Потешки

Содержание:

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Tonje

25.09.2020

  
  Стихи, Школа  Другие статьи автора

Приговариваем при умывании и купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.* * *

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

….. (имя) умывается,

Солнцу улыбается!* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Маша умывайся веселей!* * *

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Что об этом думает доктор Е. Комаровский

Также рекомендуем посмотреть еще одно видео о том, в каком возрасте, как правило, малыши начинают агукать :

Гуление и агукание малыша — быстро сменяющие друг друга этапы развития. Чтобы эти процессы не стали разочарованием для мам и пап, необходимо с самого рождения готовиться, ждать первые звуки малыша и подготавливать к этому ребенка. Простые упражнения подтолкнут кроху к первому гулению и «агу»

Но самое важное — сохранять эмоциональное спокойствие внутри семьи и отдавать малышу всю любовь и нежность

Потешки на коленках (по кочкам)

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

Чики-чики-чикалочки 
Едет Ваня на палочке, 
Настенька в тележке 
Щелкает орешки!

Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!

Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, 
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках), 
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — 
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)

***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Забавные и веселые потешки малышам

Ладушки

—Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши), Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,На головку сели!Ладушки запели.Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

Конфеточки

Ой, качи, качи, качи,  В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. (Поочередно касаемся головы, рук, ног, а в конце поднимаем руки вверх, имитируя дерево).

Погремушечки

Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Проснулись

— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, потом скрестить их на груди).— Сладко, сладко потянулись.(Потянули ручки вверх)— Маме с папой улыбнулись. (Улыбаемся малышу).

Мини зарядка

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Сорока-белобока

Сорока, сорока,На порог скакала,Гостей поджидала:Не приедут ли гости,Не съедят ли кашку?Приехала Агашка,Всю съела кашку.Этому дала на тарелочке,Этому на ложечке,Этому на мутовочке,Этому весь горшочек,Пальчику-мальчикуНе досталось.Пальчик-мальчикТолчет, мелет.По воду ходит,Квашню творит:Вода на болоте,Мука не молота.Квашенка на липе,Мутовка на сосне.Взял коробичку,Пошел по водичку.Тут ступил – nепленько,Тут – горяченько,Тут пень да колода,Тут белая береза,А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)Идет коза рогатаяИдет коза бодатая,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп.Кто каши не ест,Молока не пьёт, —Забодает, забодает, забодает.(показываем, как бодается коза)мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушкиДесять внучат:Две Акульки сопят в люльке,Две Аринки спят на перинке,Две Аленки глядят из пеленки,Два Ивана на лавках сидят,Два Степана учиться хотят.Десять внуков, а бабушка одна.

Играем вместе

Шёл мужик дорогую-дорогую-дорогую,

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую,

Давай коза попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем!

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем!

А коза бодается-бодается-бодается!

А мужик ругается-ругается-ругается!

* * *

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприскочку,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух.

Раздавили сорок мух.

* * *

Зайка, зайка, попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

* * *

–Гуси, гуси!

–Га-га-га

–Есть хотите?

–Да-да-да!

–Ну, летите!

–Нет-нет-нет!

Серый волк под горой,

Зубы точит

Съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите

Только крылья берегите.

* * *

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!

* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Потешки про животных

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

 ***

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет. 

 ***

Коза-хлопота  
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

 ***

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку… 

Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,  
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Дарики-дарики, 
Злые комарики 
Вились, кружились, 
Да в ушко вцепились — 
Кусь!

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто кашки не ест, 
Кто молока не пьет, 
Того забодает, забодает, заботает!

Где же наши ручки?

— Где же наши ручки? А вот наши ручки! 
Где же наши ножки? А вот наши ножки! 
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос. 
Весь козюльками зарос. 
Ну, а это что? Живот. 
А вот это Светкин рот. 
А вот это глазки, а вот это ушки. 
А вот это щечки — толстые подушки. 
Покажи мне язычок. 
Пощекочем твой бочок.

Ладушки

Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!

С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Просыпаемся с потешками

Утренние потешки улучшают настроение малышу и позволяют проводить нужные процедуры так, чтобы ему это нравилось. Он еще не умеет самостоятельно поворачиваться и контролировать свои движения, и сначала взрослый делает движения его ручками и ножками за него, а малыш активно участвует в игре. Чуть позже он начнет выполнять движения сам, услышав знакомую интонацию и ритм, даже если еще не понимает слов: «Широка река (руки в стороны); высоки берега» (ручки малыша вверх). Таких потешек очень много.

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки! (Мама щекочет малышу животик.)

Где игрушечки, погремушечки? (Мама берет погремушку и потряхивает над кроваткой, а малыш тянется к ней.)

Погремушка, погреми,

Нашу детку подними!

Мы проснулись, мы проснулись.

(Разводим ручки малыша в стороны, потом скрещиваем у него на груди.)

Сладко, сладко потянулись.

(Тянем ручки младенца вверх.)

Маме с папой улыбнулись!

Малыш лежит на спинке, мама берет его ножки и придерживая лодыжки, двигает ими вперед – назад:

Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!

Проснувшийся малыш агукает, а мама начинает с ним играть. Это тоже не просто ласковое воркование с грудничком, а гимнастика, которая помогает ребенку развивать тело:

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птичками пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

Новорожденного придерживают за плечи, предплечья и слегка потягивают на себя. Малыш обязательно поднимет голову! А в дальнейшем у него будет стимул быстрее научится держать головку и приподнимать туловище.

Прибаутки для ребёнка. Прибаутки для малышей

В первые годы жизни ребенок знакомится с одним из самых интересных жанров детского фольклора — прибаутками. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение.

Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания

Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.

* * *

Петя-Петя-Петушок,

Петя — красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке — сережки!

* * *

Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!

* * *

Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам —

Всем нальет в стаканчики:

«Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!»

* * *

Сорока-белобока

Жила одиноко,

Скакала, скакала,

Гостей поджидала,

Кашку сварила,

Гостей угостила!

* * *

Доры, доры, у Федоры

Птички красили заборы

Перышками, хвостиками,

И просились в гости:

«Чив-чив, квости,

Пусти, Федора, в гости!»

* * *

Ква-ква-ква-квакушка,

Пирожки пекла лягушка

Со сладкою начинкой,

Угощала свинку,

А заиньке в пирожок

Положила творожок!

* * *

Куд-куда, куд-куда,

Кричат курочки: «Беда!

Петушок упал,

Ножку-крылышко сломал!

Помогите, помогите,

Больно Пете, полечите!»

* * *

Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Небылицы – перевертыши

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы-перевертыши — песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы — заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. «Всякая небылица в три года пригодится», — гласит народная поговорка. Зачем же она может пригодиться, в чем ценность этого жанра? На этот вопрос подробно отвечает К. Чуковский: «В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путем такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире». Именно Чуковский ввел термин «перевертыш» и досконально исследовал это жанр.

Он утверждает, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, «чтобы стимулировать умственные силы ребенка», а также «воспитать в ребенке юмор». «Любимая интеллектуальная работа трехлетних и четырехлетних детей — изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами», — справедливо замечает Чуковский. Приемы народной небылицы перешли и в авторскую детскую литературу: в изобилии мы встретим перевертыши в сказках К. Чуковского, в стихах С. Маршака, в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова, из перевертыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия XX века.

Злая кошка громко лает,

Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!

Не послушаешь — укусит!

* * *

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело —

Лето красное пришло!

* * *

Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Семимильными шагами

Червячок шел с бородой!

* * *

Две заботливые ламы —

Лама-папа, лама-мама, —

Бросив деток поутру,

К мышке спрятались в нору!

* * *

Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

* * *

Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

* * *

Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Встретил Егора,

Подвез до забора!

Спасибо Тимошке,

Хорош мотор у ложки!

* * *

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

* * *

Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

Баюкает деточек!

* * *

Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

* * *

Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Громко-громко хохотал!

Одеваемся на прогулку

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики – ура!

Одеваться нам пора.* * *

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем распашонку,

Повторяй за мной слова:

Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки —

Носочки и сапожки!

Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось — голова?

Вот и шапочка — раз, два!

Надо маму одевать

И скорей идти гулять!* * *

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки – царапки.

На перинку,

На простынку,

Не на край – на серединку

Положили голыша,

Завернули крепыша!

Умывание с потешкой

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

***
Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками,  
Да босыми ножками!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!  

Как научить навыку?

Чтобы малыш начал гулить, важно выполнять с ним простые упражнения, благодаря которым вскоре он начнет издавать певучие, протяжные звуки. Пойте песенки

Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша

Пойте песенки. Колыбельные, спокойные детские попевки помогут малышу закрепить опыт гуления и скорее начать агукать. Сочетание протяжных гласных с примесями отрывистых согласных являются сильным стимулом развития речи малыша.

  • Делайте массажи. Массаж ладошек и пальчиков, а также ступней младенца помогут начать ему скорее заговорить (также вам будет интересно узнать, когда ребенок начинает говорить). Содержащиеся на кончиках пальцев нервные окончания напрямую связаны с развитием речи. Лёгкий массаж можно начать делать с первых дней жизни крохи, а в более взрослом возрасте (от 6 месяцев) можно под наблюдением взрослых давать ему играть с крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), что является лучшей методикой развития мелкой и крупной моторики.
  • Читайте стишки, сказки, потешки и другие детские произведения. Это будет развивать не только речь малыша, но и память.

Потешки для детей до года

Плетень

Тень-тень-потетень,Выше города плетень.Сели звери на плетень.Похвалялися весь день.Похвалялася лиса:— Всему свету я краса!Похвалялся зайка:— Пойди, догоняй-ка!Похвалялися ежи:— У нас шубы хороши!Похвалялся медведь:— Могу песни я петь!

Петушок

Петушок, петушок,Золотой гребешок,Масляна головушка,Шелкова бородушка,Что ты рано встаешь,Голосисто поешь,Деткам спать не даешь?

Котик

Как у нашего котаШубка очень хороша,Как у котика усыУдивительной красы,Глаза смелые,Зубки белые.

Совушка

Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! (Руки ребенка поднимаем вверх.)

Пяточки

Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,Одеяльцем накрывай!

Пестушка-молчанка

Где же наши ушки?Слушают пестушки!А где глазки?Смотрят сказки!А где зубки?Прячут губки!Ну а ротик на замочек!

Ладушки

— Ладушки, ладушки,Где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку.Кашка масленька,Бражка сладенька,Бабушка добренька,Попили, поели,Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)На головку сели!Ладушки запели.

Потешки перед сном

Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Убаюкиваемся

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачечка, не лай!

Ты, коровка, не мычи!

И петух, не кричи!

Наш малыш будет спать,

Станет глазки закрывать.* * *

На перинку,

На простынку

Не на край —

На серединку

Положили голыша

Завернули крепыша.* * *

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.* * *

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!* * *

За окошком вечер,

А на небе месяц…

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

Белочка — в дупле,

Собачка — в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым.* * *

Баю-баю-байки

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать

Нашу Катю усыплять.* * *

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…* * *

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Журавля-курлыку,

Лисоньку-хитрулю,

Мышку-крохотулю,

Зайчика-хвастушку

И жужжалку-мушку,

Про шмеля-гуделку,

Хлопотушку-белку,

Про сластену-мишку.

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)* * *

Ходит сон у колыбели —

Баю, баю.

Чьи тут глазки спать хотели —

Знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,

Сон качает колыбельку.

Засыпай.* * *

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

При умывании, купании

Водичка, водичка,

Умой наше личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.* * *

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.* * *

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Маша умывайся веселей!* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!* * *

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С (имя) худоба.

Обедаем, приговаривая

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай немножечко!* * *

Утята поели,

Котята поели,

Мышата поели,

А ты еще нет?

А где наша ложечка?

Кушай на здоровечко.* * *

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил

— Зачем воду не носил!* * *

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна!

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».* * *

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!* * *

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

Варим кашку круту,

Подливаем молочка,

И накормим казачка.

Отличие прибаутки от потешки и пестушки

Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:

  • Русские народные потешки
  • Потешки для умывания
  • Потешки для одевания
  • Частушки и потешки про масленицу
  • Пальчиковые игры

И это далеко не все!

Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.

Стихи для новорожденных и малышей: если ребенок плачет

Если ребенок плачет, то ему говорят стихи-утешалки или подпевают ритмические строчки. Этими стихами стараются отвлечь ребенка. В раннем возрасте, переключившись на другие впечатления, малыш быстро забывает о прошлом плаче. Можно такие стихи для новорожденных и малышей придумать самим. Эти строчки-утешалки могут быть и с юмором.

Взрослые всегда старались переключить внимание плачущего ребенка, чтобы его успокоить и утешить. Для детишек постарше подойдут такие две утешалки Н

Пикулевой:

Груднички — это детки первого года жизни. В это период они не только растут, но и формируют свой характер с помощью родительской опеки и воспитания. Именно в этот период закладываются основы будущей безопасности жизни малыша: больно — не больно, высоко — низко, холодно — горячо, мало — много и т.д.

Поэтому применение простых потешек будет хорошей помощью родителям при воспитании малыша, и поможет познакомиться ему с внешним миром.

Прилетели гули, Гули-голубочки. Положите ручки на его голову: Сели на головку, На головку дочке. Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек: Ты, моя дочка, Помаши ладошкой: Кыш, гули, кыш!

Тюшки-тютюшки, Веселы все душки. Подыму Фролку На крутую горку, Бух, покатился, С горки свалился!

Ванька — встанька,

Ванька — встанька, Будь послушен, Ишь какой! Нам не справиться с тобой

Наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него.

Где же, где же наш малыш. Где же, где же наша крошечка, Где же, где же наш(а) …(имя) Где же, где же наше солнышко? Вот, вот наш малыш. Вот, вот наша крошечка. Вот, вот наш(а) … (имя) Вот, вот наше солнышко!

Взяв ребенка на руки произносим стих: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Деточка хорошая! (имя ребенка) Деточка пригожая!

Потянушеньки, потянушеньки! Поперёк толстунушки! А в ножки ходунушки, А в ручки хватанушки, А в роток говорок, А в головку разумок.

Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока.

Выходи водица, Мы пришли умыться. Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки.

Мы висели под дождём; Капал дождик ночью, днём, Чтоб краснели мы и спели, Чтоб скорей нас детки съели! Всех помыл нас дождь сейчас — Мы черешни — ешьте нас!

Макарошки, макарошки, Мчатся по полю, дорожке! И зачем спешить, лететь? В супчик к деткам чтоб успеть!Автор потешки: Кирилл Авдеенко

Суслик, суслик — погляди, Держит лапки впереди! Смотрит суслик — где же враг? Не забрался ли в овраг? И стоит он так весь год — Охраняет в норку вход! Ущипнет, того гляди — Лучше, враг, не подходи!Автор потешки: Кирилл Авдеенко

Хомячок, хомячок, За щекою сундучок! Там орешки, там зерно, Будет на зиму оно!Автор потешки: Кирилл Авдеенко

Зайка-зайка, ты куда? — Еду к деткам в города! — А зачем? Там будешь жить? — Буду с детками дружить!Автор потешки: Кирилл Авдеенко

Паучок на веточке В паутинке-клеточке, Растопырил лапки, Лапки-расцарапки, Чтоб не двигаться, дремать, Чтоб жучков схватить, поймать! Лапки-цапки как крючки — Берегитесь все жучки!Автор потешки: Кирилл Авдеенко

Обучаемся

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!* * *

Маленькая детка

Головушка – репка.

Носик – вопросик,

Щечки – колобочки,

Роток – говорок,

Зубок да зубок.

Глазик с глазком,

Бровки домком,

Ушко да ушко,

Выше всех – макушка!* * *

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки — все хватать-хватать.* * *Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Называйте имя ребенка)* * *

Наша ляля маленька-маленька,

Ее щечки аленьки-аленьки,

Ее мысли чистые-чистые,

Глазоньки лучисто-лучистые.* * *

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это … нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это … (имя) ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочим твой бочок.* * *

Этот пальчик

маленький-маленький,

Этот пальчик

слабенький-слабенький,

Этот пальчик

длинненький-длинненький,

Этот пальчик

сильненький-сильненький,

Этот пальчик

толстячок-толстячок,

А все вместе

кулачок-кулачок!

Массаж ладошек и стоп с потешкой

Ручку ручкою погладим, 
Пальчик пальчиком потрём, 
Отдохнём совсем немножко, 
А потом опять начнём.

***
Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с
помощью пощипывания или покалывания) 
Вот тебе крошки 
На моей ладошке.

***
Сидит белка на тележке, (круговыми движениями
гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики,
начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке — 
воробью — синичке
Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки
стопы)
кому в зобок, 
кому в лапочку»

***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Гигиенические процедуры

Теперь пора умываться, чистить ушки и носик. Конечно, не всем малышам это нравится, но если грудничка отвлечь, утреннее умывание будет ему в радость:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Щечки? Мыли.

Носик? Мыли?

А глазки? Забыли!

Когда несете новорожденного малыша в ванную для вечернего купания, расскажите ему потешку: «Кто будет куп-куп? Наш (имя малыша) куп-куп!». Похлопайте по воде его ладошкой:

По водичке хлюп-хлюп,
В ванну быстро прыг-прыг,
В ванной ножкой дрыг-дрыг!

Намыливая ребенку животик, ручки и ножки, приговаривайте:

Здесь водичка холодненька,
Здесь – тепленька,
Здесь – горяченька,
А здесь – кипяток, кипяток!

А потом, чтобы отвлечь его, спойте ему песенку, как сумеете: «Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется!..». Остается только завернуть довольного кроху в полотенце и нести в кроватку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector