Кризисы у ребенка: все, что нужно знать

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Что делать при лактационном кризе?

Прежде всего, вам нужно научиться различать кризисы лактации и настоящие проблемы с лактацией (например, агалактацией). Ведь плач и беспокойство у ребенка не всегда означают голод. Подсчет количества мочи, которое вы выделяете в течение дня, поможет вам определить криз лактации. Этот метод еще называют «мокрым подгузником». Количество мочеиспусканий 12 раз в день — это норма, а значит, молока достаточно и проблема временная.

Прибавка в весе за неделю — тоже показатель. Если снижение прибавки в весе было кратковременным, а в другие недели прибавка в весе составляла примерно 115-125 г за 7 дней, беспокоиться не о чем.

Преодолеть расстройство в короткие сроки можно, руководствуясь следующими рекомендациями:

Как можно чаще кладите ребенка к груди. Особенно это касается ночных кормлений и прикладывания к груди утром (5-7 часов утра). Этот период наиболее благоприятен для стимуляции молочной продуктивности, потому что вырабатывается гормон пролактин, который определяет лактацию.

Кормите только по требованию, увеличивая время кормления на столько, сколько необходимо для ребенка. Оптимальный интервал между кормлениями — 2-3 часа.

Старайтесь как можно чаще проводить время рядом с малышом. Многие матери практикуют совместный сон, что гарантирует ребенку физический и психологический комфорт

Прикосновение к матери во время сна очень важно.

Чтобы обеспечить максимальный контакт с телом в течение дня, идеальным решением будет шарф.

Эмоциональный контакт с ребенком устанавливается посредством ласковых слов, поглаживаний, пения песен. Возможно, вам придется изменить свое обычное положение, чтобы оно больше прилегало к груди.

Не давайте искусственную смесь или пустышку

Регулярно практикуйте сцеживание, чтобы увеличить лактацию.

Избавьтесь от тяжелых эмоциональных переживаний из своей жизни, постарайтесь сделать домашнюю обстановку спокойной и дружелюбной. Обратитесь за поддержкой и помощью к другим членам семьи и друзьям. Постарайтесь подарить себе положительные эмоции, слушая тихую спокойную музыку или выводя ребенка на прогулку в парк.

До 6 месяцев материнское молоко должно быть единственной пищей. До этого возраста, как правило, нет необходимости давать ребенку воду, сок или хлопья.

Убедитесь, что ваш ребенок придерживается здоровой диеты и пьет много жидкости. Количество выпиваемой жидкости должно быть не менее 2,5 литров в день. Можно пить негазированную минеральную воду, натуральные соки, компоты, муссы, зеленый чай.

Перед кормлением грудью можно помассировать грудь или принять теплый душ, что положительно сказывается на количестве вырабатываемого молока. Для массажа используются натуральные масла (персиковое масло, оливковое масло). Также помогут обычные процедуры согревания груди, и вы можете использовать подогреваемые подгузники.

Скачки развития у детей до года: подробный календарь

Если рассматривать скачки роста по месяцам, календарь будет выглядеть примерно следующим образом.

Месяц
Что происходит в этот период
I
С одной стороны, младенец все еще испытывает сильный дискомфорт вне маминой утробы, но с другой, с интересом начинает познавать окружающий мир. Карапуз внимательно рассматривает окружающий мир, любит слушать голос мамы, наслаждается тактильным контактом, прислушивается к музыке и другим посторонним звукам.
II
Стремление маленького человечка на этом этапе развития быть постоянно с мамой вполне объяснимо. Так он чувствует себя под защитой, может расслабиться. Сейчас кроха начинает осознавать, что он является отдельной частью мира

Внимание грудничка привлекают самые разнообразные объекты, игрушки, картинки, посторонние люди, животные. Непоседа издает различные звуки, прислушивается к ним
III
Ребенок проявляет интерес к игрушкам, старается взять их ручками, рассмотреть

Движения крохи уже не такие хаотичные и, если дать ему в руки погремушку, он крепко схватит ее. Кроха начинает отчетливо понимать, что он может управлять своим телом
VI
Этот скачок развития сопровождается частыми сменами настроения. Карапуз не переносит одиночества, постоянно требует внимания со стороны родителей, часто просыпается ночью. Заметно совершенствуются физические навыки. Грудничок может взять игрушку ручками, потрясти ее, попробовать на вкус. Кроме этого, малыш издает более сложные звуки
V
Координация движений становится все более уверенной. Ребенок понимает, что он лишь малая часть огромного пространства. Если мама покидает комнату, это пугает младенца, он начинает нервничать. При незнакомых людях появляется стеснение, замкнутость
VI
На этом скачке развития приходит время новых открытий. Карапуз активно развеивает речевые навыки, может долго рассматривать свои ручки, ножки или посторонние предметы. Сейчас маленький человечек четко разделяет «чужих» и «своих». Младенец пытается всяческими способами удержать маму возле себя. Во время кризисного периода у крохи может пропасть аппетит, появиться апатия к окружающим событиям
VII
В возрасте 7 месяцев у детей появляется желание разбрасывать все вещи
VIII
Скачок развития на этом этапе сопровождается такими симптомами, как апатия, капризность, частые смены настроения, повышенный или, наоборот, плохой аппетит, тревожный сон
IX
Карапуз начинает активно ползать, умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно
X
Некоторые карапузы уже умеют стоять, держась за опору, передвигаться в ходунках. Дети в этом возрасте активно вступают в контакт со взрослыми, лепечут, произносят разнообразные звуки
XI
Ребенок различает формы предметов и цвета. Некоторые дети делают первые шаги. Огромный интерес карапузы проявляют к своим сверстникам
XII
Годовалый малыш испытывает интерес ко всем окружающим предметам и людям. Младенец с легкостью может сломать хрупкую вещь, открыть шкаф, стянуть скатерть со стола. Сейчас родители должны быть максимально внимательными, оберегать свое чадо

В возрасте один год малыш уже понимает слово «нельзя». Если маленький непоседа желает получить запретную вещь, он может закатывать истерику, плакать, падать на пол. Маме и папе следует запастись терпением и четко придерживаться своей позиции.

Кризис одного года – «младенческий»

Возрастной кризис в дошкольный период – это естественный процесс, который необходим ребенку для дальнейшего развития и становления личности. Его можно назвать переходом на новую ступень возможностей и самостоятельности.

Первый пиковый момент наблюдается в период с 9 месяцев до полутора лет. У ребенка в этот период не только увеличивается круг потребностей, но и происходит первое осознание себя как отдельной личности. Малыш может самостоятельно, без помощи мамы передвигаться, удовлетворять ряд потребностей.

Проявления кризиса 1 года:

  • Самостоятельность и многозадачность – малыш осваивает множество движений, сам ходит, берет и переносит предметы, пьет и ест, следовательно, у него появляется масса целей по изучению внешнего мира.
  • Реакция на запреты – появляются аффективные действия (крик, плач, топанье, касания), всеми доступными средствами ребенок пытается манипулировать взрослыми с целью удовлетворения своих желаний.
  • Противоречивые стремления усиливают привязанность к матери, с одной стороны он многое может самостоятельно, с другой – нуждается в помощи взрослых.
  • Формирование ситуативной детской речи.

Чем могут помочь родители?

Прежде всего не создавать множество запретов. Необходимо позволять ребенку проявлять самостоятельность, но в то же время следить, контролируя безопасность. Стараться объяснять и показывать малышу устройство окружающей среды

Для родителей важно проявлять спокойствие и терпение. Криками и запретами вы только усугубите аффективное поведение маленького человека

Скачки роста до года

Рост и развитие ребенка, вопреки мнению многих, происходит неравномерно, а скачками. Это касается не только роста, но и развития нервной системы и мозга. После таких скачков у ребенка появляются новые навыки и способности. Однако они сопровождаются малоприятными кризисами.

Признаки скачков роста у детей

Вы могли заметить, что малыш всю неделю был довольно спокойным и улыбчивым. На следующий день вдруг его поведение изменилось, он стал капризнее, часто плачет. Спустя пару дней ребенок утихает. Вместе с этим он может удивить маму своим новым навыком. Но это не все признаки скачков роста у детей до года. В кризисы у ребенка отмечаются:

  • капризность, плаксивость;
  • быстрая смена настроения;
  • особая привязанность к маме, не желание слазить с рук;
  • отказ от груди или особый аппетит;
  • проблемы со сном — часто просыпается, тяжело засыпает.

Но не всегда эти признаки связаны именно со скачками роста. Порой похожие симптомы возникают, когда малыш приболел. Поэтому, прежде чем сбрасывать появившиеся признаки на скачки роста, лучше проконсультироваться с врачом и исключить возможные проблемы.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем

Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру

Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Обследование

Гинеколог, осматривая беременную, замеряет высоту стояния дна матки, сверяя ее с нормами, рассчитанными для данного срока беременности. Если размеры матки меньше нормы, нужно срочно делать УЗИ плода.

Во время УЗИ специалист фиксирует у плода несколько параметров:

  • окружность головы;
  • окружность живота;
  • объем бедра.

Рассчитывается приблизительная масса плода.

При подозрении на патологии физического развития проводят допплерометрию, показывающую качество кровотока в сосудах плаценты и малыша.

Ещё одно важное исследование — кардиотокография плода, регистрирующая сердцебиение. Норма 120 — 160 уд

в мин. При недостатке кислорода, сердцебиение меняет ритм в большую или меньшую сторону

Десятый скачок роста — мир систем

72–75-я недели

Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;

  • понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;

  • отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;

  • замечает различия между своими и чужими;

  • рисует окружающие предметы, себя.

Особенности поведения

Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.

Что делать родителям?

Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.

Совет психолога:

Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Кризис трех лет – «раннего детства»

Начинает выстраиваться контакт с другими детьми, малыш отдаляется от взрослых, но все еще нуждается в их поддержке и участии. Происходит становление собственного «Я». Этот период развития приходится на возраст с 2,5 до 3,5 лет.

Проявления кризиса 3 лет:

  • Реакция отрицания, стремление сделать все наоборот, негативизм по отношению к родителям.
  • Стремление добиться своего, упрямство – не потому, что очень хочется, а ради того, чтобы с ним считались.
  • Общее недовольство, протест, отказ от привычного уклада жизни, недовольство всем, что предлагают взрослые и полное согласие в общении с детьми.
  • Протест, бунт, своеволие, обесценивание материальных благ – ребенок легко сломает даже самую любимую игрушку.

Как могут помочь родители?

В этот период важно общаться с ребенком как со взрослым. Формулировать свои просьбы не в качестве утверждения, а в качестве вопроса

Чтобы ребенок самостоятельно мог сделать выбор. Например, мы сейчас пойдем гулять или чуть позже? Старайтесь следовать от обратного, проявляйте последовательность, категоричность и терпение.

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет – это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: как правильно реагировать на истерики ребенка?). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Ребенок не слушается

Психологи утверждают, что в возрасте полутора-трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного: “А позволят ли родители стянуть скатерть со стола?”. Эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее.

Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если реакция родителей на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется ребенком, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычной реакции (разбил чашку — мама разозлилась). Если реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности

Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно

Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так и воспринимает это как опасность. Так что парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.

Родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости, как малыш тут же почувствует свою власть над вами.

В свою очередь, родители ищут пути выхода из сложившейся ситуации и у многих из них даже рождаются свои ноу-хау

Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении), третьему – нужны мягкие спокойные слова мамы, четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка:. «Нет» на все

Я обычно говорю «надо», беру в охапку и одеваю. Или придумываю что-нибудь интересное. Но не всегда получается. Или интересное придумываю уже по ходу дела (одевания), ребенок тут же забывает, что он только что чего-то не хотел

«Нет» на все. Я обычно говорю «надо», беру в охапку и одеваю. Или придумываю что-нибудь интересное. Но не всегда получается. Или интересное придумываю уже по ходу дела (одевания), ребенок тут же забывает, что он только что чего-то не хотел.

Как это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного в комнате. Очень часто случается так, что эмоции, достигнув своего пика, сами собой сходят на нет.

Еще одним действенным способом считается так называемое активное слушание. В этом случае нужно спокойно, без эмоций сообщить ребенку, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу, что тебе нехорошо…». Правда, этот способ работает только тогда, когда ребенок еще в состоянии воспринимать слова. Если истерика уже вошла в активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и потребуется более жесткое вмешательство, а иногда и полное его отсутствие.

Таблица роста и веса ребенка до года по данным ВОЗ

Если ваш ребенок находится на грудном вскармливании, ознакомьтесь со следующей таблицей роста и веса, разработанной ВОЗ в 2006 г.

Показатели веса ребенка, выше или ниже табличных до 12-14%, следует расценивать как нормальные. При больших отклонениях веса стоит проконсультироваться с врачом для возможной коррекции питания. Рост ребенка – менее «гибкий» параметр, при отклонениях его значения свыше 10% от табличных есть смысл посоветоваться с врачом.

Согласно данным ВОЗ, основанным на изучении развития грудных детей, матери которых не курили во время беременности и грудного вскармливания, в большинстве случаев ребенок больше всего прибывает в весе в первые 2-3 месяца, порой даже до 2 кг за месяц. Минимальная прибавка в этот период составляют 460 г в месяц. В 4-6 месяцев груднички начинают активно познавать мир, переворачиваясь и пытаясь ползать, и прибавки в весе уменьшаются до 400-600 г/месяц. В 6-9 месяцев (когда большинство детей умеют перемещаться в пространстве с помощью ползания) малыш прибавляет в месяц еще меньше — 300-500 г, а после 9, когда дети учатся ходить, нормальным считается прибавлять в весе по 100-300 г/месяц.

Если все-таки вас одолевают сомнения касательно физического развития малыша, помните – важно обращать внимание не на соответствие каждого параметра «нормальным» цифрам, а именно на соотношение роста и веса. Если у малыша хороший аппетит, регулярный стул и моча светлого цвета, ребенок энергичен и его психомоторное развитие в норме – проблемы, скорее всего, нет

Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.

Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.

Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.

Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.

Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.

Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.

Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.

Для беспомощных малышей вес и рост – жизненно важные показатели, особенно в возрасте до 12 месяцев. Именно тогда закладываются основы развития организма, здоровье на многие годы вперед, и любое отклонение +/- служит поводом для беспокойства. Самостоятельно контролировать ситуацию, следить, сколько набирает новорожденный (таблица с приростом массы тела дана далее), помогут точные медицинские весы – профильные, в которых учтены все нюансы физиологии ребенка от нескольких недель и выше.

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств.  Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние. Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector