Регресс сна у ребенка: что это и как его пережить

Какие есть ритуалы засыпания?

Специалисты рекомендуют подготовку ко сну, которая состоит из последовательных, ежедневно повторяющихся действий, так называемых рутин5. Они помогают ускорить засыпание, повысить качество и длительность сна, уменьшить количество ночных пробуждений5.

Наиболее типичные ежевечерние ритуалы6:

  • Купание в теплой воде с любимой пенкой или средством для ванны, легкий массаж.
  • Успокаивающие звуки – «белый шум». Это монотонный шум, который не несет в себе смысловой нагрузки, успокаивает и помогает забыться, например, текущая вода, метроном, тиканье часов или записи звуков природы.
  • Колыбельные и сказки.
  • Пожелания «доброй ночи», «сладких снов» или другие фразы, которые произносят только перед сном.

Эксперты по сну рекомендуют трехэтапный ритуал, который включает купание, массаж и спокойное время в кроватке8. 

  • Во время водных процедуры можно использовать пену для ванной. Для малышей с 6 месяцев подойдет пена JOHNSON’S Детская пена для купания «Перед сном». У нее успокаивающий аромат, помогающий ребенку подготовиться ко сну8.
  • Сразу после теплой ванны легкими поглаживающими движениями на кожу можно нанести молочко, например, JOHNSON’S Детское молочко «Перед сном»8   для детей старше 6 месяцев. Такой массаж еще больше успокоит малыша и подготовит его ко сну, особенно благодаря приятному запаху молочка8.
  • На третьем этапе нужно переодеть ребенка в пижаму, почитать сказку на ночь или спеть колыбельную4,8. 

Как правило, достаточно нескольких дней, чтобы сформировалась ассоциация между вечерней рутиной и засыпанием4.  

Как видите, для здорового детского сна и быстрого засыпания педиатрами и психологами разработаны различные методики. Но использовать их нужно, учитывая возраст ребенка, его привычки и особенности нервной системы. Задача родителей — организовать режим дня малыша и подготовить его ко сну, успокоив и создав положительные ассоциации с процессом засыпания. При правильном выполнении рекомендаций специалиста ребенок постепенно научится засыпать самостоятельно и быстрее, будет спать дольше и крепче.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Литература:

  1. Е.С.Сахарова. Что беспокоит младенца? Педиатрическая фармакология, 2010, том 7, №2, с.143-148.
  2. И.А.Кельмансон. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-5». Эффективная фармакотерапия, 2017, №35, с.4-13
  3. М.Г.Полуэктов, П.В.пчелина. Сон у детей: от физиологии к патологии. Медицинский совет, 2017, №9, с.98-103.
  4. П.В.Пчелина. М.Г.Полуэктов. Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-4». Эффективная фармакотерапия, 2016, №19, с.52-60.
  5. Jodi A. Mindell, PhD; Lorena S. Telofski, BА; Benjamin Wiegand, PhD; Ellen S. Kurtz, PhD. A Nightly Bedtime Routine: Impact on Sleep in Young Children and Maternal Mood. (Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение) SLEEP (Сон), Vol. 32, No. 5, 2009. р.599-607.
  6. Е.А.Корабельникова. Лечение и профилактика инсомний у детей раннего возраста. Российский психиатрический журнал, 2012, №3, с.62-70.
  7. М.Г. Полуэктов Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия// Эффективная фармакотерапия, Неврология и психиатрия. 1/2012
  8. Майнделл Дж, Лорена С, Телофски БА и др. Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение. Сон (Sleep). 2009 г.; 23:599–606.

Провокаторы появления проблемы

Если родители стали замечать такие проявления, как:

  • беспочвенные капризы;
  • регулярное недосыпание;
  • частые ночные пробуждения.

Скорее всего, у малыша развивается регресс сна. Подобное нарушение как уже было сказано выше, считается нормальным. Поэтому не стоит бить тревогу раньше времени.

Как правило, незначительные отклонения отдыха являются следствием возрастных изменений, а выражаются они следующими признаками:

  • «трех- четырех» месячный ребенок уже способен следить за мамой и понимать, когда она уходит. Как только, родители исчезают из поля зрения возникает чувство обеспокоенности и тревоги. Все это провоцирует появление регресса;
  • в возрасте 5-6 месяцев у детей появляются первые молочные зубки. Кроме того, в это время дневной сон уменьшается до двух раз и происходит перестройка биологических часов. Все это провоцирует проявление расстройства. Как правило, для адаптации требуется около 3 недель, после чего отдых приходит в норму и исчезают капризы;
  • на 9 месяц жизни дети все больше интересуются окружающим миром. В этом возрасте чаще происходят первые контакты с другими детками. Все это приводит к перевозбуждению психики, что в свою очередь, провоцирует наступление рассматриваемого нарушения. Кроме того, в этот период может наблюдаться ухудшение дневного и ночного отдыха;
  • когда крохе исполняется год наступает следующий этап регресса. Причина возникновения подобного состояния на этом этапе, воображение маленького человечка. В этот период новая информация фиксируется в памяти, но смысловой анализ еще неразвит. Как результат, некоторые явления просто пугают малыша;
  • в полтора года происходит становление ребенка как личности. Подобная перестройка сопровождается капризами и своеобразным протестом против определенных установок. Это и провоцирует следующий этап проявления нарушения;
  • к двум годам регресс возникает из-за смены привычной обстановки. В этом возрасте дети начинают посещать ясли, что провоцирует психологическую напряженность.

Педиатры утверждают, если у крохи в три месяца выявлены хоть пара перечисленных признаков, значит, можно утверждать о появлении регресса сна. Конечно, подобное нарушение будет проявляться и в 6-7, год, полтора и два. Но если эту проблему не игнорировать и создать идеальные условия, регресс пройдет практически незаметно.

Ребенок плохо спит ночью

Вам эта статья будет так полезна, что Вы захотите её распечатать!

Часто задают вопросы, сколько должен спать ребенок в 1 месяц. Поставим вопрос по-другому: Сколько должны спать родители?
Многие родители, особенно мамы, детей до 1 — 3 лет могут сказать: «Высыпаться — это моя мечта!» Если у родителей прерывистый, поверхностный, тревожный сон с частыми насильственными пробуждениями, то это — верный путь к хроническому стрессу, усталости, недовольству, конфликтам, снижению работоспособности.

Поэтому следует создать условия, чтобы родители смогли спать ночью полноценно 8 часов.
Если ребенок спит в постели с мамой или родителями, то полностью и продолжительно расслабиться взрослым не удается. Лишь альтернатива вставать к постели младенца каждые несколько минут или часов заставляет спать совместно с ребенком. Только так мамы могут буквально «провалиться в сон».

Требуется создать правильный физиологический режим сна и бодрствования, согласно возрасту ребенка, а также с учетом режима членов семьи.
Чтобы создать полноценный ночной сон, надо создать рациональный режим дня.

Режим дня для детей 1-3 месяцев

  • Подъем в 6-8 часов (в 7 часов)
  • Ребенок после пробуждения кушает, затем наступает активное бодрствование.
  • Частая ошибка родителей: уложить спать сразу после кормления или через короткий промежуток бодрствования (через 1-1, часа). Ведь родителям не хочется вставать так рано, то есть до 8-10 часов утра.

Это приводит к тому, что, не утомившись за этот короткий промежуток, малыш спит не долго, около 30 минут — 1 час. А дальше сбивается весь режим дня. Сохраняются короткие промежутки бодрствования (1-2 часа), затем короткий поверхностный сон в течение нескольких минут — 1 часа. Причем, часто сон возможен только на руках или при условии постоянного укачивания в кроватке.

Создаем промежутки между сном 2-2,5 часа. В этот период у ребенка происходит активное или спокойное бодрствование.

Чем можно заниматься с ребенком днём, когда ребенок не спит?

  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Во время прогулок следует не только спать, а также исследовать и знакомиться с окружающим миром. Показывая и рассказывая обо всем, что видим перед собой, мы учим малыша быть любознательным, это основа обучения.
  • Играем на улице в подвижные игры, используем надворные конструкции: лесенки, песочница, горки, качели, карусели. Бег, прыжки, лазания, велосипед, самокат — динамичные игры, развивающие моторную ловкость. Если ребенок утомиться физически, достаточно проведя времени на свежем воздухе, то глубокий сон ему обеспечен. Создайте условия, при которых ребенок «наматывает круги по детской площадке», а мама в это время немного посидит и отдохнет, общаясь с другими мамами. Следите за безопасностью ребенка!
  • К вечеру активные эмоциональные и физические нагрузки следует несколько ограничить, избегая перевозбуждения.
  • Вечером подойдут спокойные настольные или напольные игры, рисование, лепка из пластилина, конструирование, чтение сказок с хорошим концом, тихая музыка или спокойные детские песни, короткий детский мультфильм, непродолжительное общение по телефону с родственниками (бабушкой и дедушкой), массаж с элементами ЛФК.
  • Родители должны спать 8 часов.

Признаки возникновения нарушения

Определить проявление регрессивного нарушения можно по следующим признакам:

  • ребенок капризничает и долго не может уснуть по вечерам;
  • дневной сон становится редким, при этом проявляется высокая чуткость ко внешним раздражителям;
  • малыш чаще стал просыпаться ночью, кричит и плачет;
  • в периоды бодрствования ребенок становится раздражительным и присутствует повышенная возбудимость;
  • у грудничка сильно увеличился аппетит;
  • возникла повышена потребность в контакте с мамой;
  • ребенок стал беспокойным.

Нормальный отдых зависит от состояния малыша и его индивидуальных потребностей. Как правило, уже к 3 месяцам детский организм проходит адаптацию к смене ночи и дня. Однако, и дальше у крохи наблюдаются особенности отдыха.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Полезен ли совместный сон

И последний вопрос, интересующий многих мам, можно ли спать вместе с ребенком. Сложно однозначно ответить на данный вопрос. С одной стороны, совестный отдых имеет ряд недостатков, в виде:

  • уснув, мама рискует причинить вред крохе;
  • со стороны гигиены совместный сон не считается правильным;
  • практически все дети привыкают к отдыху с мамой, а затем их сложно отучить.

Что касается преимуществ, то ученные установили, в семьях, где детки спят с родителями проявление регресса сна, проходит практически бессимптомно.

Резюмируя все вышеописанного нужно отметить, возрастные нарушения сна не таят в себе опасности. Более того, подобные проблемы решаются без труда. Однако, если это нарушение затянулось на несколько месяцев, родителям следует быть подготовленным психологически и конечно, же, потребуется показать малыша педиатру.

Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна?

Продолжаю переводы статей, посвященных детскому сну, с сайта известного американского «тренера по сну» Ким Вест.Предыдущий перевод «Регресс сна у детей в возрасте 4-х месяцев».

Автор статьи «Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна» — Андреа Странг — детский консультант, специалист по детскому сну и доула. За последние 14 лет Андреа помогла более, чем 3000 семей и провела с ними больше 10000 часов.

Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна?

Готов ли мой ребенок к приучению к самостоятельному засыпанию?

Примечание Ким Вест: некоторые младенцы могут быть готовы к обучению СЗ уже в возрасте от 4 месяцев, но их однозначно НЕ большинство. Как уже сказано выше, способность к самоуспокоению часто не проявляется вплоть до 6 месяцев, и обучение СЗ до того, как ваш ребенок разовьет эту способность, принесет дискомфорт не только вам, но и малышу.

Восстановление ритуалов.

Теперь, когда ребенок начинает понимать причины и следствия, ритуалы становятся более значимыми. Создание ритуалов перед дневным и ночным сном поможет вашему малышу понимать, что будет дальше… сон! Пусть ваши ритуалы будут простыми, не больше трех шагов, один из которых кормление, в одинаковой последовательности каждый вечер. Помимо кормления, это может быть массаж, сказка на ночь, объятия или песенка.

Что еще более интересно, в ходе этого скачка развития, ваш ребенок, возможно, научился выполнять всевозможные новые действия: захватывать предметы и перекладывать их из ручки в ручку, засовывать предметы себе в рот (о, счастье!), двигать предметы, реагировать на собственное имя, издавать новые звуки и даже, возможно, переворачиваться (хотя считается, что это рано, так что не волнуйтесь, если ваш малыш еще на научился этого делать).

Помните, сейчас ребенок учится сигнализировать вам о своих потребностях

Например, протягивать к вам ручки, когда он хочет, чтобы его взяли на руки, или находить другие забавные способы привлечь ваше внимание. Вы заметите, что начинает проявляться его характер и привязанности к любимым игрушкам, играм и занятиям

Это отличный повод ввести в распорядок дня какие-то занятия между дневными и перед ночным сном. Вашему ребенку предстоит многое исследовать, помогите ему занять себя игрой на 10-15 минут после кормления, чтобы мягко приучить его к тому, что не каждое кормление заканчивается сном (сейчас это так, но ситуация изменится уже через несколько месяцев).

Нет ли у моего ребенка «плохих» привычек?

Чего мне ждать?

О самоуспокоении.

Вот примеры способов самоуспокоения: малыш дрыгает ножками, поднимает их и опускает, вертит головкой туда-обратно, использует любимую игрушку или другой предмет, что-нибудь сосет. Нередко младенцы перемежают периоды беспокойства, когда они пытаются самостоятельно уснуть снова, со спокойными периодами.

Пожалуйста, имейте в виду, что под беспокойством не подразумевается  плач, и вам не нужно давать ребенку проплакаться. Когда вы и ваш ребенок будете готовы, вы сможете мягко начать обучение самостоятельному засыпанию, чтобы улучшить ситуацию.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов к обучению СЗ раньше, чем в 6 месяцев, я очень рекомендую вам обратиться к специалисту по детскому сну, чтобы он помог вам убедиться, что малыш готов учиться самостоятельному засыпанию, и, если это действительно так, сопроводить вас на протяжении всего этого периода, т.к. способы обучения СЗ детей младшего возраста немного отличаются от тех, которые применяются при обучении детей от 6 до 8 месяцев.

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще . Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную . Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным . Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи. 

Снохождение и сноговорение

При снохождении  (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него

Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию»

Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При  этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Преодоление возрастных кризисов сна

Очень важно в момент регресса сна, чтобы родители запаслись терпением. Этот период действительно считается настоящим испытанием для всей семьи

Следует помнить, что такие периоды не бывают бесконечными, их средняя продолжительность не более двух недель, что является хорошей новостью. Не очень радостно то, что в такие моменты привычные способы укладывания малыша оказываются бездейственными.

Советы опытных мам

Каждая мама может улучшить качество сна своего ребенка и без серьезных проблем пережить период регресса сна, если будет прислушиваться к советам специалистов и тех людей, которые проходили через все это. Несмотря на то, что каждый ребенок индивидуален, продолжительность сна детей не должна сильно отличаться.

Существуют проверенные меры, которые помогают пройти испытание, связанное с регрессом сна с наименьшими недосыпами и стрессами для всей семьи:

Важно помнить, что все эти неприятные явления временные. Наступит период в жизни малыша, когда все нормализуется
Но для этого следует уделить ему все свое внимание

Не нужно злиться на ребенка, ему также, как и родителям, очень нелегко
Хорошо помогают в борьбе с регрессом созданные благоприятные условия для сна. Необходимо обеспечить малышу тишину, проветрить комнату, выключить все отвлекающие внимание электроприборы. Важно не отступать от привычных вечерних ритуалов.

В дневное время не стоит ограничивать ребенка в подвижности. Он минимальное количество времени должен быть пристегнут в коляске или к шезлонгу, а больше пребывать на траве или полу, заниматься пока еще новыми и непривычными для себя упражнениями.
Не нужно запрещать малышу вставать, садиться во время укладывания. Это может затянуть процесс засыпания.
Не стоит настаивать и акцентировать внимание на привычном режиме дневного сна. Если у малыша нет желания уснуть в определенное для него время можно дать возможность пободрствовать ему еще час, а потом попытаться уложить его снова. При этом не желательно возвращаться к уже искорененным вредным привычкам в виде укачивания или засыпания с соской. Отказ от них в следующий раз будет еще более болезненным для ребенка.
Лучше не создавать новых вредных привычек. Нередко родители в сложный период регресса сна берут ребенка к себе в постель. За несколько дней он привыкает ко сну с ними, потом плохо спит в одиночестве.
Нельзя оставлять малыша засыпать самостоятельно. Если подобное практиковалось раньше, и при этом не возникало проблем, то в случае с регрессом сна ситуация крайне меняется. Желательно оставаться рядом с малышом, пока он не начнет мирно посапывать во сне.

Рекомендации профессионалов

Пережить регресс сна можно с наименьшими неприятностями, если научиться одновременно с малышом спать и бодрствовать. При первых симптомах усталости ребенка необходимо укладывать в постель. Не стоит отказывать ему в ночном кормлении. Он растет, соответственно требует значительно больше энергии.

Совет! Если ребенок стал дольше укладываться спать в связи с регрессом сна, все вечерние ритуалы необходимо совершать немного раньше привычного времени

Важно постараться, чтобы малыш уснул в районе 19-20.30 часов. Именно в это время происходит высокая выработка мелатонина в маленьком организме, который представляет собой гормон сна.

Не стоит отказываться от помощи родных. Регресс сна действительно серьезное испытание как для родителей, так и для ребенка. Все может разрешиться без проблем и осложнений. Но, если период затягивается и длится больше месяца, следует обратиться за помощью к врачу, который поможет выяснить возможные другие причины нарушения сна малыша.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector