Потешки для самых маленьких: от 0 и старше

Потешки на коленках (по кочкам)

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

Чики-чики-чикалочки 
Едет Ваня на палочке, 
Настенька в тележке 
Щелкает орешки!

Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!

Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!

Пальчиковые игры-потешки

Веселимся и развиваем мелкую моторику!

У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой – парень с душой, Палец указательный – господин влиятельный, Палец средний – тоже не последний. Палец безымянный – с колечком ходит чванный, Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.

Мы делили апельсин

(кулачок- “апельсин” перед собой) Много нас (левая рука растопырена — это “мы”) А он один (взгляд переводим на кулачок) Эта долька для котят (отгибаем один пальчик) Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик) Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик) Эта долька для чижа (четвертый) Эта долька для бобра (пятый) А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой) Разозлился волк – беда, Разбегайтесь кто куда!

Моя семья

1-2-3-4 Кто живёт в моей квартире? 1-2-3-4-5 Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка, Мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья!

Пальчики здороваются

Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро. -Доброе утро!- Солнцу и птицам. — Доброе утро!- — Улыбчивым лицам. — И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красилышков

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот резал.Этот ел. Ну а этот, лишь глядел!

•••

Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать!

•••

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

•••

Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: “Ура, все собирайтесь, обедать пора!”

•••

Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: Самой первой села мама, Рядом – строгий наш отец. Следом братец и сестрица. Ну, а мне где поместиться?

•••

Мамонт и папонт гуляли на pечке Бабонт и дедонт лежали на печке А маленький внучек сидел на кpылечке И своpачивал хобот в колечки.

На прогулке

На дороге, у развилки, Повстречались две дразнилки. Повстречались, подразнились, Не сдержались – и сцепились! Прибежали разнималки — Помешали перепалке. И к развилке на кобыле Прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка: Раз-два-три-четыре-пять- Хорошо друзей считать!

Десять птичек – стайка Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек -стайка: Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей Эта птичка – совушка, сонная головушка; Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое пёрышко; Это – зяблик Это -стриж, Это – развесёлый чиж… Ну, а это – злой орлан. Птички, птички – по домам!

••• Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? – спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманет, Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю – Очень маленьких люблю!

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Массаж спины для деток постарше

Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами
ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками
пальцев) 
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения
пальцами) 
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения
ладонями)

***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

***
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии
вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами
обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными
пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной
стороной кулаков)
Прошла слониха, потоптала («идём» кулаками, но с
меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами,
сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя
пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину
ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке, 
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем
бочок)
Шлю вам чулочки, 
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем
спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил, 
Отправил. («кладем письмо» за шоворот)

Просыпаемся с потешкой

Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем!

***

Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!

***

Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!

***

Кто — кто в этом доме живет? Кто — кто вместе с солнцем встает? Это *Имя* проснулась Маме с папой улыбнулась И, откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала! Здравствуй солнышко Колоколнышко!

***

Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки — ножки, Потягушки — пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай — ка локоточек Мама поцелует! Славный мой сыночек! Как тебя люблю я!

***

Мышка в гости пошла, бантик нацепила (шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко) А Мишаня (имя ребенка) дома?

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Потешки для детей до года

Плетень

Тень-тень-потетень,Выше города плетень.Сели звери на плетень.Похвалялися весь день.Похвалялася лиса:— Всему свету я краса!Похвалялся зайка:— Пойди, догоняй-ка!Похвалялися ежи:— У нас шубы хороши!Похвалялся медведь:— Могу песни я петь!

Петушок

Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?

Котик

Как у нашего котаШубка очень хороша,Как у котика усыУдивительной красы,Глаза смелые,Зубки белые.

Совушка

Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! (Руки ребенка поднимаем вверх.)

Пяточки

Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,Одеяльцем накрывай!

Пестушка-молчанка

Где же наши ушки?Слушают пестушки!А где глазки?Смотрят сказки!А где зубки?Прячут губки!Ну а ротик на замочек!

Ладушки

— Ладушки, ладушки,Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)На головку сели!Ладушки запели.

Роль фольклора в обучающих программах детских домов

Как правило, у детей, воспитываемых в домах малютки и детских домах и лишенных в младенчестве материнской заботы, отсутствует потребность в общении со взрослыми, интерес к окружающим. В этом случае нет основы для сотрудничества между ребенком и педагогом, что, естественно, негативно сказывается на общем развитии воспитанника.

Не допустить или же исправить эту ситуацию позволяют веселые потешки для малышей. Программные занятия во многих домах ребенка включают в себя произведения устного народного фольклора в разных его видах (потешки и прибаутки, загадки, считалочки), способствующие эмоциональному развитию детей, а также развитию у них навыков коммуникативного общения, тренировке памяти, развитию речи, чувства ритма, воспитания доброжелательности, заботы по отношению друг к другу и т. д.

Особый интерес у малышей вызывают потешки, содержащие подражание звучанию музыкальных инструментов, например колокольчику («Тирли – бом! Тирли – бом…»), дудочке («Ду-ду-ду, ду-ду-ду…») или свирели («Люли – люли – люли…»).Существуют игры-потешки для малышей, направленные на стимуляцию речевой активности:

Скажут утки нам с утра:- Кря, кря, кря.Скажут гуси у пруда:- Га-га-га!Скажут квочки нам в окно:- Ко, ко, ко!

Прибаутки для ребёнка. Прибаутки для малышей

В первые годы жизни ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора — прибаутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

* * *

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

* * *

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам —

Всем нальет в стаканчики:

«Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!»

* * *

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

* * *

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

«Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!»

* * *

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

* * *

Куд-куда, куд-куда,

Кричат курочки: «Беда!

Петушок упал,

Ножку-крылышко сломал!

Помогите, помогите,

Больно Пете, полечите!»

* * *

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Небылицы – перевертыши

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский. Приемы народной небылицы перешли и в авторскую детскую литературу: в изобилии мы встретим перевертыши в сказках К. Чуковского, в стихах С. Маршака, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова, из перевертыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия XX века.

Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь — укусит!

* * *

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело —

Лето красное пришло!

* * *

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

* * *

Две заботливые ламы —

Лама-папа, лама-мама, —

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

* * *

Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

* * *

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

* * *

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

* * *

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

* * *

Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

Баюкает деточек!

* * *

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

* * *

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

Потешки для детей 1-2 лет

К первому году жизни ребенок уже должен хорошо знать собственное имя. Поэтому для данного возраста прекрасно подойдут стихи-потешки для малышей, в текст которых можно вставить имя ребенка. Например:

Маша хоть и маленькая,Но зато удаленькая.Пройди, Маша, по дорожке,Топни, Маша, своей ножкой.

Полезно в этом возрасте применять познавательные потешки. Например, зимние потешки для малышей, весенние и летние, которые смогут познакомить ребенка со временами года и их особенностями:

Падай, падай, белый снег!Радуй искрами нас всех!Падай ровно на селоДа на гусочки крыло.Поле белым накрывай -Летом будет каравай!

Купим валенки,В них обуем ноженьки И ступим на дороженьку.Будет ходить,Валенки свои носить.

Пестушки

Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от «пестовать», что означает «нянчить», «холить») — это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.

Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки «на коленках». Задача взрослого — усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:

Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок),По мосточку,Под мосточком -Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).

Аналогично «работает» и эта пестушка:

Поехали, приехалиС конфетами, с орехами,Поскакали, прискакалиС ватрушками да калачами!Вприпрыжку, вприскочку,По бугоркам, по кочкам —Бултых в ямку!

Шутки-прибаутки для детей

Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись!

Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить!

Радуга-дуга, Не давай дождя! Давай солнышка – Колоколнышка!

Кошка на окошке Рубашку шьет, Курочка в сапожках Избенку метет.

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка! Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, Забодает, забодает, забодает!

Барашеньки – крутороженьки По лесам ходили, По дворам бродили, В скрипочку играли, Настю потешали. А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп! А козлище из хлевища Ножищами топ-топ!

Ах ты совушка-сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела – Во траву свалилася, В яму покатилася!

Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела.

Текст потешек для умывания

Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико!

***

Буль, буль, буль, Карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, Рыбки и утята.

***

Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода — С дитя худоба. Вода книзу, А дитя кверху.

***

Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

***

От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается!

***

Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.

***

Знаем, знаем — да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется!

Моем ручке перед едой с потешкой:

Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка, Умой Настено личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настено личико.

Смешные шутки для детей любого возраста для хорошего настроения


смешные шутки для детей любого возрастаСмешные шутки для детей:

Мальчик с бабушкой шел по огороду, а она рассказывала и показывала ему разные растения: — Вот это, внучек, яблонька, а под ней малинка, а рядом черная смородина. — Но бабушка, почему она красная? — Это потому что она зеленая!

Разговор Винни Пуха и Пяточка: — Винни, Винни, дай мне десять шоколадных конфет! — Пятачок, у меня только пять конфет! — Хорошо, давай пять ,а еще пять будешь мне должен!

Разговор двух первоклашек: — А в кого бы ты превратился чтобы напугать Марию Ивановну, во льва или в тигра? — Нашу Марию Ивановну уже ни чем не испугаешь!

Другие виды детского фольклора

Нельзя не упомянуть и другие, не перечисленные выше, жанры народного детского фольклора, такие как всем известные пословицы, скороговорки, считалочки и загадки. Конечно, все они предназначены уже для детей более старшего возраста. Однако и вместе с ними перечень категорий детских произведений будет неполным. Например, немногие знают о существовании такого жанра, как заклички. Закличка как стихотворное обращение к природным явлениям и представителям животного мира, рожденное в язычестве, не утратила своей актуальности и по сей день. Чем как не закличкой является любимое нами в детстве «Солнышко-солнышко, полети на небко»?

А вот закличка, призывающая дождь для хорошего урожая наподобие того, как это было принято делать у наших языческих предков:

Дождик, дождик, лей,Капель не жалей,Припускайся пуще,Я тебе дам гущи,Побегу на речкуИ дам огуречка.Хлеба дам каравай -А ты славно поливай!

Потешки перед сном

Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, 
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках), 
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — 
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)

***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

История создания

Ни один историк сейчас не сможет вам ответить точно на вопрос о том, когда же появились первые потешки. Прибаутка — определение сложное и, можно сказать, древнее. Своей историей данные шедевры фольклорного творчества уходят далеко вглубь веков. Подобное явление есть и в украинском языке, и в белорусском. Следовательно, можно сделать вывод, что этими стишками люди шутили и раскрашивали свою речь еще до появления государственности, во времена Восточных славян. Они не фиксировались письменно очень долгое время, да и сейчас в основном нам известны в большей мере от родителей, чем из книг.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями

Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Вернуться в раздел детские стихи. <�хедер>Для самых маленьких

  • Для малышей
  • Потешки и пестушки для малышей
  • Цикл Игрушки Агнии Барто
  • Добрые стихи Берестова для самых маленьких
  • Для самых маленьких

Детские классики

  • Агния Барто
  • Самуил Маршак
  • Борис Заходер
  • Сергей Михалков
  • Ирина Токмакова

Обучающие стишки

  • Скороговорки
  • Считалки
  • Потешки
  • Мирилки

Животный мир

  • Стихи про животных
  • Стихи про птиц
  • Стихи про рыб
  • Стихи про насекомых

Природа и времена года

  • Стихи о космосе
  • Стихи про зиму
  • Стихи про весну
  • Стихи про лето
  • Стихи про осень
  • Стихи про цветы
  • Стихи про овощи и фрукты
  • Стихи про грибы
  • Стихи про море

Другие авторы

  • Валентин Берестов
  • Генрих Сапгир
  • Елена Благинина
  • Иван Суриков
  • Надежда Шемякина
  • Татьяна Гусарова
  • Эдуард Успенский
  • Александр Мецгер

Праздники

  • Стихи ко дню Святого Валентина
  • Стихи про 23 февраля
  • Стихи на 8 марта
  • Стихи про Масленицу
  • Стихи к Пасхе
  • Стихи к 9 мая
  • Стихи к 1 сентября
  • Стихи ко Дню учителя
  • Стихи ко Дню матери

Новый год

  • Стихи про Новый год
  • Новогодние стихи для самых маленьких
  • Стихи про Деда Мороза
  • Стихи про снегурочку
  • Стихи про снежинки
  • Стихи про снеговика
  • Стихи про новогоднюю ёлку
  • Стихи на Рождество

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Tonje

25.09.2020

  
  Стихи, Школа  Другие статьи автора

Вышли шутки-прибаутки, отозвались сразу дудки

Потешки и прибаутки для детей 3 лет

***

Вышли шутки-прибаутки, Отозвались сразу дудки, Отозвались дудари — Шуткой, что ни говори! Дударики-сударики, Сударики-дударики! Раз, два, три, четыре, пять, Шутки копятся опять… А. Прокофьев

***

— Ку-ка-ре-ку! Курицы, Хорошо ль на улице? Ку-ка-ре-ку! Десять раз — Беспокоюсь я за вас, Беспокоюсь, хлопочу, Громко крыльями стучу, Я горланю во весь дух, Потому что я петух. — Брось горланить! Ко-ко-ко… Все мы здесь… Недалеко… А. Прокофьев

***

Шёл кот-скороход По лесной дорожке. С ним коза-дереза, Беленькие рожки; Беленькие рожки, Светлые сапожки. А. Прокофьев

***

Журавли не протрубили, Зайцы дров не нарубили, Белки печи не топили, Пирогов не напекли, Ветры лес не подмели. Через день, через два Выйдут зайцы по дрова, Впятером С топором, Молодец к молодцу, Будет им по леденцу, Будет им по прянику, По цветку-невянику! А. Прокофьев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector