Рефлексы новорожденных

Причины нарушения рефлекторных функций

Все автоматизмы уникальны. Если сосательный или поисковой рефлекс могут не проявляться только потому, что малыш в этот момент не голоден, то спинальные реакции должны проверяться в независимости от настроения или состояния ребенка.

Причиной ослабленных рефлексов может быть:

  • Сложные роды, травмы;
  • Кислородное голодание во время беременности или родов;
  • Нарушения работы центральной нервной системы;
  • Детский церебральный паралич;
  • Нехватка кислорода в мышечной ткани;
  • Травмы спинного мозга;
  • Употребление медикаментов, влияющих на нервную систему;
  • Парез.

Слабость реакций наблюдается у малышей, родившихся раньше срока. Если же рефлексы совсем отсутствуют, то это повод бить тревогу и обращаться к врачу.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс появляется у малыша еще до рождения. Иногда во время УЗИ можно увидеть, как малыш сосет большой палец, еще находясь в животе у мамы. После рождения, как только ваш сосок окажется во рту у ребенка, ребенок начнет сосать автоматически. Если кормить новорожденного смесью или сцеженным грудным молоком из бутылочки, этот рефлекс возникает в ответ на соску бутылочки. На самом деле сосание — очень непростой навык для новорожденного. И хотя сосательный рефлекс врожденный, некоторым малышам не удается сразу научиться правильно сосать грудь. Но со временем они осваивают это мастерство.

Таблица по месяцам

Название Описание До какого момента существует
Моро Проверка центральной нервной системы на быстроту реакции. До 6 месяцев включительно.
Сосательный Способность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления. До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года.
Защитный Способность защищать жизненно необходимые органы восприятия. Наблюдается на протяжении всей жизни.
Хватательный (поисковый) Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости. До 12 месяцев включительно.
Бабинского Является разгибательным рефлексом стопы. До 12-14 месяцев включительно.
Бабкина Способность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот. До 3 месяца включительно.
Хоботковый Способность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом. До 3 месяцев включительно.
Бауэра Способность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону. До 4 месяцев включительно.
Рефлекс опоры (опорный) Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны. До 2 месяцев включительно.
Рефлекс ходьбы (шаговый) Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры». До 2 месяцев включительно.
Рефлекс задержки дыхания Способность задерживать дыхание дальше обычного. До 2 месяцев включительно.
Галанта Способность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу. До 3 месяцев включительно.
Ландау Способность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу. От 4 до 8 месяцев включительно.
Переса Реакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения. До 4 месяцев включительно.
Робинсона Способность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь. До 4 месяцев включительно.
Глотательный Способность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу. Остается на всю жизнь.

А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Подошвенные рефлексы:

     Такие рефлексы являются физиологическими только у новорожденных и младенцев. У детей более старшего возраста они указывают на наличие патологии.
     
     Проведите пальцем руки по внешнему краю стопы в направлении от пятки до большого пальца. При этом к подошве должны пригибаться все пальчики, кроме большого — он отклоняется назад. Очень часто ребенок одергивает ногу при воздействии раздражителя. Такая реакция носит название рефлекс Бабинского.
     
     Другой вариант такого рефлекса: несильными и отрывистыми ударами воздействуйте на пальчики ног со стороны подошвы. В ответ на это пальцы будут сгибаться. Эта реакция иначе называется рефлексом Россолимо.
     
     Оба вида подошвенных рефлексов не имеет никакого диагностического значения у малышей первого года жизни.

Особенности определения двигательных рефлексов

Присутствие хватательных и других двигательных рефлексов позволяет оценить состояние нервной системы грудничка и вовремя заметить наличие патологии.

Робинсона и Янишевского. Даем ребенку обхватить большие пальцы на руках. Он должен схватить их настолько крепко, что его можно будет даже приподнять. Этот хватательный рефлекс начинает затухать после 3-4 месяцев. При его сохранении на более длительный срок возникает подозрение на неврологические проблемы.

Бабинского (подошвенный). При поглаживании краев подошв с внешнего края происходит веерное раскрытие пальцев, сопровождающееся сгибанием стопы с тыльной стороны

Внимание уделяется энергичности и симметричности движений. Данная проба Бабинского может сохраняться до двух лет. В более позднем возрасте этот хватательный рефлекс указывает на серьезные патологии (ДЦП, нарушение мозгового кровообращения, опухоли центральной нервной системы)

В более позднем возрасте этот хватательный рефлекс указывает на серьезные патологии (ДЦП, нарушение мозгового кровообращения, опухоли центральной нервной системы).

Моро (испуга и объятий). Рефлекс Моро у новорожденных состоит из двух отдельных фаз. Добиваемся реакции путем создания громкого звука, например, стуча по пеленальному столику. Сначала наблюдается первая фаза – ребенок раскидывает ручки, выпрямляет ножки и разжимает пальчики. После этого наступает вторая фаза – малыш возвращается в исходное положение и даже как бы обнимает себя руками. В норме он может быть выражен вплоть до пяти месяцев.

Кернига. Подразумевает принудительное разжимание тазобедренного и коленного суставов после сгибания. В норме этого сделать не получается вплоть до четырех месяцев.

Автоматическая походка. Поднимаем ребенка и слегка наклоняем его корпус вперед. Это приводит к тому, что малыш начинает пытаться совершать самостоятельные шаги

Обращаем внимание, чтобы грудничок наступал на всю стопу. Если используются только носочки или ножки цепляются друг за друга, это указывает на неврологические нарушения. Сохраняется до полутора месяцев

Сохраняется до полутора месяцев.

Опоры. Двухфазный рефлекс, который проявляется при попытке поставить малыша на ножки, придерживая его. Сначала грудничок пытается поджать ножки, затем встает на полную ступню. Также сохраняется в течение первых полутора месяцев жизни.

Бауэра (спонтанного ползания). Выкладываем малыша на живот и прикладываем к его подошвам ладони. Это побуждает младенца начать ползти, упираясь в созданную опору, помогая себе ручками. Рефлекс появляется примерно на 3-4 сутки жизни грудничка и исчезает через 3-4 месяца.

Галанта. Позволяет установить выраженность реакции позвоночника на действие внешнего раздражителя. Легко проводим рукой по длине позвоночника, в результате чего малыш выгнет спину и выпрямит ногу со стороны прямого действия.

Помимо этого, существуют так называемые тонические рефлексы новорожденных, например, проба Магнуса-Клейна. Если голову младенца повернуть в сторону, то с той стороны, где окажется лицо малыша, у него выпрямится ножка и ручка. С противоположной стороны конечности наоборот согнутся. Подобная реакция сохраняется в течение первых двух месяцев.

Если перечисленные рефлексы, особенно сосательный и хватательный развиваются с опозданием или не выражены, это может указывать на недоношенность младенца, получение им травмы в процессе родов, присутствие патологии.

Случается, что такое развитие событий становится последствием приема некоторых лекарств. Стоит учесть, что слабые рефлексы поиска еды и ее употребления могут просто свидетельствовать о том, что малыш не голоден. Их лучше всего проверять непосредственно перед процессом кормления. Полное отсутствие обязательных для новорожденного рефлексов указывает на его критическое состояние и требует немедленного вмешательства врачей.

Что делать, если рефлексов нет

Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу

Он оценит общее состояние малыша, возьмет во внимание генетические заболевания, течение родов и беременности. Стоит помнить, что резервы детского организма очень велики, поэтому при наличии травм, рефлексы выработаются чуть позже нормы

При проверке реакций маме стоит помнить:

  1. Незначительное усиление рефлексов может быть вызвано нервной возбудимостью, малыш мог плакать или активно играть. Попробуйте повторить тест, когда ребенок немного успокоится.
  2. Оральные реакции выражены в период кормления, сытый ребенок может не проявлять интереса к груди или бутылочке.
  3. Реакция на раздражитель должна быть симметричной.

Также стоит учитывать индивидуальные особенности малыша. Если какая-либо реакция снижена, но состояние ребенка в норме, он хорошо себя чувствует, то это может быть особенность малыша, не будет нести никаких негативных последствий для организма.

Сниженные реакции необходимо постепенно и регулярно вырабатывать. Для этого стимулируйте активность крохи. Например, для разработки хватательного навыка периодически вкладывайте что-нибудь в ладошку малыша.

Подводя итоги, может ли новорожденный не иметь рефлексов? Это крайне редкие случаи, говорящие о серьезной патологии. В остальном реакции могут быть лишь снижены. Обратитесь к врачу, он определит причину отклонений, назначит лечение. Если же сниженные автоматизмы – это индивидуальная особенность ребенка, то в ваших силах развить их.

Стадии развития условного рефлекса

Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

  • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
  • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
  • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
  • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.

Лечение

Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.

  • Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
  • Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
  • Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.

Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.

Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:

В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:

  • веса малыша (два раза в день);
  • неврологического и соматического статуса;
  • объема употребляемой жидкости;
  • состава питания;
  • основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
  • лабораторных характеристик крови, мочи;
  • рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
  • ультразвукового исследования брюшной полости;
  • нейросонографии;
  • электрокардиограммы, эхокардиограммы.

После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.

Рефлекс укоренения

Рефлекс укоренения присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает примерно к четырем месяцам, поскольку постепенно переходит под произвольный контроль. Рефлекс укоренения помогает при кормлении грудью . Новорожденный младенец поворачивает голову ко всему, что касается его щеки или рта, ища объект, двигая головой по неуклонно уменьшающейся дуге, пока объект не будет найден. После того, как ребенок научится реагировать таким образом (при грудном вскармливании, примерно через три недели после рождения), ребенок будет двигаться прямо к объекту, не обыскивая его.

На что стоит обратить внимание?

Отсутствие каких-либо рефлексов или их усиление может быть тревожным признаком, именно поэтому их и исследуют врачи и родители, которым небезразлично развитие и здоровье малыша.

Усиление может быть связано с отклонениями в мышечном тонусе, патологией нервной системы, инфекционными заболеваниями и т. д. Усиление рефлексов часто говорит о повышенной нервной возбудимости.

Однако при оценке реагирования малыша нужно учитывать тот факт, что можно говорить о каком-то серьёзном отклонении лишь в том случае, если имеются какие-либо другие симптомы.

Так, если у ребёнка наблюдается нарушение какого-либо рефлекса и при этом малыш чувствует себя прекрасно, это скорее всего только симптом, но не факт отклонения, его может и не быть.

Рассмотрим несколько примеров возможных отклонений.

Усиление

При исследовании реакции на рефлекс опоры отклонением от нормы является ситуация, при которой ребёнок упирается в поверхность стола носочками или скрещивает ножки. Это может быть свидетельством патологии двигательной системы, внутричерепной травмы, асфиксии при рождении, наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы.

Что касается рефлекса автоматической ходьбы, то многие дети немного скрещивают ножки, но паниковать не стоит. Немного повышенный тонус мышц бедра вполне нормален в первые полтора месяца от рождения.

Если у малыша заболевание центральной нервной системы, то рефлекс ползания сохраняется до 1 года.

Ослабление

У детей с заторможенной нервной системой реакции на хватательный рефлекс значительно слабее, у возбудимых – наоборот, сильнее. Ослабление хватательного рефлекса может являться следствием асфиксии при рождении или поражением шейного отдела позвоночника.

Слабым рефлекс Моро может быть по причине внутричерепной травмы. Ассиметрично может проявляться при травме шейного отдела позвоночника.

Рефлекс Бабинского не наблюдается в случае поражения спинного мозга на уровне поясницы.

Рефлекс ползания ослаблен или ассиметричен при внутричерепных кровоизлияниях (у родившихся в асфиксии).

Таким образом, врождённые рефлексы младенца – это индикатор его развития.

Помните, если Вас что-то насторожило при исследовании рефлексов ребёнка, незамедлительно обратитесь к доктору. Относитесь внимательно к развитию малыша и будьте здоровы!

https://youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

Чем полезны (и полезны ли?) жареные семечки при беременности? Спросим у доктора!

Все о рентгене во время беременности расскажет эта статья.

Наверх

Желтуха (желтушка) новорожденных — чем опасна и насколько заразна?

Дакриоцистит новорожденных: лечить или «само пройдет»?

Шкала Апгар — пять критериев оценки здоровья новорожденного малыша

Кривошея у новорожденных. Основные симптомы и методы лечения

Коньюктивит у новорожденных: лечение и профилактика

Опрелости у новорожденных: как их предотвратить и чем лечить?

Гипертонус у новорожденных: не игнорируйте симптомы!

Физиологические рефлексы новорожденных и их значение

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Важные показатели

Проверка рефлексов – обязательная часть осмотра новорождённого. В ответ на прикосновения врачей младенцы совершают целый ряд непроизвольных движений. И это позволяет специалистам оценить работу центральной нервной системы и мышц. Причём проверка рефлексов и оценка времени их угасания должны проводиться во время каждого посещения невролога, ведь сохранение рефлексов дольше положенных сроков не менее тревожный сигнал, чем их отсутствие или слабая выраженность. Родители тоже могут самостоятельно проверить рефлексы своих детей. Это несложно, а в некоторых случаях ещё и забавно и трогательно.

Основные рефлексы новорождённых (но далеко не все!) такие:

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector