Физиологические рефлексы новорожденных
Содержание:
- Позотонические рефлексы
- Реакции в жизни малыша
- Описание оральных рефлексов
- Как проходит исследование рефлексов
- Общие сведения
- Врождённые защитные механизмы
- Рефлекс ходьбы (шаговый)
- Патологические рефлексы новорожденных детей
- Значение и классификация врожденных рефлексов
- На что обращают внимание врачи
- Рефлексы поддержания правильного положения
- Врожденные безусловные рефлексы новорожденных
- Опасно ли торможение рефлексов
- Как помочь развить ребенку рефлексы
Позотонические рефлексы
Данные рефлексы обозначают правильное перераспределение тонуса мышц, согласно занимаемой им позы. У здорового малыша они пропадают ближе к тому времени, когда он уже может самостоятельно держать голову, стоять, сидеть и ходить.
Ассиметричный шейный тонический рефлекс — появляется в тот момент, когда малыш поворачивает голову. Он разгибает конечности на той стороне, куда повернуто его лицо. Рука, куда повернута голова, выпрямляется, тонус разгибает плечо, малыш, словно фехтовальщик.
Симметричные тонические рефлексы шеи — проявляются во время сгибания головы младенца, в этот момент повышается тонус мышц в руках и ногах. Когда голова разгибается, тонус ослабевает. Ассиметричные, симметричные рефлексы шеи можно наблюдать у младенцев все время. Если малыш родился раньше срока, то эти рефлексы у него менее выражены.
Лабиринтный тонический рефлекс — когда малыш лежит на животе у него в мышцах на сгибах нарастает тонус: головка прижимается к груди или наоборот запрокидывается к спине, которая выгнута, согнута, кисти сжаты в кулачки, ножки прижаты к животу. Затем малыш делает вид что плывет или будто ползает.
Таким образом, вы прочитали про все рефлексы и проверили их на своем новорожденном ребенке, который с успехом выдержал первую проверку. Если во время «экзамена» вас что-то насторожило, то обратитесь к педиатру или неврологу за дополнительным обследованием.
Скорее всего, вам назначат УЗИ головного мозга. Педиатр направит вас к неврологу, который поставит точный диагноз и при необходимости назначит лечение.
Не стоит делать выводы по результатам собственной проверки, более того в результате ее вы можете травмировать кроху. И при любом сомнении в здоровье своего ребенка обращайтесь к врачу.
Объективное обследование может сделать только врач, он оценит ситуацию, принимая во внимание множество факторов, также и условия, при которых проходит исследование состояние общего здоровья грудничка, историю родов и беременности. Знайте, что новорожденный малыш растет, меняется, его рефлексы зависят от многих вещей
Обязательно покажите малыша специалисту повторно, через определенный промежуток времени, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз
Знайте, что новорожденный малыш растет, меняется, его рефлексы зависят от многих вещей. Обязательно покажите малыша специалисту повторно, через определенный промежуток времени, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.
Реакции в жизни малыша
Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства. Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.
Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.
В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.
Описание оральных рефлексов
К самым важным для выживания ребенка следует отнести оральные рефлексы. Главное их предназначение – обеспечение возможности для малыша добывать себе пропитание.
Сосательный
Таблица набора веса новорожденного по месяцам
Если ребенок родился здоровым, первый рефлекс, который у него проявляется, – сосательный. Реакция выражается в том, что младенец обхватывает ртом сосок, а также палец или соску и производит ритмичные сосательные движения (именно так выглядит обычный процесс лактации). Таким образом, для проявления реакции достаточно совершить любое раздражение ротовой полости младенца. Исчезает он примерно к 1,5-3 годам жизни.
На заметку. По утверждению специалистов, природа сама установила достаточный срок для окончания лактации.
Глотательный
Наравне с предыдущим, данная функция направлена на поиск и поглощение пищи. Глотательная реакция срабатывает в тот момент, когда еда попадает в рот младенца. Тем самым функция помогает продвинуться пище дальше по желудочно-кишечному тракту и усвоиться организмом.
Хоботковый
Если даже слегка, но при этом быстро и отрывисто прикоснуться к губам младенца, происходит ответная реакция: они вытягиваются в трубочку и становятся похожими на своеобразный «хоботок».
Хоботковый рефлекс
Рефлекс Бабкина
Рефлекс Бабкина у новорожденных что это за реакция, и как она проявляется? В педиатрии его также называют ладонно-ротовым рефлексом. Вызывать его можно с помощью надавливания пальцем на ладонь малыша в месте возвышения большого пальца. В результате у ребенка открывается ротик, и наклоняется вперед голова.
Рефлекс Куссмауля
Поисковый, иначе корневой, рефлекс заключается в следующем: если прикоснуться к щеке или уголку рта младенца, он в тот же момент поворачивает голову в ту сторону, откуда происходило движение. Данная реакция обеспечивает ребенку возможность поиска пищи, а именно материнского соска.
Как проходит исследование рефлексов
Определить, правильно ли развивается ваш ребенок, поможет проведение исследований рефлексов.
- Поисковый рефлекс. Для этого вам необходимо погладить кожу в уголке рта. Малыш в это время должен слегка опустить нижнюю губу и повернуть головку в сторону раздражителя. Первые дни своей жизни малыш с помощью этого рефлекса находит грудь мамы. Особенно хорошо поисковый рефлекс проявляется перед кормлением, угасать начинает в 7 недель, полностью исчезает к 12 месяцу жизни.
- Хоботковый рефлекс. Проверить, имеется ли у крохи хоботковый рефлекс, можно легким постукивание пальцем по его губам. При этом у ребенка сокращается круговая мышца рта, и кроха вытягивает губки хоботком.
- Сосательный рефлекс можно проверить при помощи пустышки. Для этого нужно положить в ротик крохи соску. Если он начинает ее активно сосать, то рефлекс имеется.
- Рефлекс Бабкина. Проверить наличие данного рефлекса можно при помощи надавливания на ладонь малыша возле начала большого пальца. В ответ на это ребенок открывает рот и сгибает голову. Проверять рефлекс Бабкина нужно на обеих ладонях. Если он сохраняется у детей старше 5 месяцев, стоит незамедлительно обратиться к врачу и выяснить причину.
- Хватательный рефлекс. Проверяют хватательный рефлекс путем вкладывания в его ладони своих пальцев. Малыш должен их прочно удерживать. Ослабевание данного рефлекса наступает к 3 месяцам.
- Рефлекс Бабинского. Проверить рефлекс Бабинского можно проведением по наружному краю подошвы малыша пальцем. Движение проводится от пятки в сторону пальцев, которые должны «ответить» веерообразным разгибанием. Физиологический рефлекс Бабинского олжен сопровождаться сгибанием в голеностопном, коленном и тазобедренном суставе.
- Рефлекс Галанта. Для его проведения необходимо провести пальцем по спине малыша вдоль позвоночника. При этом ребенок должен изогнуть спину дугой. Рефлекс Галанта проявляется с 5 дня жизни малыша. Однако у детей с проблемами нервной системы он может быть не ярко выражен, и его возникновение может быть отложено вплоть до 30-35 дня после появления на свет. Угасание рефлекса происходит к 4 месяцам.
- Рефлекс Робинсона похож на хватательный. Проявляется он в постоянном стремлении малыша что-нибудь схватить своими маленькими ручками. Если рефлекс Робинсона в норме, то ребенок будет удерживать в своих кулачках часть вашей одежды и волосы с невероятной силой.
- Рефлекс ползанья (Бауэра). Для его проведения необходимо уложить кроху на животик. Малыш должен в данном положении постараться приподнять голову и совершить ползающее движение. Рефлекс у детей наблюдается до 4 месяцев.
Общие сведения
Рефлексы – реакция организма на раздражитель. Они делятся на врожденные и приобретенные. Младенец рождается с определенным набором навыков, которые позволяют ему приспособиться к новым условиям.
Все рефлексы этого периода можно разделить на:
- Поддерживающие жизнедеятельность. Благодаря им ребенок может дышать, сосать, глотать.
- Защитные. Они минимизируют или нейтрализуют внешние воздействующие факторы, например, холод или яркий свет.
- Временные. Они нужны впервые дни жизни для адаптации или действуют только в момент родов. Как правило, в первые три месяца они угасают.
Оценка рефлексов младенца дает представление о состоянии его нервной системы. Любые отклонения требуют наблюдения у невролога.
Врождённые защитные механизмы
Новорожденные далеко не так беззащитны, как это может показаться со стороны. Природа наделила детей первых месяцев жизни мощными врождёнными механизмами, которые позволяют обеспечить основные потребности малыша.
С момента появления на свет ребёнок способен:
- добывать себе еду — сосать сосок материнской груди;
- хвататься за всё, что только попадается в его маленькие цепкие ручки;
- задерживать дыхание под водой;
- плавать;
- продвигаться вперёд «ползком», отталкиваясь от опоры;
- совершать движения, отдалённо напоминающие ходьбу.
Все эти врождённые механизмы носят название врождённые рефлексы, и именно по ним косвенно определяется зрелость нервной системы новорожденного
При этом важно не только присутствие этих рефлексов, но и сроки их исчезновения
Значение врождённых автоматизмов (рефлексов) сложно переоценить. Они призваны защитить ребёнка от негативных факторов окружающей среды, как можно быстрее адаптироваться в новых условиях существования.
https://youtube.com/watch?v=wHW3JQlJQEw
Рефлекс ходьбы (шаговый)
Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться.
Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет.
В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).
У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.
При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.
Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.
При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения.
Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.
У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных — прим.
biofile.ru). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.
Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.
У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.
Патологические рефлексы новорожденных детей
Говоря об основных врожденных рефлексах новорожденных, нельзя забывать и о том, что у малышей могут возникать и патологические (неправильные) рефлексы, не предусмотренные заложенной в них «программой». Как правило, они возникают не случайно, а вследствие каких-либо причин. И их множество. Один из примеров — это привычка ребенка сосать свой палец.
Если младенец начинает сосать палец в раннем возрасте, от 1-го до 3-х месяцев, то он может делать это в промежутках между кормлениями, как бы имитируя их, или в случае, если у него болит животик. Дело в том, что малыш сосал пальчик, еще находясь в утробе матери, и это стало для него привычкой. Как правило, с возрастом эта привычка проходит. В целом, патологическим рефлексом у новорожденных детей может быть любой нормальный рефлекс, продолжающийся больше установленного для него срока. В этом случае нужно обратиться за консультацией к педиатру.
Значение и классификация врожденных рефлексов
Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.
Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:
- Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
- Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
- «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.
Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:
- Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
- Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.
Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.
Оральные
Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.
К ним относятся такие рефлексы, как:
- Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
- Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
- Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
- Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
- Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.
Спинальные
Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:
- Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
- Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.
Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!
- Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
- Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
- Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
- До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
- Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
- Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.
Позотонические
Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.
- Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
- Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.
На что обращают внимание врачи
Осматривая младенца, врач проверяет врожденные рефлексы — сосательный, поисковый, хватательный и защитный, а также глотательный, хватательный и верхний защитный рефлекс. Когда ребенку исполняется месяц, его нужно показать неврологу, который последовательно осматривает его нервную систему, исключая поражение незрелой нервной системы малыша.
Сначала, врач проверяет внешний вид крохи. Месячный малыш должен находиться в позе полуфлексии (конечности малыша согнуты в локтях и коленях), это нормальное состояние новорожденного, так как повышенный тонус мышц способствует сгибанию конечностей. Когда ребеночек не спит, его движения хаотичны — он машет руками, сгибает ножки и ручки, громкий звук или яркий свет раздражают его.
У детей, которые родились раньше срока, движения менее активные, а безусловные рефлексы угнетены.
Что же такое безусловные рефлексы, как их оценивают? Самые главные физиологические рефлексы — оральные, спинальны. У первых рефлекторная дуга заканчивается в головном мозге, у спинальных — в спинном мозге.
Рефлексы поддержания правильного положения
Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и молотить ручонками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать.
Врожденные безусловные рефлексы новорожденных
У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов новорожденных.
При исследовании безусловных рефлексов учитывают их наличие или отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность, а также соответствие возрасту ребёнка. Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы.
Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).
Ладонноротовой рефлекс вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция – открывание рта и наклон головы.
Поисковый рефлекс новорожденных: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.
Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.
Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.
Защитный рефлекс новорожденных: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, “стоит” на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.
Рефлекс Таланта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.
Рефлекс Переса: если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию.
Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.
Лабиринтные установочные рефлексы новорожденных и грудных детей вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.
Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 46 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.
Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.
Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления и задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.
Сухожильные рефлексы у детей
Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.
Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек у детей
Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.
Висцеральные и вегетативные рефлексы у детей
Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазо-сердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегетовисцеральными нарушениями.
Опасно ли торможение рефлексов
Рефлекс восстановится при условии, если человек возобновит действия, вызывавшие его ранее. Если врожденная реакция не подпитывается, она затормаживается, ослабевает, окончательно не устраняется: нервная система «запоминает». Пока стимулятор незнакомый, нервная система будет «изучать», определяя характер раздражителя – полезный либо вредный для человека. Благодаря затормаживанию или усилению реакций организм приспосабливается к внешнему миру.
Иногда случается, что реакции затормаживаются настолько сильно, (к примеру, при сильном нервном потрясении человек не способен двигать нижними конечностями), что подобное становится опасно для здоровья и жизни. Тогда требуется глубоко обследовать нервную систему.
Как помочь развить ребенку рефлексы
Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:
- Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
- Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
- Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
- Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
- Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
- Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).
Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.