Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

Развитие речи у ребенка в 1 год

К году ребенок имеет очень ограниченный словарный запас. В арсенале у ребенка присутствуют двух звучные слова, такие как: мама, тата, баба, деда. Большая часть младенцев способна только что-то лепетать себе под нос или издавать только им понятные звуки. В норме ребенок в 1 год должен уметь:

• издавать длинные лентообразные звуки, короткие группы звуков, таких как: тата, биби,…;

• использовать короткие слова, типа — дай, или звуки — ма — ма, чтобы получить, а затем и удерживать внимание;

• использовать жесты для общения (машут руками, дергают за одежду, толкают, когда что-то хотят сказать);

• имитировать звуки речи, пытаются подражать речи взрослых;

• в своем запасе иметь 1-2 слова, которые звучат не внятно и понятны только родителям.

В течение года маленький непоседа научится говорить некоторые отдельные слова, начнет выполнять простые указания, например показывать где нос, глазки или ушки. В годовалом возрасте язык ребенка развивается через общение. 90% процентов детей приобретают навыки через повторение фраз, подражание родителям и окружающим. В этом возрасте дети любят когда им читают книжки, ведут с ними беседы, что-то совместно делают и играют. Поэтому родителям следует активно взаимодействовать с ребенком, активно развивать его словарный запас.

Отношение к окружающему миру

Дети в 1,5 года отдают предпочтение всему яркому. Красивую и яркую одежду они готовы постоянно демонстрировать взрослым

Им нравятся игрушки, и неважно, какого они качества, главное в большом количестве и красочные

Малыши к 18 месяцам ведут себя очень деловито и достаточно спокойно. Уже нет страха перед внезапными звуками, которые беспокоили в младенчестве. Теперь звонок по телефону его не пугает, он знает, что никакой опасности нет. Хотя по-прежнему неизвестные люди и нестандартные ситуации заставляют спрятаться за маму.

Кроха уже прекрасно различает близких людей, воспринимает родственников и лиц, которые часто появлялись дома. Однако если пришли гости, то первые минуты встречи с ними требуют обязательного присутствия мамы. Родители уже могут постепенно знакомить ребенка с новыми людьми, можно отправить малыша на развивающие занятия, определить в детский садик, но если придется лечь в больницу, то определение в стационар будет проводиться только с мамой или папой.

Детки в 1,5 года четко копируют поведение родителей, максимально им подражают. Поэтому родителям необходимо быть ответственными и следить за своим поведением. Хотя уже начинают самостоятельно играть, не только копировать поведение мамы, когда она кормит ребенка, но и придумывать другие действия, то есть играют самостоятельно, «включая» фантазию.

Эмоции дети еще не умеют скрывать, если какое-либо действие не получается, то они искренне огорчаются, и, скорее всего, откажутся от задуманного.

Развитие ребенка в 1,5 года уже позволяет ему ярко выражать свои эмоции. Однако из-за малого словарного запаса кроха еще не может высказать свой гнев, поэтому размахивает ручками и ножками, валяется на полу, кричит. В этом случае не должно быть никаких мер воспитательного характера, это не истерика, а попытка донести информацию о своей неудовлетворенности

Успокоить можно только лаской и вниманием, переключив малыша на другие вещи

Малыши в этом возрасте уже выражают интерес друг к другу, но не ищут дружбы и партнера по игре. Для каждого из них в мире есть только один главный человек – это он, поэтому кроха не поделится своими игрушками с другим, а только попытается отнять чужую. Никаких мер против «жадности» не требуется, это нормальное эмоциональное состояние и с возрастом пройдет.

Интеллект

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Что умеет делать малыш

Ребенок в 13 месяцев уже может распознавать эмоции и в полной гамме сам их демонстрировать окружающим.

Вы увидите на его лице не только радость или грусть, а уже весь спектр настроений: любовь, независимость, страх, злость, упрямство.

Кругозор ребенка продолжает расширяться.

Его интересуют названия предметов, готовьтесь, что Вам придётся по нескольку десятков раз повторять их названия, а также без конца отвечать на вопросительные звуки малыша.

Большинство деток в этом возрасте уже могут ходить. Если ребёнок уже ходит, то делает это неспеша и не совсем уверенно. Также встречаются дети, которые могут уже бегать, но если Ваш малыш еще не научился ходить, то не стоит пока бить в тревожный колокол – у него впереди еще несколько месяцев (узнайте, когда ребенок начинает ходить здесь).

Дети уже могут сами сидеть за столиком и делать попытки есть без помощи взрослого.

Также ребёнок вполне самостоятельно может играть с мячом, строить пирамидки. Он может толкать или тянуть на себя какие-либо предметы, выполнять простые просьбы, например, принести что-то.

Особенности гигиены и ухода

Особенности ухода за ребенком в этом возрасте и правила гигиены включают в себя соблюдение навыков аккуратности и чистоплотности, направленные на укрепление его здоровья и профилактику различных заболеваний.

Главное – содержать в чистоте тело малыша, все его вещи, игрушки и, по возможности, все что его окружает.

Важное внимание необходимо уделять кожным покровам ребенка, поскольку кожа у малыша очень нежная и легко повреждается. Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов

Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов.

Купать ребенка необходимо не менее 2-х раз в неделю, стричь ногти и волосы – по мере необходимости, используя специальные инструменты.

Взрослые, ухаживающие за малышом, также обязаны соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием своего здоровья и вести правильный образ жизни.

Соблюдение правил гигиены поможет не только сохранить здоровье, но и привить ему необходимые навыки – главное – это личный пример взрослых!

Формирование психики детей

Малышу в возрасте 14 месяцев становится интересней исследовать внешний мир. Он рассматривает игрушки, реагирует на звуки, взаимодействует со сверстниками. Иногда он даже может конфликтовать. Карапуз способен заинтересоваться игрушкой и довольно долго с ней играть. При этом он постоянно будет придумывать новый способ игры. Кроха очень любит подражать родителям, повторять за ними определённые звуки. Он уже может говорить не только элементарные слова, но и простые фразы. К примеру, «мама – на».

А если малышу не будет хватать внимания, он будет плакать или кричать. При этом ребёнок уже приобретает умение манипулировать, чтобы получить желаемое. В год и 2 месяца кроха очень активно проявляет свою любовь к взрослым. Он старается их обнимать, целовать и говорить что-то приятное.

Малыш прекрасно знает лица родственников, может узнать их по голосу или фотографии. Если он слышит знакомое имя, то пытается показать, что знает его. Это замечательное время для начала занятий рисованием, лепки и примитивных аппликаций. У ребёнка начинает формироваться собственное «я».

Как правильно влиять на развитие ребёнка

Вот несколько советов по этому поводу:

  1. Покупайте малышу качественные и яркие игрушки. Старайтесь приобретать наборы для развития ребёнка, состоящие из предметов разной формы, цвета или пирамидки, кубики.
  2. Обязательно читайте книги и не только сказки, рассматривайте картинки, называйте изображения.
  3. Разговаривайте с ребёнком, как можно чаще. Причём не коверкайте словами. Малыш должен слушать вас и учиться самостоятельно разговаривать.
  4. Разрешайте ребёнку иметь право выбора, позволяйте ему самому принимать решения.
  5. Обязательно хвалите своего карапуза, даже за самые незначительные на ваш взгляд достижения и успехи.

Рекомендуем к прочтению:

  • Режим дня ребенка в 15 месяцев;
  • Какие игрушки нужны ребенку в полтора года.

Теперь вы ознакомились с тем, чему уже научился малыш. Он продолжает познавать мир и заводить новые знакомства. Ваш ребёнок может сам бегать, и теперь за ним нужно следить ещё более пристально, чем раньше. Впереди его ждёт ещё много открытий, побед и поражений. Будьте рядом и поддерживайте свою кроху, не смотря ни на что.

Распорядок дня

Ребёнок в 14 месяцев должен жить по распорядку. В режим надо обязательно включать сон, питание и прогулки.  Также нельзя забывать и про гигиенические процедуры и купание. Для них в распорядке должно быть отведено своё место, чтобы малыш точно знал, когда ему их ждать. Составьте график на каждый день и постоянно его придерживайтесь. Учитывайте особенности своего чада и подстраивайте распорядок под него.

Сколько должен спать ребёнок

Днём малыш может спать один раз полтора или два часа. Но если он будет беспокойным или начнёт просыпаться утром раньше времени, то можно оставить два дневных сна. Если же после двухразового сна ребёнок очень плохо засыпает вечером, а ночью просыпается, то ему достаточно одного сна днём

Очень важно, чтобы мама внимательно следила за детским поведением и сама решила, пора ли ему спать лишь один раз днём

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Питание ребенка в 1 год

В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.

Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.

В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.

Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.

Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.

При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма

В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.

Врачи рекомендуют кормить детей органическими продуктами — натуральными молочными и мясными продуктами, приготовленными в домашних условиях.

Особенности питания годовалого ребенка

Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.

Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами

В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре

Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей

Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака

Особенности ухода

В год и месяц малыш должен быть приучен к тому, что каждое утро начинается с умывания и чистки зубов.

Ребёнок должен понимать, что это необходимо и полезно для него, не пропускайте этих процедур.

Малыша нужно купать каждый день, но практикуя ежедневные купания, не забывайте, что кожа ребёнка быстро сохнет.

После года давайте малышу возможность купаться самостоятельно, но под Вашим пристальным наблюдением.

Если Вы в это время отучаете ребёнка от груди, делайте это в благоприятное время, чтобы малыш избежал стресса. Не стоит делать этого во время переезда или болезни

Вознаграждайте малыша лаской и вниманием, постарайтесь отвлекать его чем-то новым и захватывающим

Обычный день

Дни с годовалым карапузом полны открытий и разных интересных дел

И чтобы нервная система крохи развивалась нормально, малыш хорошо спал и ел, а мама больше успевала, важно организовать такой распорядок дня, который устроит всех членов семьи. Он будет разным в зависимости от темперамента и биоритмов малютки, но мы в качестве примера дадим вам один вариант режима дня годовалого ребенка

День с ребенком в возрасте 1 год может быть таким:

6:30

Пробуждение и первое кормление, которое в зависимости от типа вскармливания включает либо материнское молоко, либо смесь.

7:00

Ежедневные гигиенические процедуры.

7:30

Период бодрствования.

9:00

Гимнастические упражнения.

10:00

Второй прием пищи, включающий обычно кашу (как молочную, так и без молока), желток куриного яйца, фруктовое пюре, сливочное масло и сок из фруктов.

11:30

Прогулка, во время которой 1-2 часа ребенок спит на свежем воздухе.

14:00

Третий прием пищи, включающий овощной суп или пюре, блюдо из мяса или рыбы, хлеб, растительное масло и напиток.

14:30

Период бодрствования с разными развивающими играми.

16:30

Прогулка, часть времени которой (1-2 часа) занимает второй сон ребенка на свежем воздухе.

18:00

Четвертое кормление, во время которого детям дают творог и кисломолочный напиток, а также печенье и пюре из фруктов.

18:30

Период бодрствования со спокойными играми.

21:30

Купание.

22:00

Пятый прием пищи, включающий в зависимости от вскармливания мамино молоко либо смесь.

22:30

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Малыши, вскармливаемые грудью, могут по-прежнему несколько раз прикладываться к материнской груди, особенно под утро. Детки-искусственники в этом возрасте обычно спят всю ночь.

Бытовые навыки карапуза

Ваш малыш достаточно взрослый и уже умеет делать следующее:

  1. Научился жевать, поэтому ему спокойно можно давать хлеб или печенье.
  2. Самостоятельно держит ложку, чашку и умеет кушать и пить, не проливая или просыпая ничего мимо рта.
  3. Умеет умываться, знает, что нужно мыть руки перед едой и сам это делает.
  4. Пытается одеваться, легко даются носочки и шапочка.
  5. Сам ходит на горшок.

Рекомендуем к прочтению:

  • Режим дня ребенка в 12 месяцев;
  • Питание ребенка в 12 месяцев;
  • Какие игрушки нужны ребенку в 12 месяцев.

Вот и пролетел первый год из жизни вашего ребёнка. Он был богат новыми открытиями и большими достижениями ребёнка. Именно развитие ребёнка до года формирует его психику, здоровье и социальные навыки. Один год – это только начало долгого и нелёгкого пути. Но у вас впереди ещё столько нового и радостного. Малыш не будет прекращать вас удивлять и радовать. Здоровье вам и вашей крохе!

Таблица развития до 1 года

Для того чтобы родители могли ориентироваться в развитии своих малышей, педиатры предлагают их вниманию сводную таблицу физических параметров, соотнесенных с месяцами жизни.

Необходимо понимать, что данная таблица носит весьма условный, усредненный характер, и здесь в большей мере важны темпы роста и прибавки в весе по отношению к предыдущим месяцам.

Немаловажен анализ телосложения родителей – худощавость взрослых может передаться и их ребенку, следовательно, это отразится на его весе. Излишне полные могут иметь малыша пухленького и весящего чуть больше указанных цифр. Так же обстоят дела с ростом и другими параметрами.

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Есть множество способов провести время с малышом с пользой для его развития. Обсуждайте с ребенком ваш день, не забывайте почитать и поиграть вместе. Если у вас сложились ритуалы, связанные с отходом ко сну, едой или играми, – соблюдайте их. Например, если малышу нравится, когда вы читаете ему перед сном или в течение дня проводите какое-то время играя с ним на полу, – обязательно каждый день выделяйте время на эти приятные и успокаивающие малыша . В отдельной статье мы собрали рекомендации, как научить ребенка засыпать самостоятельно. Если с ребенком остается кто-то из близких или няня, попросите и их следовать привычной «программе».

Время, проведенное в игре, должно быть в радость и вам, и малышу. За играми ребенок развивает важные навыки. Вот несколько полезных советов для родителей:

  • Для развития моторики и координации попробуйте дать ребенку мягкие кубики или другие игрушки, которые можно ставить друг на друга. В 12 месяцев малышу не нужны дорогие замысловатые игрушки. Предметы из домашнего обихода, например пластиковые миски, могут оказаться для него не менее любопытными, чем дорогие развивающие игрушки.

  • Поиграйте с малышом в «ку-ку». Дети обычно любят эту простую игру, а заодно она помогает им осознать постоянство объектов (что вещи продолжают существовать, даже когда мы их не видим).

Психическое развитие

Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.

Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:

  • расстояние;
  • расположение;
  • направление;
  • способ обращения с предметами.

Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:

  • что делают с тем или иным предметом;
  • как располагается мебель в комнате;
  • как называется тот или иной предмет быта;
  • где можно найти определенную вещь.

При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:

темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит;
интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения;
формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время;
скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка.

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

  • при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
  • при игре с пирамидой из 2-3 колец;
  • при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
  • при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.

Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования

Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое

Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:

  • умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
  • понимают речь;
  • эмоционально реагируют на ссоры;
  • испытывают чувство угрозы и одиночества.

Осваиваем двигательные навыки

В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Примерный режим дня

В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.

В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:

Время Действия
8:00 Пробуждение
8:00-8:30 Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов)
8:30-9:00 Завтрак
9:00-12:30 Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия
12:30-13:00 Подготовка к обеду и обед
13:00-16:00 Подготовка ко сну, дневной отдых
16:00-16:30 Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи
16:30-19:15 Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями
19:15-19:45 Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи
19:45-20:15 Общение с членами семьи в спокойной обстановке
20:15-20:45 Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы
20:45-21:00 Вечерний ритуал перед отходом ко сну
21:00-8:00 Ночной полноценный сон

Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.

Речевые способности

Большинство малышей отлично понимают простые картинки, могут показать, что там нарисовано, также ответить на вопросы «Кто это? Что это? Что делает?».

Задавать такие вопросы после просмотра иллюстраций или прослушивания сказки очень полезно, поскольку это развивает внимание, память, мышление ребенка. Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов

Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным

Словарный запас ребятишек содержит около 30-50 слов. Но может быть и больше. Звучание бывает чаще упрощенным или своеобразно — индивидуальным.

Обычно малыш в год и девять месяцев использует в общение со взрослым или игре предложения из двух слов.

Кроха научился выполнять просьбы – поручения из двух действий. Например, «подойди ко мне, возьми мишку» или «подними мячик и брось мне».

С каждым днем ребенок запоминает новые слова, начинается формирование фразовой речи.

Физические параметры

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

Калькулятор роста и веса ребенка

Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик

Девочка

Выберите возраст
лет
Рассчитать

Вес

Низкий кг

Средний кг

Высокий кг

Рост

Низкий см

Средний см

Высокий см

Окружность головы и груди

Окружность головы Окружность груди
Мальчик 43,5 — 48,6 см 46 — 52,5 см
Девочка 42 — 47,6 см 46,3 — 51,4 см

За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.

Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.

Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.

Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.

Сон ребенка в 1 год

К году жизни ребенок должен научиться больше спать ночью, чем днём. Большинству детей в годовалом возрасте еще необходим послеобеденный сон, но утренний сон, должен стать делом прошлого.

Тихий час в обеденное время — роскошь, которую имеет годовалый ребенок и не могут себе позволить взрослые. Дневной сон позволяет ребенку отдохнуть, сбросить утренние эмоции. Однако к годовалому возрасту маленький бунтарь может сопротивляться дневному сну, и на фоне растущей независимости устраивать шум во время сна.

Поэтому, чтобы подготовить ребенка к дневному сну следует:

• организовать ребенку расслабляющую ванну;

• сделать легкий массаж;

• почитать сказку.

Перечисленные процедуры эффективны и перед ночным сном. Родительские действия позволяют ребенку сбросить эмоции, удобно расположиться в постели, научиться самостоятельно успокаиваться и спокойно засыпать.

Ночной сон в среднем у ребенка должен составлять 11-12 часов при дневном сне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector