Мы растем! все о развитии ребенка от 1 года 9 мес. до двух лет

Содержание:

Физическое развитие ребенка в 14 месяцев

Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.

Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.

Зрение

Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.

Слух

Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.

Речь

Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.

Моторика

В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.

Эмоции

Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот

Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления

Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.

Игры и игрушки для этого возраста

Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться. Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру. К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.

Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы.

Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В этом возрасте многие малыши становятся очень общительными и коммуникабельными, легче идут на контакт с незнакомыми людьми.

Двигательное развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Малыш уже овладел достаточными двигательными навыками, умеет повторять за взрослым простые движения. Поэтому в этом возрасте полезно заниматься с ребенком утренней гимнастикой, это поможет закрепить имеющиеся навыки и укрепить мышцы и опорно-двигательный аппарат.

Так в один 1 год 9 месяцев малыш может перешагивать через небольшие препятствия, проходит по доске или гимнастической скамейке.

Умеет забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу не далеко от него.

Ловко бегает в разных направлениях, легко влезает на стул, диван и также легко спускается на пол.

Познавательное развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Умеет играть в простые конструкторы, различает и называет основные цвета. Знает несколько геометрических фигур. Малыш уже умеет различать и соотносить конфигурацию предмета с соответствующими отверстиями на грани игрушки ( развивающего пособия).

Знает такие понятия как большой, поменьше, маленький.

Совершенствуется навык рисования — может нарисовать прямые и округлые линии.

Проявляет интерес к сверстникам, стремиться к взаимодействию.

Может посчитать до трех, показать на пальцах сколько годиков ему сейчас.

В игре ребенок начинает отображать жизненные действия (готовит кушать, умывается, одевается и другие). Может построить из кубиков башню, дорожку, стол, стул и другие несложные постройки (после показа взрослого).

Речевое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Уверенно произносит около 30 слов. В речи еще присутствуют слова-заменители, упрощенные слова. Малыш пытается разговаривать простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Может вступать в беседу со взрослыми.

Малыш уже умеет понимать несложный сюжет на картинке.

Может запомнить и выполнить два поручения. Например, возьми и поставь; возьми игрушку и иди ко мне и так далее. Отвечает на простые вопросы: Кто это? Где? Куда?

В этом возрасте развитие речи идет очень активно, малыш накапливает новые слова, формируется фразовая речь.

Что умеет ребенок в 1 год 9 месяцев

  • Малыш уже может самостоятельно есть любимую пищу. Сам берет и откусывает хлеб.
  • Умеет самостоятельно стягивать шапку и обувь (если она легко снимается).
  • Делает попытки самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Дает знать если испачкает руки или лицо.
  • Всё лучше и лучше контролирует свои физиологические потребности, может сообщить взрослому, когда хочет в туалет.

Развитие ребенка в 9 месяцев

В этот период малыш обожает играть – а в особенности с мамой! Он растет и изменяется буквально на глазах. Конкретных указаний относительно того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, специалисты не дают, но какие-то общие тенденции прослеживаются. Вот наиболее заметные изменения, которые могут произойти с ребенком:

Рост и физическое развитие: Выпирает ли у малыша животик?

У всех детей индивидуальные темпы роста. На приеме врач обычно измеряет вес, длину и окружность головки малыша и сравнивает результаты с показателями, типичными для этого возраста. Почитайте, как устроены таблицы роста ребенка, которыми пользуются врачи.

Когда малыш наконец-то сможет стоять на ножках (на этом этапе или через пару месяцев), у него могут выпирать и животик, и попка. Выглядит это непривычно, но на данном этапе развития это абсолютно нормально. Когда малыш научится держать равновесие (где-то на втором году жизни), его осанка выровняется сама собой.

Ощущения: Ориентируемся на обоняние

В этом месяце ребенок познает окружающий мир с помощью всех органов чувств. Покажите малышу новые запахи – пусть у него развивается обоняние. Можно, например, пойти вместе погулять, понюхать цветы или свежескошенную траву. Рассказывайте ребенку и о домашних запахах – еды, вещей, материалов. Главное, чтобы источники новых запахов не представляли для него опасности.

Движения: Получаем новый опыт!

На этом этапе у малыша уже получается ложиться на животик из положения сидя и снова садиться. Это занятие укрепляет мышцы, которые в дальнейшем будут участвовать в процессе ходьбы. Часто дети в этом возрасте умеют ползать или делать что-то подобное, например елозить на попке или животе. Не забывайте, что иногда дети вообще сразу начинают ходить, без ползания, а кто-то овладевает этим умением позднее.

Мелкая моторика малыша тоже не стоит на месте. Например, на этом этапе дети часто умеют подгребать к себе предметы всей ладошкой. А сейчас ребенок осваивает так называемый пинцетный захват – умение хватать и удерживать предметы между большим и указательным пальцем. Пусть пока это не всегда удается, но по мере тренировок малыш все лучше контролирует мелкую моторику. Некоторые даже начинают есть самостоятельно. Вероятно, малыш поднимает предметы, трясет ими, ударяет о другие предметы и бросает. А как он радуется звукам, с которыми они падают на пол! Поэтому следите за тем, чтобы все предметы, попавшие в радиус досягаемости ребенка, были небьющимися и безопасными.

Когнитивное развитие: Простые радости жизни

Внимания малыша надолго не хватает – обычно с одной игрушкой он играет не более 2-3 минут, а потом переключается на другой привлекший его предмет. Это не значит, что девятимесячному ребенку нужно каждый раз покупать новые игрушки. Его обрадуют и обычные вещи, которые есть в каждом доме, например коробка хлопьев или пластиковый контейнер. Секрет вот в чем: ребенку нравится играть с предметами, которые совсем немного отличаются от знакомых вещей. Более того, что-то совсем новое и незнакомое может напугать или озадачить малыша. Скажем, если ребенку нравятся картонные коробки, можно положить в них мячик или привязать к коробке веревочку, чтобы малыш за нее тянул.

Зеркало еще один повседневный предмет, который может стать источником радости и интереса для ребенка. Если раньше он не узнавал себя в зеркале (возможно, считал, что это другой ребенок или фокусы), то теперь по его поведению совершенно ясно, что малыш знает – там отражается он сам. Теперь, глядя в зеркало, он крутит прядку волос или пробует вытереть подбородок. Помогите малышу сформировать представление о себе. Для этого почаще играйте с ним перед зеркалом. Прикасаясь к разным частям тела малыша, называйте их. Также можно поиграть лицом – поэкспериментируйте с выражениями лица и расскажите малышу, что они означают.

Заметили, как он быстро все схватывает? В этом возрасте дети уже умеют воспринимать эмоции другого человека по выражению лица. Поэтому теперь старайтесь не давать волю негативу, окружите ребенка теплом и заботой, чтобы он чувствовал, что его любят, оберегают и пытаются успокоить.

Часто задаваемые вопросы

Что из продуктов питания можно давать девятимесячному ребенку?

Примерно половину рациона ребенка составляет грудное молоко или смесь, а другая половина – это твердая пища. Девятимесячному ребенку можно давать:

  • фруктовое и овощное пюре;

  • овощи на пару мелкими кусочками;

  • спелые мягкие фрукты (банан) мелкими кусочками;

  • хорошо проваренные цельнозерновые макароны;

  • цельнозерновой хлеб мелкими кусочками;

  • курица мелкими кусочками;

  • яичница-болтунья;

  • цельнозерновые хлопья и каши;

  • йогурт;

  • овсянка.

Какие продукты девятимесячный ребенок может есть сам?

Девятимесячные дети часто пытаются есть руками. Это очень важный шаг на пути к самостоятельному питанию. Можно дать ребенку овощи на пару, мягкие фрукты, макароны, курицу, яичницу-болтунью. На этом этапе дети часто забывают жевать еду, поэтому ее нужно давать малышу порезанной на мелкие кусочки, чтобы он не поперхнулся.

Может ли ребенок начать ходить в 9 месяцев?

Многие дети начинают ходить в возрасте около 1 года. Но иногда это может произойти немного раньше или позднее.

Сколько раз в течение дня спит девятимесячный ребенок?

Как правило, девятимесячный ребенок спит около двух раз в течение дня – утром и днем.

Поведение ребенка в быту и физическая активности

Прежде чем отдавать малыша в детский сад, следует быть четко уверенным, что он сможет самостоятельно решить большую часть бытовых проблем. К примеру, в 1 год и 9 месяцев ребенок уже самостоятельно может сходить в туалет, а также проявляет попытки без помощи одеться и раздеться.

Важно, чтобы малыш умел самостоятельно покушать, использовать вилку с ложкой, а также знал, что перед употреблением пищи нужно тщательно помыть руки. Приучайте свое чадо к гигиеническим нормам и порядку уже с полутора лет

Тогда к двум годам ребенок уже будет знать, где размещены все его игрушки, когда и каким образом необходимо убирать. К примеру, объясните, что в большие предметы следует помещать маленькие, а не наоборот.

Как было сказано выше, в этом возрасте возрастает физическая активность детей, и они начинают больше двигаться. У ребенка должно получаться не только прыгать и бегать, но также подниматься по лестнице, перешагивать ступеньки и перемещаться по наклонным поверхностям.

Сон и режим дня

Кроха должен жить по режиму. Его должны составлять взрослые, но с учетом особенностей своего чада. В распорядке надо по часам распланировать каждое действие малыша. Вы должны выделить время для еды, сна, игр, развивающих занятий, прогулок и гигиенических процедур.

Спать малыш должен ночью от 10 до 11 часов беспробудным сном. Днем укладывайте кроху один раз на несколько часов. Делайте это, даже если карапуз утверждает, что не устал. Пускай хотя бы просто полежит.

Инфографика режима дня

Несколько дней без дневного сна — и малыш станет капризным, нервным и агрессивным. Если ребенок плохо спит ночью, то попробуйте позже его укладывать или обеспечивайте больше активности на свежем воздухе.

Физическое развитие

Морфологические показатели (рост, вес) быстро увеличиваются, при этом девочки развиваются гораздо быстрее.

Таблица. Антропометрические данные детей в возрасте один год девять месяцев

Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями в игровой форме. Костно-мышечная система включает в себя значительные участки хрящевой ткани, суставы и связки слабые и мягкие. Поэтому силовые упражнения (вис на руках, переносы тяжелых предметов) запрещены. При проведении упражнений из положения лежа на спине, следует смотреть за тем, чтобы ребенок лежал прямо

Важно соблюдение двигательного режима. Не рекомендуются игры и упражнения с длительной неподвижностью

Мальчики Девочки
Рост (см)
низкий – 80,4 низкий – 79,7
высокий – 88,4 высокий – 87,6
низкий – 10,6 низкий – 10,5
высокий – 13,6 высокий – 12,8

1.1. Моторное развитие

Большую часть времени малыши проводят в движении. Дети обожают бегать, прыгать, залезать и своим игрушкам желают придать движение. Они тащат, толкают любимые предметы везде за собой.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Учитывая, что детская сердечно – сосудистая система находится в стадии формирования, физкультуру следует проводить на воздухе или в проветренном помещении.

Моторные умения и навыки:

  • переступает небольшие препятствия высотой 10 см (палочки, веточки);
  • бегает в разных направлениях;
  • выполняет простые физические упражнения (наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания);
  • поднимается по лестнице самостоятельно;
  • спускается по лестнице с помощью взрослого;
  • поднимается по наклонной поверхности;
  • ходит по гимнастической скамейке, бордюру при помощи взрослого;
  • бросает в корзину мяч с расстояния 70 см;
  • старается поймать и удерживать мяч;
  • подпрыгивает на месте или с продвижением вперед;
  • осваивает подъем по лесенке – стремянке высотой 1 метр;
  • интересуется и участвует в подвижных играх;
  • обожает залезать в неизученные ранее места (подоконники, раковину, ванну, душевую кабинку, шкафы).

Для развития физических навыков и координации движений неплохо использовать толокар. При этом взрослый должен держать на контроле передвижения малыша в этой машине.

1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 1 год 9 месяцев

Умения, необходимые для самообслуживания, становятся осмысленными.

Бытовые навыки:

  • самостоятельно кушает, пользуясь ложкой, вилкой;
  • пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
  • пользуется зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
  • испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
  • причесывается;
  • просится и пользуется горшком;
  • принимает нужную позу для того, чтобы взрослому легче было его одеть и раздеть;
  • при раздевании снимает шапочку, носочки;
  • знает места хранения вещей, игрушек;
  • пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.

Режим дня. Сколько должен спать ребенок в 9 месяцев?


Ребенок взрослеет, меняется его режим дня. Днем малыш спит по 1,5-2 часа, но уже два раза в день. Если ваш малыш спит еще три раза в день, это не беда, значит ему так лучше. Дневной сон может быть как на улице, так и дома, всё зависит от предпочтений ребенка, ну и конечно желания мамы. Первый сон примерно с 10 до 12, второй с 16 до 17:30 часов, если учитывать, что ребенок встает в 8 утра. Ночной сон с 22 до 8 часов утра.

Прощаемся с пустышкой, шагаем во взрослую жизнь уже без неё.

Последовательность — сон, кормление и бодрствование меняется, т. к. не каждое кормление совпадает с окончанием сна.

Ребеночка можно перевести уже на 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин) через 4-4,5 часа. Завтрак давать не сразу после пробуждения, а через 40-60 минут. Последнее – пятое кормление (по потребности) еще может оставаться до 10-11 месяцев.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Уже на 10-м месяце жизни отчетливо видны различия между детьми разного пола. Среди наиболее ярких отличий:

  • Девочки меньше ростом и весом. К 10-ти месяцам обычно девочки весят меньше мальчиков на 400 г, а по росту ниже на 2-3 см;
  • Мальчики больше стремятся развивать крупную моторику: ползать, ходить, девочки –мелкую моторику: заниматься с небольшими предметами, перебирать, сортировать;
  • Малышки более разговорчивы и чаще стремятся подражать услышанным звукам;
  • Мальчики чаше интересуются, что находится внутри игрушки, пытаются ее сломать или разобрать.

Выделенные особенности детей разного пола не являются обязательной нормой. Многие детки развиваются и отдают предпочтение играм, с которыми их познакомили родители. Если в семье есть старшие дети, то часто малыши играют с теми игрушками, которые используют старшие дети.

Комплекс массажа и гимнастики для ребенка в 9 месяцев

Не забывайте, что массаж мы делаем только если малышу он нравится. Если ребенок плачет, вырывается, не настаивайте. Лучше поиграйте в игрушки или посмотрите книжку, пользы будет гораздо больше. Здоровый, активный и любознательный малыш прекрасно будет развиваться без массажа.

Комплекс массажа и гимнастики в домашних условиях в большей степени направлен на общение, на общение через прикосновение, на понимание ребенком обращенной к нему речи, на обучение выполнять определенные команды.

1.Начинаем массаж с общего поглаживания всего тела, начиная сверху вниз.

Дальше переходим к упражнению «Бокс» (по 5–6 раз каждой рукой). Ребенок сидит. Разгибайте и сгибайте его руки, предварительно вложив в его кисти удобные игрушки.

2. Кладем ребеночка на спинку и попеременно разгибаем и сгибаем ножки малыша (по 5–6 раз каждой ногой).

3. Просим ребенка повернуться на живот, сначала вправо, потом влево. Можно заманить его игрушкой.

4. Малыш лежит на животе, приступаем к массажу спины и ягодиц. Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц.

Затем вспоминаем знакомый всем с детства стих: рельсы-рельсы, шпалы-шпалы… Этот прием называется «пиление». Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте их на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины. Закончите пиление поглаживанием спинки.

Отдельно для ягодичек малыша можно выполнить прием-поколачивание.

5. Попросите малыша перевернуться на спинку.

6. Выполняем массаж живота.

  • – поглаживания (круговое, встречное, косых мышц живота – по 2–3 раза);
  • – растирание кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем сверху вниз.
  • – пощипывания вокруг пупка;
  • – заканчиваем массаж живота опять поглаживанием.

Массаж живота выполняйте аккуратно, сильно на живот давить не нужно.

7. Подъем прямых ног до палочки (3–4 раза). Попросите малыша достать ножками до палочки (рисунок ниже).

8. Самостоятельные наклоны.

Ребенок стоит спиной к вам. Прижмите к себе его спину: левой ладонью придержите его колени, предупреждая их сгибание, а ладонь правой поместите на живот, чтобы поддержать туловище в нужном положении. На пол или невысокий стульчик положите его любимую игрушку и попросите ее достать. При этом нужно побуждать малыша наклониться за предметом, не присаживаясь, после чего взять его и выпрямиться. Это упражнение – активная тренировка мышц спины. Повторяем 2–3 раза.

9. Приседания (4–6 раз). Можно малыша взять за ручки или же усложнить упражнение, вложив в его руки кольца или другие удобные игрушки.

10. Массаж груди.

Сначала следует 2–3 раза выполнить поглаживание верхней половины груди, а затем столько же раз – между ребрами.

11. Круговые движения руками (4–6 раз). Малыш сидит лицом к вам. Вкладываем кольца или другие игрушки в руки и выполняем круговые движения медленно, ритмично считая вслух.

12. Упражнение «тачка».

Ребенок лежит на животе ногами к вам. Возьмите их в правую руку, а левой поддерживайте его под живот так, чтобы в горизонтальном положении малыш опирался на руки. Предварительно положите впереди игрушку и попросите ребенка приблизиться к ней, переставляя руки. Упражнение повторите 2–3 раза.

Во время движений тренируются не только мышцы рук, но и мускулатура всего тела.

13. Обучение ходьбе.

Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его ноги опирались на ваши ступни. Поддерживая малыша подмышки или за плечи, предложите ему походить вместе и пройдите таким образом небольшое расстояние.

14. Обучение лазанию.

Если ваш малыш передвигается на четвереньках, можно усложнить ему задачу, поставив на его пути препятствия – стул, невысокий стол и пр. Для того чтобы ребенок преодолел все «барьеры», его нужно заинтересовать игрушкой. Кроме того, поощряйте попытки малыша забираться на кресло, диван и спускаться с них, перелезая через подушки или подлокотники. Обучать лазанию и ходьбе лучше вне занятий, в удобное для вас и ребенка время, так как для малыша это увлекательная и веселая игра. Вам тоже следует принять в ней участие и активно придумывать для ребенка новые задания.

Выполняем только те упражнения комплекса, которые доставляют вашему малышу удовольствие.

Несколько советов для родителей

Постоянно занимайтесь своим малышом. Не думайте, что, если он самостоятельно может играться игрушками, то можно пустить его развитие на самотек. Не кричите и не бейте ребенка. Но наказывайте его за ошибки: оставьте на какое-то время без игрушек или запретите смотреть любимый мультик. Как правило, дети очень быстро понимают правила поведения и в следующий раз надо просто напомнить им последствия их поведения. Однако им нужна и похвала за хорошее поведение.

Давайте карапузу возможность проявлять самостоятельность и разрешайте ему больше ходить. Не запрещайте своему чаду копаться в листьях или песке. Поощряйте проявления симпатии чада к другим людям. Пускай он им машет, улыбается, говорит с ними.

Каждодневный уход и гигиена ребенка в 9 месяцев

За девятимесячным младенцем уход основывается на тех же приемах, что и раньше, начиная с рождения:

  • гигиенические процедуры;
  • гимнастика;
  • закаливание;
  • массаж.

Уход за младенцем включает гигиенические процедуры.

Ежедневными гигиеническими мероприятиями в 9 месяцев остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов и ушей, подстригание ногтей, причесывание.

Чистку зубов ребенку родители производят утром и вечером, пользуясь специальной резиновой щеточкой.

Процедура принятия ванны в этом возрасте уже налажена и нравится детям. Если грудничок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми игрушками и чашками для переливания жидкости.

Купание проводят ежедневно во второй половине дня. Ванну оборудуют специальным кругом или стульчиком, обеспечивающим устойчивое положение ребенка. Вода для купания должна быть около 45 градусов.

Купание детей обоего пола проходит в едином порядке, но с небольшими отличиями

Гигиена промежности мальчика включает в себя осторожное промывание с отодвиганием крайней плоти, тщательное обмывание половых органов и всех складочек

Девочкам осторожными движениями обмывают наружные половые органы только в направлении спереди назад. Тщательно моют все складки промежности. Отверстие заднего прохода обмывают последним.

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения, состоит из развивающих упражнений для каждой части тела и носит общеукрепляющий характер.

Зарядка ребенка проводится утром до завтрака.

Ребенка продолжают постепенно и систематически закаливать. Рекомендуется регулярное проветривание комнаты перед сном, солнечные и воздушные ванны, обтирания и купание. Приветствуется сон с открытой форточкой.

Позднее, когда грудничок привыкнет к прохладной воде, можно попробовать контрастные обливания, чередуя воду +36° и +20°.

Укрепление мышц массажем просто необходимо. Процедуры помогают совершенствовать навык ползания и готовят к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных правил:

Первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Начинать процедуру нужно с легких поглаживаний ладонями всех частей тела. Руки и ноги массируются снизу вверх. Живот легкими движениями массируется по часовой стрелке. Позвоночник массажем затрагивать нельзя. Спинка массируется вдоль него, и по направлению к бокам

Особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики и укрепляет связки. Завершается массаж легкими похлопываниями

Что вы можете ожидать от их юмора?

В течение этого месяца вы можете увидеть некоторое разочарование, гнев и оппозиционное поведение своего ребенка, поэтому постарайтесь сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции, когда у него небольшой кризис. Бывают случаи, когда вам нужно сделать несколько глубоких вдохов, сделать несколько шагов, сосчитать до десяти или попросить партнера следить за вами, пока вы делаете перерыв. Позвонив другу пообщаться, вы снизите напряжение, когда что-то расстроится. Однако вы будете удивлены, как быстро ваш ребенок из сварливого настроения снова станет счастливым. Недостаточное терпение и взрывная реакция – фундаментальная часть личности ребенка, поэтому не нужно много раздражать их, и только благодаря вам они научатся быть терпеливыми и настойчивыми.

Вашему ребенку еще нужно развить представление о времени, чтобы он не понял, что вы торопитесь и вам нужно что-то сделать в кратчайшие сроки. У них есть собственная привязка ко времени, что означает, что они будут делать все по вашей воле. Позвольте им не торопиться, когда они хотят одеться или заняться чем-нибудь, что обычно занимает всего минуту. Постарайтесь дать им ответственность, некоторый контроль и автономию в некоторых аспектах, а все остальное сделаете вы.

Поднимите шум и признайте достижения своего ребенка. Внимание к детям так же важно для них, как и еда. Не будьте очень требовательны, оценивая выполненную им задачу, просто признайте, что он хорошо поработал, они просто хотят доставить вам удовольствие и сделать вас счастливыми

Социальный контакт

Малыш хорошо понимает обращенную к нему речь. Это умение вызывает необходимость в постоянном контакте со взрослыми и детьми. Малыш нуждается в совместных играх и разговорах, одобрении. Все четче прослеживается желание овладеть родной речью, проявляющееся в повторении простых слов и слогов вслед за родителями.

Имитация движений и звуков становится одним из любимых занятий крохи. Его забавляют новые и необычные звуки: кашель, чихание и он стремится повторить их, используя известные техники звукопроизношения.

Малыш меньше реагирует на незнакомых людей, быстрее справляясь с внутренним страхом. Любопытство заставляет карапуза подходить ближе к деткам на площадке, пытаться понять, чем они заняты, повторять их движения.

Некоторые дети научились легко манипулировать взрослыми. Используя доступные варианты воздействия: плач, капризы, малыш может добиться любого запретного предмета или действия. В такой ситуации есть угроза. Не воспринимающий запреты ребенок, слабо ощущает опасность и не предпринимает попыток быть осторожнее. Стремясь выполнить задуманное, кроха может пораниться или не остановиться по вашему окрику. Воспитание – длительный процесс, строящийся на запретах, рамках, ограничениях и бонусах за послушание. Применять воспитательные технологии психологи рекомендуют с раннего возраста, чтобы малыш хорошо усвоил основные правила поведения, ориентировался в запретах.

Занятия с малышом

Сейчас дети охотно играют с различными развивающими игрушками – кубиками, пирамидками, книжками, конструктором и др.

Также малышу будет полезно узнавать, как работают предметы вокруг него, например, как щёлкать выключателем, втыкать вилку в розетку, застёгивать и расстёгивать молнию.

Для этой роли прекрасно подходит игровой комплекс нового поколения, именуемый бизибордом.

Играя с ним, малыш будет иметь представление о том, как совершать простейшие вещи в будущем, плюс, он может попробовать разобраться с ним сам, и родители в это время могут заниматься своими делами, просто приглядывая за ребёнком.

Существует множество способов разнообразить игры:

  1. Чтобы развить речевые навыки, разучивайте с малышом стишки и песенки, озвучивайте свои действия, когда готовите, убираете или кормите кроху. Читая книжки, объясняйте ребёнку, что изображено на картинках.
  2. Изучайте свойства предметов. Показывайте, что шарик катится, а из кубиков можно что-то построить. Покажите малышу, что бумага может порваться, а воду можно переливать из одной кастрюльки в другую. Также 14 месяцев подходящий возраст, чтобы дать ребёнку карандаши и бумагу, но следите, чтобы он не перешёл на стены.
  3. Учите с малышом базовые слова такие, как «привет», «пока», «спасибо» и «пожалуйста». Показывайте, как надо делиться игрушками и едой.
  4. Хоть малыш уже и ходит, продолжайте развивать его навыки передвижения. Пусть он учится преодолевать препятствия, ходить по ровной линии и собирать игрушки в ящик.
  5. Не забывайте о мелкой моторике ребёнка. Стройте вместе с ним пирамидки, пересыпайте крупу из одной чашечки в другую, следя, чтобы малыш не потянул её в рот, нацепите прищепки на подушку и позвольте малышу снять их вернуть на место.

Эмоциональное развитие

В этом возрастном периоде карапуз начинает воспринимать себя как отдельную единицу социума, хотя все также эмоционально связан с мамой.

Малыш очень любит привлекать к себе всеобщее внимание. Он подражает близкому взрослому (смеется, радуется, плачет), очень желает, чтобы его чаще хвалили, гордится собой

Постепенно начинают проявляться контакты со сверстниками (смотрит на других детей, берет их за руки, обнимает). Дети не любят запретов, стараются добиться своего путем плача.

Эмоции ребенка гораздо сильнее, чем у взрослого. Любое свое состояние он воспринимает как константу. Взрослый понимает, что если он голоден, то голод сможет удовлетворить через некоторое время. Малыш это понять не в силах. Поэтому тревога может перейти в плач и даже истерику.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо потакать детским капризам, если они не вызваны законным желанием или физиологической потребностью. Лучше попытайтесь отвлечь чем-то интересным и занимательным.

Важно создать для крохи положительную эмоциональную обстановку, хорошее настроение. В этом случае удастся избежать эмоциональных срывов, нервная система малыша будет развиваться стабильно

Особенности ухода и гигиены

Купание проводят ежедневно во второй половине дня.

Так как ребенок хорошо сидит, ванну следует оборудовать специальным кругом или стульчиком, которые обеспечат его устойчивое положение и защиту.

Также используют резиновую шапочку для защиты лица от шампуня. Вода для купания должна быть около 45 градусов.

Используют мягкие губки. Ребенка моют осторожными поглаживающими движениями. Если малыш предпочитает подолгу плескаться, купание можно растянуть до 20-30 минут. В ванной можно занять ребенка игрой в мыльные пузыри, мячик и другие резиновые игрушки.

Для мытья первых зубов используют детские зубные щетки с мягкой щетиной. Тщательно промывают все складки тела. Голову моют последней. Наружный слуховой проход и носовые ходы чистят каждый день. После мытья ежедневно используют эмоленты (увлажняющие средства). Купание детей обоего пола проходит в едином порядке, но с небольшими отличиями.

Купание мальчика

Гигиена промежности мальчика включает в себя осторожное промывание с отодвиганием крайней плоти, тщательное обмывание половых органов и всех складочек. Кожу промежности нельзя тереть

Купание девочки

Девочкам осторожными движениями обмывают наружные половые органы только в направлении спереди назад, не растирая кожу. Тщательно моют все складки промежности. Отверстие заднего прохода обмывают последним.

Массаж

Массаж включает в себя поглаживающие и растирающие движения на туловище и ножки. Разминание ребенку не проводят. Массаж делают в определенном порядке: поглаживание-растирание-поглаживание.

  1. Медленными круговыми движениями погладить живот ребенка по часовой стрелке вокруг пупка, после чего сделать несколько прямых движений в направлении косых мышц – 5-10 раз.
  2. Погладить спинку от затылка до ягодиц и в обратном порядке – 10 раз.
  3. Погладить ножки от стоп к ягодицам – по 10 раз.
  4. Легкими осторожными ударными движениями подушечек пальцев помассировать спинку и ягодицы – 1-2 минуты.
  5. Растереть мышцы спины тыльной стороной ладони – 1-2 минуты.
  6. Легкими вибрирующими движениями погладить область груди – 2 минуты.
  7. Завершить массаж поглаживанием.

Еда и питание

В этом возрасте ваш ребенок должен есть ту же пищу, что и остальные члены семьи, поэтому избегайте готовить специальные продукты или делать это в разное время. Зерновые, хлеб, макаронные изделия, рис, молоко и молочные продукты, мясо, рыба и птица, фрукты и овощи обеспечат ваши потребности в питании, росте и энергии. Считайте свое отношение к еде образцом для подражания. Если вы что-то едите, ваш малыш тоже захочет это попробовать, поэтому будьте осторожны с тем, что вы кладете в рот.

Продолжайте брать с собой еду каждый раз, когда вы выходите из дома, и помните, что у вашего ребенка маленький желудок, и ему придется есть каждые пару часов, чтобы утолить голод и избежать перепадов настроения. Зерновые или фруктовые батончики, упакованное печенье и обработанные «бутерброды» – менее здоровая альтернатива пище, хотя они имеют некоторое сходство с исходным состоянием. Свежие фрукты, нарезанные небольшими кусочками, бутерброды, сыр и крекеры – более здоровые варианты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector