоборот, прислушивается к другим и повторяет их модель поведения. Итак, он чувствует себя самостоятельным, независимым, иногда бесстрашным. Главная задача родителей при этом – не сломать ребенка, а поддержать в процессе его взросления.

Как помочь родителям?

Для родителей кризис трех лет у ребенка может стать непростым испытанием. У кого-то он проходит почти незаметно, но, если ребенку соседки повезло, это не значит, что вы или ваш малыш виноваты в тяжелом течении кризиса. Запаситесь терпением, ведь этот этап — временный и длится совсем недолго.

Если ваши силы на исходе, истерики не удается ничем купировать, а ни один совет не сработал, возможно, стоит показать малыша детскому психологу, чтобы вместе со специалистом выбрать нужную тактику.

Иногда психологическая помощь требуется и родителям трехлетнего малыша в кризисе. Мама и папа — ресурс для ребенка, когда у родителей наступает полное выгорание, помочь маленькому человеку пережить кризис — тяжело. Берегите себя и свое психологическое здоровье.

Кризисы пройдут, а доверие и любовь в семье останутся навсегда!

  • Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?
  • Погодки: кризис трех лет

Что такое кризис трёхлетнего возраста?


Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении. Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?


Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении. Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Как взрослым извлечь пользу из такого непростого периода?

Период может быть достаточно проблематичным для родителей, бабушек и опекунов, но он необходим, чтобы ребенок развивался как отдельная личность, у которого есть свои потребности, интересы.

Важно не упустить момент, когда младший дошкольник проявляет желание что-то делать самостоятельно. В противном случае, путем тотальных запретов, можно воспитать инфантильную личность


Как извлечь пользу из ситуации:

  • стимулировать развитие, стремление к познанию окружающего мира;
  • хороший период для начала формирования силы воли;
  • научить ребенка контролировать свое поведение, уважать старших;
  • научить идти на компромисс;
  • научить ребенка, что ему можно, а что нельзя.

Родителям придется осознать, что их ребенок становится самостоятельной личностью.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

Какие признаки определяют наступивший кризис

В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.

Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, — так называемое «семизвездие симптомов»:

  • Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, — просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  • Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
  • Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  • Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  • Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  • Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  • Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» — значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.

Профессиональная помощь

Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • склонность к садизму;
  • слишком частые и длительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.

При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.

Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:

  1. Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
  3. Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.

Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще . Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную . Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным . Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи. 

НЕГАТИВИЗМ

Это такое поведение ребенка, которое идет вразрез с тем, что предлагает ему взрослый. Ребенок реагирует не на содержание действия, а на то, что предложение исходит со стороны взрослого.

Такое поведение вынуждает ребенка действовать вразрез со своими желаниями.

Например, ребенок хочет есть, но на предложение взрослого будет твердить «нет».

Что делать в подобной ситуации?

НО! Выбор должен быть ограниченным.

Нельзя сказать ребенку – «Что ты хочешь кушать?» Лучше предложить один из двух приемлемых для вас вариантов.

Это, так называемый, выбор без выбора.

«Ты будешь кушать макароны или картошку?»

Негативизм нельзя давить. Позиция силы, возможно, даст кратковременный эффект, но в будущем вы рискуете получить безвольное дитя неспособное самостоятельно принять решение.

Негативизм перерастает в самостоятельность. И к слову, самостоятельность нельзя воспитать! Ее можно только дать.

Это реально сложно, но оно того стоит.

Я смотрю на маленькие шажочки нашего сына, возмущающегося, когда я за него открываю воду или выключаю свет и горжусь, что он САМ делает это.

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector