Психология отношений, или что делать паре, не состоящей в браке, чтобы преодолеть кризис 3 лет

Особенности проявления и признаки кризиса трех лет у детей

Значительные перемены в психическом развитии трехлетнего малыша сопровождаются частыми капризами, беспричинными истериками, недоброжелательной реакцией на уговоры родителей.

Причин такому поведению есть немало:

  • плохое самочувствие, недомогание;
  • переутомление;
  • стресс;
  • недочеты в воспитании.

Однако чаще всего дети, устраивая истерики, просто испытывают терпение родителей, так как привыкли всегда получать от них желаемое. Именно так трактует неадекватное поведение трехлетних детей Доктор Комаровский. При этом он подчеркивает, что чрезмерная капризность проявляется в присутствии зрителей.

Ребенок, убедившись в том, что его упрямство, крик или отказ выполнить просьбу мамы или папы подействовали один раз, будет применять эту тактику всякий раз, когда захочет что-нибудь выпросить или ему что-то не понравится.

Педиатр предупреждает, что родителям необходимо пресекать детские капризы игнорированием запросов малыша в том случае, если его действия представляют опасность для него самого или окружающих. В такой ситуации непреклонность должны проявить все члены семьи.

В этот сложный период, как отмечает Комаровский, дети пытаются манипулировать взрослыми, буквально тиранить их с того момента, как только начинают понимать, что криком и истерикой они добьются всего, чего пожелают или того, что им обычно не позволяют делать.

Учитывая, что детская психика в возрасте 3 лет значительно изменяется в связи с накоплением умений и навыков, педиатр подчеркивает необходимость разумного подхода к его воспитанию.

называет следующие:

  1. Нельзя допустить, чтобы ребенок почувствовал себя главным в семье.
  2. Нельзя идти у него на поводу.
  3. Требования обоих родителей должны совпадать.

Вместе с тем, он подчеркивает, что ребенка нельзя сравнивать с кем-либо другим, чтобы не понизить его самооценку. Малышу надо помочь спокойно пройти психическую перестройку от чрезмерной заботы родителей в возрасте до 3 лет к возможности и необходимости самостоятельно справляться с выполнением простых действий.

Такие серьезные изменения зачастую сопровождаются развитием возможных противоречий в его сознании и становятся причиной неадекватного поведения крохи. Оно объясняется тем, что ребенок не только хочет, но уже чувствует себя взрослым.

Однако большое количество советов, требований, правил со стороны взрослых ограничивают его самостоятельность, что выливается во внутренний протест, сопровождающийся неадекватными эмоционально-поведенческими отклонениями.

Продолжительность сложного периода

По мнению доктора Комаровского, кризис 3 лет у деток – это своеобразный бунт против воспитания авторитарного типа и сложившихся в семье отношений. При этом он подчеркивает, что четких временных границ у этого периода не существует.

Кризис может начаться в 2.5 года и продолжаться до 3.5 – 4 лет. Общая продолжительность в среднем составляет один год. Но не исключено, что ребенок преодолеет кризисное состояние буквально за 3 – 6 месяцев.

Кроме временных особенностей, отмечается и разница в поведении мальчиков и девочек: первые отличаются упрямством, а вторые чаще капризничают. Во время активной фазы кризиса у детей наблюдается от 5 до 19 приступов капризности или упрямства.

Продолжительность и интенсивность проявлений зависит от таких факторов, как темперамент и состояние нервной системы малыша, а также – от поведения самих родителей и психологической помощи с их стороны.

Отсутствие проявления симптомов кризиса до 4 лет – сигнал о необходимости посещения психотерапевта, так как это может указывать на задержку в развитии ребенка.

Как преодолеть?

Специалисты выделили ряд советов, следование которым поможет справиться со всеми возникшими трудностями:

Не скрывать свои чувства и эмоции. Партнер — не экстрасенс, который может угадывать мысли. Поэтому, если что-то тревожит, лучше говорить об этом напрямую. Эти слова в больше мере касаются женщин, любящих играть в молчанку и требующих, чтобы мужчина читал их, как раскрытую книгу.

Заняться собой. Речь идет не только о внешнем виде. Хотя, конечно, смена имиджа, обновление гардероба или, например, фигуры точно пойдут на пользу. Но заниматься нужно и развитием себя как личности. По возможности стоит выделить время на чтение, изучение языков и т.д.

Научиться находить компромиссы. Все люди разные, у каждого есть собственное мнение по тому или другому поводу. Не стоит пытаться переубедить партнера, заставляя принять свою сторону. Лучше найти точки соприкосновения.

Принимать совместные решения, которые будут удобны обоим.

Чаще общаться друг с другом

При этом важно следить за интонацией, не повышать тон и не переходить на личности. Также следует поработать над тем, чтобы не только слушать, но и слышать сказанное.

Еще раз посмотреть на партнера со стороны, оценить его положительные и отрицательные стороны

При ближайшем рассмотрении окажется, что большая часть минусов надумана.

Улыбаться. Довольно необычный совет, особенно, если учесть наличие массы трудностей и проблем. Но! Искренняя улыбка всегда улучшает настроение и побуждает человека продолжить разговор.

Распределить обязанности. Женщинам не стоит все брать на себя. Почему бы, например, не доверить мужу вечернее кормление или купание ребенка? Или, допустим, приготовление ужина на выходных?

Давать возможность отдохнуть. Речь о раздельном отдыхе. Если он не идет во вред семье и отношениям в целом, то стоит о нем задуматься.

Выделить время для совместных развлечений. Если в семье есть дети, можно попросить посидеть с ними бабушек или, например, няню. Освободившиеся несколько часов посвятить друг другу, сходив в кино, кафе или ресторан. Поначалу может возникнуть дискомфорт, но со временем проводить вечера вместе будет все приятнее.

Отношения — это всегда работа обоих партнеров. Игра в одни ворота ни к чему хорошему не приведет. Если же оба супруга стремятся победить кризис, то у них обязательно все получится.

Разговаривайте простыми фразами

Трёхлетние дети не понимают сложные термины. Малыши ещё не умеют мыслить абстрактно и выстраивать длинные логические цепочки. Ребёнок не может понять, что если одеваться медленно, то папа опоздает на работу и его наругают. Поэтому он продолжает орать, пока родители натягивают джинсы и пытаются объяснить, что это надо сделать как можно скорее.

Вот как стоит себя вести:

  • Объясняйте всё максимально просто. Когда разговариваете с ребёнком, опирайтесь на его житейский опыт, а не на ваш. Вместо «Мороженое на обед нельзя, в нём нет полезных веществ» лучше сказать «Мороженое на обед нельзя. Его можно будет потом, когда ты съешь салат».
  • Говорите спокойно и уверенно. Дети хорошо считывают мимику и интонации. Если малыш чувствует, что мама говорит неуверенно, то он понимает: вот сейчас можно истерить, и всё будет так, как ему нужно.
  • Показывайте, а не рассказывайте. Не читайте лекции о том, что на улице жарко, поэтому придётся надеть панамку. Лучше подойдите с ребёнком к окну и покажите ему, какое сегодня яркое солнышко. Потрогайте с ним нагретый подоконник.

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер

Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

Родители сами должны быть дисциплинированными и последовательными в своих требованиях. Например, если вы говорите, что руки нужно мыть каждый раз, придя с улицы, выполнять это нужно постоянно. Или, если вы не дали сладости ребенку перед едой сегодня, завтра или в какой-то другой день сладости также нельзя кушать перед обедом или ужином. В противном случае ребенок просто не будет понимать, как же все-таки правильно нужно делать, и будет добиваться того, что ему удобно.

Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке

Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить

В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.

Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Особенности развития взаимоотношений после

Любой кризис рано или поздно заканчивается. И здесь два варианта развития событий: люди расходятся или отношения продолжаются. Если союз не разрушен, то происходит обновление.

Партнеры становятся более близкими, возвращается доверие, позитивное общение. Вполне возможно, что отношения перейдут в брак, если мужчина и женщина хотят этого. Или они продолжатся в том же ключе – на расстоянии, потому что обоим так удобно.

Выйти из кризиса надо с полным осознанием, а что будет дальше, как развивать отношения. У партнеров должны быть схожие взгляды на союз. В этом случае отношения будут гармоничными и продляться долго.

Нормальны ли откаты назад в развитии ребенка во время кризиса 3 лет?

В этот период часто бывает, что ребенок начинает отказываться делать то, что он умеет. Просит покормить его, хотя давно умеет есть самостоятельно, не хочет одеваться – раздеваться и т. д.

Это может быть связано с каким-то кризисом в жизни ребенка, например, с рождением еще одного ребенка в семье, переездом, сменой воспитателей в детском саду и т. д. Также это может быть связано с какими-то физиологическими моментами (например, после болезни, в период авитаминоза и др.).

В такие моменты важно, чтобы родители не пугались, и эту регрессию когда-то даже поддерживали. Ничего страшного, что ребенок просит помощи, хотя умеет это делать сам

Мы тоже много чего умеем, но нам очень нравится, когда кто-то о нас заботится. Потому что это про чувство безопасности, про утешение, про заботу.

Не надо бояться регрессии. Иногда можно самим одеть ребенка, покормить с ложки, подержать на руках как маленького.

Никакой ребенок не будет продолжать вести себя как маленький больше, чем ему это необходимо. Как только он насытится, наполнится, как только какая-то тревога пройдет, он скажет: «Я сам».

Важно сохранять спокойствие. «Хочешь быть маленьким? Как здорово, ты мой маленький»

Нужно подыграть ребенку.

Дети быстро насыщаются, зато потом становятся еще более самостоятельными и активными.

Какую литературу почитать про кризис 3 лет

В первую очередь рекомендую прочитать книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

Также у Петрановской есть замечательная книга «Если с ребенком трудно» (это книга про попытку понять и расшифровать поведение ребенка, когда кажется, что он издевается, и перестать с ним воевать и начать сотрудничать, действовать в русле привязанности).

Также можно почитать книги Гордона Ньюфелда и Габора Матэ «Не упускайте своих детей», Джона Боулби «Привязанность», Ольгу Писарик «Привязанность – жизненно важная связь»

Теперь вы знаете о главных признаках кризиса 3 лет и о том, как выстоять в этот период.

Кризис 6 лет – «дошкольного детства»

В этот период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Формируется становление внутренней позиции, проявляются интересы, увлечения, вкусы, черты характера. Период кризиса приходится на возраст от 6 до 7 лет.

Проявления и переживания ребенка в дошкольном кризисе:

Ребенок осознает смысл переживаний, проявление эмоций. Формируется отношение к себе, к социальному статусу семьи, своему положению в семье. Наступает промежуток между обращением к ребенку и его реакцией, он переосмысливает предложенную информацию и думает над ответом. Частые споры, высказывание своей позиции, мнения, отношения к ситуации, людям, предметам, действиям. Хитрость и непослушание, отказ от выполнения привычных действий. Демонстративное поведение, желание вести себя как взрослые

Внимание к своей внешности, требовательность в одежде

Чем могут помочь родители?

Прежде всего предоставить ребенку возможность думать и действовать самостоятельно, не забывая говорить о предполагаемых последствиях. Уважение к интересам и вкусам

Проявляйте внимание ко всему сказанному ребенком, учитесь слушать его и отвечать на вопросы, регулярно хвалите за положительные поступки. Подавайте пример собственным поведением, будьте последовательны и терпеливы

Детский развивающий центр «УмНяша» в Солнцево научит ваших детей читать и писать, подготовит к школе. Мы используем передовые методики, которые в игровой форме помогают освоить азы грамматики, математики, английского языка и многое другое.

Как пережить сложные времена?

В первую очередь, важно понимать, что период этот временный. Каждый из партнеров должен решить, а хочет ли он сохранять эти отношения

В кризисный период уровень комфорта от общения с партнером низкий. Однако ссоры помогают лучше узнать другого человека. Другое дело, что они должны быть конструктивными, без перехода на личности.

Как действовать женщине:

Вспомнить, как она начала общаться с партнером, что конкретно в нем привлекало.
Заняться собой

Неважно, сколько длятся отношения, но женщина должна оставаться привлекательной и желанной для своего мужчины.
Перестать жить только жизнью партнера. Зависимость от мужчины – это сильные эмоциональные переживания, страх его потерять, остаться одной

Но это еще и отталкивает мужчину, потому что он боится на свою личную свободу. Поэтому у каждого должны быть свои увлечения, время, чтобы побыть в одиночестве.
Избегать критики. Если что-то не нравится, надо об этом сказать, но так, чтобы партнера не обидеть, а донести до него спокойно свою позицию.
Если мужчина по какой-то причине хочет побыть в одиночестве, дать ему такую возможность.

Как действовать мужчине:

  1. Понять, что женщина – существо эмоциональное, бурно реагирует на любые проявления критики.
  2. Постараться меньше показывать свою ревность. Обсуждать свои опасения надо спокойным голосом. Но если в паре пропало доверие, это первый шаг к расставанию.
  3. Спросить себя: что я делаю, чтобы сохранить отношения и разжечь прежний огонь?
  4. Понять, что изменить человека практически нереально, его можно только принять.
  5. Решить, что конкретно вы хотите от партнера, планируется ли переход отношений в более серьезные.
  6. Осознать свои претензии, откуда они возникают.

Важно разговаривать, чтобы лучше узнать, что не устраивает, что хочет партнер. Если конструктивного диалога не получается, то лучше сходить к семейному психологу.

Правила, которые помогут родителям договориться с трехлетним ребенком

Помочь родителям правильно строить взаимоотношения с крохой поможет свод правил, которых следует строго придерживаться:

Старайтесь не заострять внимание на том, что малыш себя плохо ведет. Возникшую бурю эмоций крохи сложно победить, но тем менее если меньше обращать на нее внимание, она утихнет быстрее, чем если родители начнут кричать на кроху и просить немедленно успокоиться, угрожая ремнем
Конечно, сложно взять в себя в руки, если рядом кричит ребенок, но ответная реакция должна быть только спокойной и терпеливой

Можно сказать малышу, что поговорите с ним только после того, как он успокоиться, тем более что вам нужно обсудить важное дело, к примеру, покупку новой краски, пазлов или похода в кафе. Заинтересовав малыша, вы переключите его внимание и значит он быстрее успокоиться.
Чаще хвалите кроху и подчеркивайте, что он очень самостоятельный и умный

Очень важно чтобы ребенок положительно себя оценивал, тогда и поведение его будет хорошим.
Вместо прямых указаний, что делать, просите малыша о помощи. Попросите его помочь убрать игрушки, а еще лучше устройте соревнование, кто сложит их быстрее в корзину. На дороге изобразите, что очень боитесь машин, потому просите малыша взять вас за руку, ведь так вам будет нестрашно и спокойно.
Давайте ребенку выбор, больше спрашивайте, куда он хочет пойти, какой мультик смотреть, что кушать на ужин. Конечно, при этом важно задать вопрос, так как если спросить кроху, что он будет на ужин, ответ будет однозначный – конфеты. Поэтому спрашивайте, что он хочет больше макароны с сыром или овощи с мясом.
Не сдерживайте малыша, если он хочет что-то делать и это никак не навредит ему или вам. Если он хочет подмести пол, вручите ему веник, хочет поиграть новой машиной во дворе, ну что ж для этого она и куплена, не любоваться еже ею постоянно в квартире. Если желаемое действие будет иметь негативное последствие, четко объясните крохе, почему так делать нельзя.

Определение и особенности

Если сказать психологическими терминами, то кризис семейной жизни — это нарушение гомеостаза, приводящее к фрустрации. Простыми словами определение звучит так: кризис — это нарушение процесса саморегуляции или поддержания правильной атмосферы в семье. Приводит оно к развитию чувства неудовлетворенности.

На практике в какой-то момент супруги понимают, что сложившееся положение вещей их больше не устраивает. Нужно либо что-то изменить, либо расстаться. Обычно появлению таких мыслей предшествуют различные сложные ситуации, в частности, рождение ребенка, серьезная болезнь и т.д.

Почему он возникает именно в этот период? Ответ прост — скука. Супругам становится скучно друг с другом. Они знают один другого, как прочитанную книгу. В семьях, где уже родились дети, к скуке добавляется усталость. Особенно сильно ее ощущают женщины, которые проводят с малышом практически все время.

Кризис 3 лет совместной жизни показывает, есть ли между мужем и женой настоящие чувства, готовы ли они бороться за семью или при первых же проблемах пойдут разводиться.

НАШ РЕЦЕПТ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

  1. Следить за утомляемостью малыша и стараться уложить его до того, как случилось переутомление.
  2. Всячески поощрять проявления самостоятельности, даже если это трудно, неудобно или мы опасаемся этого.
  3. Расширять зону ответственности и показывать значимость тех дел, которые делает Денис, помогая нам.
  4. Быть более внимательными к просьбам ребенка, но твердыми если решили, что то, о чем просит ребенок невозможно реализовать.
  5. Сократить количество слов «нет» в своем лексиконе. Для малыша в возрасте 2-3 лет, переживающего возрастной кризис 3 лет, слово «нет» является катализатором, спусковым крючком, запускающим бурю протеста. Лучше использовать выражение «Да, но…» Например, пора кушать, а Денис всячески сопротивляется. И хочет играть. Вместо того, чтобы сказать «нет», я предпочитаю сказать «да, но сначала нам нужно покушать, смотри какие рыбки плавают в тарелке — давай их поймаем?» Или же надо идти гулять с собакой. Об отношениях нашего сыночка и нашей собаки написана отдельная статья, почитайте, тогда поймете насколько важна для Дениски такая прогулка. Он хочет пойти гулять, но на мое предложение категорически говорит «нет», включая негативизм. Я говорю — «хорошо, тогда мы идем без тебя». Тут же бежит со своей одеждой — «мама, одень меня».
  6. Если уж, истерика началась – запастись терпением и ждать, пока ребенок успокоится сам.
  7. После окончания истерики обнять, приласкать и напомнить о том, что мы очень любим нашего малыша и понимаем, что ему сейчас трудно.

И самый главный момент – понимать, что никакое плохое поведение не делает ребенка плохим!

Он хороший и любимый, даже если какие-то моменты в его поведении нас не устраивают!

Не знаю, насколько наш рецепт может быть универсальным и сможет помочь кому-то из Вас, дорогие читатели, мы с мужем после некоторой растерянности и напряжения нашли свою манеру поведения, и обстановка в семье снова вошла в русло любви и более-менее спокойствия.

Нам будет очень интересно!

Я же со своей стороны обещаю поделиться нашим опытом и результатами прохождения этого важнейшего в жизни ребенка и становлении ЧЕЛОВЕКА этапа.

Разумеется, после того, как он пройдет!

Поделюсь своими мыслями и планами на ближайшее время. Очень хочется раскрыть и привлечь Вас к обсуждению следующих тем:

  • Шаги в самостоятельность. Эта тема стоит того, чтобы написать о ней отдельно. Как можно научить человека плавать. Как минимум 2 варианта. 1. Бросить в воду — выплывет, значит, научился, утонет – не судьба. 2. Держать на руках на мелководье, потом отпустить и быть рядом, а потом отойти в сторону и пусть плавает сам. Так и с детской самостоятельностью. Например, отправили в садик – пусть учиться общаться сам или находитесь рядом, объясняете, показываете, потом отходите в сторонку, наблюдаете и иногда корректируете, а потом спокойно отходите совсем и просто интересуетесь делами. На самом деле в психологии был открыт закон, который объясняет, почему одни дети становятся самостоятельными безболезненно и с удовольствием, а другие нет. И что нужно делать родителям, чтобы мягко и эффективно помочь ребенку стать самостоятельной личностью.
  • Как вести себя в песочнице? Очень часто родители остаются в стороне или не знают, что делать в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми на детской площадке. Стоит ли делиться игрушками, нужно ли вмешиваться в спор между детьми, как вести себя, если Ваш ребенок неправ или, наоборот, его обидели? Я долго думала, присматривалась к поведению детей и, в частности, нашего сыночка и сформировала для себя некий универсальный алгоритм, который и применяю на детской площадке. Поговорим о социализации ребенка и как ему помочь.
  • Ярлыки и прочие «недобрые» слова в адрес ребенка при желании воспитать и сделать его «хорошим» человеком. Опять же исходя из наблюдений на детских площадках, в поликлинике, магазинах и других местах встреч с родителями других детей и наблюдением за их общением с детьми, напишу свое видение таких привычных слов, бросаемых детям как «жадина», «горе ты мое луковое», «ты как всегда копаешься» и т.д. Честно, очень хочется иногда вмешаться, но я этого не делаю. А на блоге имею полное право высказаться и возможно кто-то, прочитав, переосмыслит свою манеру и изменит ее. А кто-то, возможно, поделится своим опытом или, наоборот, разнесет в пух и прах мои доводы.

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?

Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?

Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.

Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.

Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.

Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.

Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.

Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.

Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector