Нервная система новорожденных: особенности развития
Содержание:
Как упражнения помогают от стресса?
Аэробные упражнения (то есть упражнения умеренной интенсивности, при которых для получения энергии используется кислород) приводят к увеличению частоты сердечных сокращений, в результате чего организм выделяет эндорфины –химические вещества, действующие как естественное болеутоляющее и способствующие улучшению настроения. После упражнений мы испытываем естественный эмоциональный подъём.
Эндорфины не только снимают боль и повышают настроение, они также помогают нам лучше спать. Сочетание этих эффектов может ослабить воздействие стресса. Занимаясь регулярно, мы получаем возможность пользоваться данными преимуществами чаще.
Регулярные занятия (в отличие от разовых) имеют и накопительный эффект, который проявляется в улучшении уровня физической подготовки, повышении выносливости и снижении веса. Это всё – положительные изменения, и то, что мы меняемся к лучшему, повышает нашу самооценку. А с ростом физической силы растут и силы эмоциональные, улучшается психическое благополучие.
Ещё один момент. В период стресса человеку свойственно концентрироваться на проблеме. Под гнётом забот трудно думать о чём-то ещё. И мы накручиваем себя, чувствуя, что этот гнёт увеличивается. Но вставив в свой повседневный график физические упражнения, мы будем вынуждены переключаться
А даже кратковременное полное перенаправление внимания на что-то другое способно принести жизненно важное облегчение и «растрясти» стресс. К тому же, приход в тренажёрный зал может помочь обрести новый круг общение и дополнительную эмоциональную поддержку.
Лечение заболевания
Первичная форма заболевания предполагает:
- недопущение контакта с возможными источниками заражения.
- в периоды ремиссии ребенок может и должен вести нормальный образ жизни, поддерживать гигиену, посещать образовательное учреждение.
- если существует угроза инфекции, назначаются антибиотики широкого спектра.
- при наличии эффекта лечить ребенка нужно около 3-4 недель одновременно с приемом противовирусных, антигрибковых средств. Иногда противомикробное лечение растягивается на годы.
Скорректировать иммунодефицит можно, применяя иммунореконструкцию, заместительное лечение, иммуномодуляторы. При первичной форме патологии применяют иммуноглобулины, при вторичной используют иммунотропы, заместительную терапию, иммунизацию.
Крайне важна при первичной патологии изоляция ребенка от всех источников заражения. Когда нет обострений инфекций, ребенок может вести нормальный образ жизни. При первичном иммунодефиците на фоне общей недостаточности антител детей нельзя прививать от:
- кори;
- эпидемического паротита;
- полиомиелита;
- краснухи;
- ветряной оспы;
- туберкулеза.
Проживающим вместе с ребенком можно делать прививки только инактивированными вакцинами.
Противомикробное лечение заключается в приеме антибиотиков широкого спектра. При отсутствии быстрого ответа на терапию препарат меняют. Если же эффект есть, то принимать антибиотик ребенок должен минимум 3-4 недели. Лекарства вводятся внутривенно или парентерально. Одновременно назначают противогрибковые препараты и при показаниях – противовирусные, антипротозойные, антимикобактериальные лекарства. Противомикробная терапия может быть даже пожизненной.
При гриппе на фоне ИД обычно прописывают озельтамивир, ремантадин, занамивир, амантадин, ингибиторы нейраминидазы. Если ребенок заболел «ветрянкой» или герпесом, назначают ацикловир, парагрипп требует приема рибавирина. Перед стоматологическим лечением и операциями ребенок должен пройти курс антибиотиков для профилактики инфекции.
При серьезном вторичном или первичном Т-клеточном ИД нужно профилактировать пневмоцистовую пневмонию, в зависимости от показателей анализов крови. Для этого врачи обычно прописывают триметопримсульфометаксозол.
Важно! Любые лекарства должен назначать только врач, самолечение смертельно опасно для ребенка!
Способы коррекции недостаточности иммунитета:
- заместительное лечение;
- реконструкция иммунитета;
- иммуномодуляция.
Иммунореконструкция предполагает пересадку костного мозга или стволовых клеток, которые получают из пуповинной крови. При первичном ИД заместительная терапия – это чаще всего прием аллогенного иммуноглобулина, который в последние годы принято вводить внутривенно.
Лечение детей с первичным ИД с общими дефектами выработки антител
В этом случае проводится заместительная терапия иммуноглобулинами, которые вводятся внутривенно, и антибиотиками. Иммуноглобулины вводятся один раз в три-четыре недели пожизненно. Постоянная терапия антибиотиками нужна для профилактики бактериальных инфекций.
При обострении бактериальной инфекции назначаются антибиотики широкого спектра, вводимые парентерально. При гипер IgM-синдроме и общей вариабельной иммунной недостаточности (ОВИН) нужно постоянно принимать противогрибковые и противовирусные препараты. Они могут назначаться курсами. Это определяется врачом индивидуально. Если у ребенка Х-сцепленный гипер IgM-синдром, то ему показана пересадка костного мозга от HLA-идентичного донора.
Галлюцинации
Галлюцинации – это ложное восприятие без реально существующего объекта. Различают галлюцинации зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные (тактильные), общего чувства. Галлюцинации, возникающие при засыпании, называются гипнагогическими, при пробуждении – гипнапомпическими. Галлюцинации встречаются при различных психических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, реактивных психозах, шизофрении. У детей галлюцинации обычно носят фрагментарный неразвернутый характер, отличаются яркостью. Содержанием их часто являются персонажи детских сказок, просмотренных фильмов ужасов. Галлюцинации могут сопровождаться чувством страха.
Из человека в обезьяну
— Как проявляется языковое сознание и к чему ведет его потеря?
— В слове заключено некоторое понятие. У нас есть мир материальных предметов и есть слова,обозначающие их. Чтобы нам осмыслять связи между предметами,они сами нам не нужны,мы используем слова.
В слове есть все признаки объекта. Мы знаем,что молоток нужен для забивания гвоздей,но совершенно не подходит для того,чтобы погладить кошку. И нам не нужно проводить эксперимент по разглаживанию кошки. В этом заключается абстрактное мышление.
Ребенок до года выполняет только манипулятивные действия. То есть он пробует свойства предметов как материальных объектов: как они звучат,стучат,можно ли их мять,рвать,растягивать,помещаются ли они в его рот.
И только позже он раскрывает для себя предметы с точки зрения их функционального,культурного значения. Удобнее есть руками,но мама дает ложку. И дело не в том,что тут должна перестроиться моторика,перестраивается и психика. Ребенок постигает предметное значение ложки как инструмента. В дальнейшем он может кормить куклу палочкой,но вкладывать в нее понятие ложки. Такое замещение может осмыслить и сделать только человек.
Малыш.
СС0.
Поэтому важно окружать ребенка игрушками,которые похожи на предметный мир взрослых людей. Чем больше слов и связей их с предметами,тем более абстрактным и сложным становится мышление
Представьте,что вы первооткрыватель какой-либо планеты и видите незнакомый предмет. Он ничего не означает. Вы можете его взять в руку,сжимать,стучать им. Как младенец. Его культурное значение останется непостижимым.
Катастрофа в том,язык утрачивает свою сложность,в нем сокращаются и «уплощаются» понятия. Соответственно,мышление перестает быть абстрактным и становится все более конкретно-наглядным.
Есть,например,картина как вещь,как предмет искусства. Но чтобы постигать смысл,вшитый в нее,нужно этому обучаться,так же как орудовать ложкой. И,к сожалению,мы эту возможность утрачиваем.
В конце концов,если процесс будет вот так же линейно развиваться,то получится,что человек будет ходить среди культурных объектов мира,не распознавая их значения,видя в них только материальную функцию. Сначала мимо музеев и театров,а потом,видимо,и мимо той самой ложки. То есть превращаться обратно в обезьяну.
В Художественном музее открылась выставка советского искусства.
Анна Зайкова
Мы,конечно,не споткнемся о статую Давида,например,но мы ее воспримем просто как кусок камня.
Психика развивается по определенным законам,которые ни обойти,ни объехать. И уж тем более нельзя их обмануть и пытаться стимулировать развитие.
Мы уже говорили,что в человеческой популяции появляется все больше личностей с неразвитой и неправильно сформированной нервной системой. Это свойство самой ткани головного мозга. И хуже всего,что,грубо говоря,эти слабенькие мозги передаются по наследству.
И снова попадают в такие же условия,которые не способствуют развитию. Это программная ошибка,она накапливается в популяции и ведет к деградации.
— И когда мы снова превратимся в обезьян?
— Несколько десятилетий,в которые мы наблюдаем увеличение числа людей с психическими проблемами, — естественно,ничто в масштабах эволюции в целом. Но метафорически выражаясь,мы сейчас со свистом летим в пропасть. Этот процесс уже не остановить. Можно только расслабиться и наслаждаться полетом.
Особенности торможения условных рефлексов у детей
Торможение — антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.
Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения
Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.
Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,— здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия— при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.
Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения — внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.
Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные
Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения
Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.
Сон — это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?
Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон
По Павлову, сон — это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.
Наш обычный каждодневный сон — результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.
Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью — процессом возбуждения.
Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,— хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования — ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо
Лечение
Клинические рекомендации при асфиксии предусматривают первоочередное предоставление первой помощи новорожденному. Это самый ответственный шаг, который при условии грамотного проведения снижает тяжесть последствий патологического состояния и риск развития осложнений. Ключевая цель реанимационных мероприятий при асфиксии – достичь максимально высокой оценки по шкале Апгар к 5-20 минутам жизни новорожденного.
- Принцип А («airway») – обеспечить свободную проходимость дыхательных путей на первом этапе реанимации. Для этого нужно создать правильное положение: запрокинуть голову, приспустить ее на 15 градусов. После этого – отсосать слизь, околоплодные воды из носа, рта, трахеи, нижних отделов дыхательных путей.
- Принцип B («breath») – создать вентиляцию, обеспечить дыхание. Для этого создают струйный кислородный поток – проводят искусственную вентиляцию легких с помощью реанимационного мешка. Если ребенок не кричит – добавляют тактильную стимуляцию: поглаживание вдоль спины, похлопывание по стопам.
- Принцип С («cordial») – восстановить работу сердца. В этом помогает непрямой массаж сердца. При необходимости – вводят адреналин, глюкозу, гидрокортизон и другие препараты. При этом нельзя прекращать вспомогательную вентиляцию из предыдущего этапа.
Уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, проводится в условиях роддома. Малышей с легкой формой размещают в специальную палатку с высоким содержанием кислорода. При средней или тяжелой форме асфиксии младенцев размещают в кувез – специальный бокс, куда подается кислород. При необходимости проводят повторную очистку дыхательных путей, освобождают их от слизи.
Схему дальнейшего лечения, восстановления и ухода определяет лечащий врач. Общие рекомендации по уходу предусматривают:
В ходе реабилитации следить за состоянием ребенка помогает регулярный мониторинг:
- веса малыша (два раза в день);
- неврологического и соматического статуса;
- объема употребляемой жидкости;
- состава питания;
- основных жизненных показателей: пульса, артериального давления, сатурации, частоты дыхательных движений;
- лабораторных характеристик крови, мочи;
- рентгенограммы грудной клетки, брюшной полости;
- ультразвукового исследования брюшной полости;
- нейросонографии;
- электрокардиограммы, эхокардиограммы.
После выписки малыша нужно регулярно наблюдать у педиатра, невропатолога.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны
Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок
Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.
Средства для укрепления ЦНС
Укрепление центральной нервной системы требует комплексного подхода. Поэтому придется учесть сразу несколько факторов:
- питание, витамины;
- отказ от вредных привычек;
- спорт;
- сон;
- режим дня;
- отдых и периодизация нагрузок.
Чтобы понять, почему для укрепления требуется так много средств, следует рассмотреть, как работает ЦНС. Тело и психика тесно связаны, это уже давно официально подтверждено медициной. Существует даже такое направление, как психосоматика, где исследуют влияние психики на состояние физического тела. Отдельные заболевания получили название психосоматических.
Когда ребенок подвергается влиянию стресса, его мышцы напрягаются. Это защитная реакция организма, которая позволяет обрести равновесие. Однако при постоянном воздействии стресса возникает заболевание. Это может быть комплекс расстройств, связанных с неправильной работой желудка, бессонницей, головной болью, ухудшением памяти и самочувствия. Можно годами лечить отдельные симптомы, хотя причина их в неправильной работе ЦНС.
Вот почему так важен комплексный подход. Нужно следить за сном, питанием, физическими нагрузками, витаминами и минералами в рационе, чтобы не допустить сбоев в работе ЦНС.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма
Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком
Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.