Здоровье ребенка от 2 до 3 лет
Содержание:
- Кризис ребенка в 6 лет
- Шестой скачок роста — мир категорий
- Кризис ребенка в 2 года
- Головные боли
- Расстройства речи и движений
- Скачки роста — что это такое?
- Таблица скачков роста у грудничков
- Как вести себя родителям?
- Лечение
- Конъюнктивит при COVID
- Как помочь малышу в период скачка роста
- Провоцирующие факторы заикания
- Выводы
Кризис ребенка в 6 лет
Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.
В шесть лет дети разделяются на два типа:
- Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
- Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.
Что делать?
Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.
Шестой скачок роста — мир категорий
34–37-я недели
Лейтмотив: «Я исследую»
Что теперь умеет малыш:
-
начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;
-
понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;
-
может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.
Особенности поведения
Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.
Что делать родителям?
Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.
Совет психолога:
Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.
Кризис ребенка в 2 года
Постоянные истерики – главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.
Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.
Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.
Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.
Перед бурей
Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.
Если истерика уже началась
Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.
Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.
Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.
Головные боли
У 8% заболевших СOVID замечены головные боли. Их интенсивность достаточно сильная, если параллельно даже нет высокой температуры.
Как правило, обычные спазмолитики, болеутоляющие типа немисулида, анальгина при болях, возникших от COVID, мало помогают.
Нет при таких болях и других типичных признаков для других патологий (например, головокружения, как при гипертонии, вегетососудистой дистонии). Впрочем, природа головных болей при ковиде, как раз тоже, сосудистого характера. Вирус негативно влияет на эндотелиальные клетки сосудов. Возникают проблемы с притоком крови. Существенно сужается просвет сосудов. Головная боль в этом случае – сигнал о недостатке кислорода. И если этот дефицит восполнить, то решается проблема с головной болью.
Кстати, при вскрытии патологоанатомами тел умерших от коронавируса, и микрофотографировании мозга видны резко суженные кровеносные сосуды и признаки воспаления. Сосуд становится не способным качественно снабдить головной мозг кровью.
А ещё, как показывает практика, около 1% головных болей в момент пандемии и вовсе ложные. Мнительные люди испытывают головные боли, читая новости о коронавирусе, слыша вести, что коронавирусом заболел из их знакомых (даже, если контакта с ним не было).
Расстройства речи и движений
Расстройства речи и движений при коронавирусе может наблюдаться при тяжёлых формах болезни и прямом попадании вируса в мозг.
Диагнозом в этом случае является COVID-19-ассоциированная некротическая геморрагическая энцефалопатия.
Симптоматика у неё похожа с геморрагической энцефалопатией, вызванной штаммами вируса Коксаки А, гриппа H1N1.
Частота слов в речи изменяется, возникают персеверации – повторения отдельных слов и даже фраз, некоторые фразы начинают «сглатываться», начинаются ошибки в падежах, порядке слов в предложении, возникают проблемы с артикуляцией мышц (человеку становится сложно даже в медленном темпе повторить простую скороговорку. Также нарушается координация движений.
Скачки роста — что это такое?
Скачками роста называют периоды в первый год жизни малыша, когда происходит молниеносное физиологическое и психологическое развитие организма.
Стремительно растут все внутренние органы, увеличиваются нейронные связи, что приводит к появлению у ребенка новых навыков буквально на глазах.
Авторы идеи скачков роста являются Вандерейт Хетти, Плой Франс. И свою идею скачков, а также подробное описание каждого этапа развития они описали в своей книге «Капризничает? Значит развивается!»
Встав утром вы можете увидеть то, что малыш не делал ещё вчера вечером и обнаружить, что он подрос на пару сантиметров. Кстати, последнее вполне доказанный факт.
После каждого скачка роста вы будете наблюдать появление нового физического и интеллектуального навыка у своего ребенка.
В эти периоды головной мозг и центральная нервная система малыша работают на своём пике.
Психика ребенка перегружена и в какой-то момент не может справиться с нагрузкой. В это время включаются защитные механизмы. Это проявляется в изменении поведения малыша.
Появляются определенные симптомы скачков роста, свидетельствующие о наступлении очередного этапа развития. Ребенок становится капризным, не слезает с ваших рук, постоянно требует к себе повышенного внимания и т. д.
Таблица скачков роста у грудничков
Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.
Таблица скачков роста у младенцев:
Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика | Возраст, в неделях | Характеристика |
1 | спокойный период | 17 | пик кризиса | 33 | спокойное время |
2 | 18 | отступающий кризис | 34 | наступающий кризис | |
3 | 19 | 35 | |||
4 | 20 | спокойная неделя | 36 | пик кризиса | |
5 | тяжелый кризис | 21 | благоприятный период для закрепления новых навыков | 37 | кризис отступает |
6 | хороший период для малыша | 22 | обычное время | 38 | развитие в обычном темпе |
7 | спокойная неделя | 23 | наступающий кризис | 39 | благоприятное время для становления малыша |
8 | пик кризиса | 24 | 40 | развитие в обычном темпе | |
9 | кризис отступает | 25 | 41 | ||
10 | благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений | 26 | пик кризиса | 42 | идущий кризис |
11 | обычное время | 27 | развитие в обычном темпе | 43 | |
12 | тяжелый кризис | 28 | 44 | кризис | |
13 | хороший период | 29 | 45 | кризис отступает | |
14 | спокойная неделя | 30 | 46 | ||
15 | наступающий кризис | 31 | хорошее время для младенца | 47 | спокойные недели |
16 | 32 | спокойная неделя | 48 |
На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.
В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.
Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.
В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.
Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.
На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.
Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.
Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.
Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.
Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.
В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.
Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.
Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален
Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.
На время наступления скачка роста влияют такие факторы:
- приобретенные и врожденные болезни;
- крепость иммунитета;
- особенности питания;
- занятия родителей с ребенком.
Как вести себя родителям?
В период скачков роста у детей до года материнская поддержка, забота и внимание важны для них, как никогда. Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это
Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди
Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди
Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди
Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди.
Берите ребенка всё время на руки. Крепко обнимайте его и целуйте. Это поможет малышу справиться с переменами.
Всё должно происходить в игре. Познать своё тело ребёнку помогут пальчиковые игры. Превратите умывание, приём пищи, чистку зубов в увлекательную историю, которая происходит с малышом здесь и сейчас.
Читайте полезную статью Как научить ребенка чистить зубы>>>
На прогулках постоянно разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте всё происходящее вокруг. Сейчас ваш малыш — это впитывающая губка. Всё, что вы заложите в него в это время, станет крепким фундаментом для его дальнейшего развития.
Несмотря на сбои во сне, старайтесь сильно не уклоняться от основного режима. Скачи роста требует колоссальных энергетических затрат, которые обязательно должны быть восполнены. Отдых — одно из лучших и главных средств для этого.
Как наладить сон ребёнка старше 6 месяцев, научиться укладывать малыша быстро, без слез, а также сократить количество ночных пробуждений и кормления, смотрите в интернет-курсе по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>
Запомните, за каждой трудной минутой, когда ваш ребенок постоянно капризничает и утомляет вас, стоит новое достижение и умение малыша.
Наберитесь терпения и проявите максимальную материнскую заботу и ласку.
После бессонной ночи вы будете обязательно вознаграждены и забудете про свою усталость, когда увидите, что ваш ребенок самостоятельно построил башенку из кубиков или сделал свой первый в жизни шаг.
Счастливого материнства!
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Когда ребенок начинает агукать?
- Когда ребенок начинает улыбаться?
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.
Конъюнктивит при COVID
У одних пациентов с COVID конъюнктивит – ярко-выраженный, у других нет и никаких следов его признаков.
Чаще всего признаки конъюнктивита есть у тех лиц, у которых проникновение вируса в организм произошло именно через глаза. Вот почему так полезны не только маски, но и защитные очки, щитки.
Все виды конъюнктивитов визуально схожие. Особенно сложно отличить разные виды вирусного конъюнктивита (конъюнктивит вирусный – не обязательно, вызванный штаммом коронавируса). Но вот вирусный конъюнктивит от бактериального можно отличить даже без анализов.
В поле внимания – отделяемое из глаз. При бактериальном оно – плотное белое, жёлтое, а при вирусном – водянистое.
Также стоит обратить внимание на околоушные лимфоузлы. При вирусном конъюнктивите лимфатические узлы в большинстве случаев при прощупывании болезненны
Как помочь малышу в период скачка роста
Создайте физиологичный режим , чтобы не допускать переутомления. Сделайте ритуал перед сном продолжительнее. Крохе нужно больше времени на расслабление и засыпание
Включите в ритуал больше телесного контакта: ношение на руках, объятия, поцелуи.
Обеспечьте полноценный отдых — во сне происходит активное развитие и рост маленького организма.
Тренируйте новые навыки во время бодрствования и хвалите за каждое достижение.
Уделяйте больше внимание малышу в течение дня, чтобы ночью он его не восполнял дополнительными подъемами на укачивания и кормления. Прежде чем давать грудь или бутылочку, проверьте признаки голода у ребенка
И если он сыт, используйте другие способы успокоения: заново запеленайте, включите белый шум,пошикайте.
Провоцирующие факторы заикания
Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.
К провоцирующим факторам относят:
- острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
- хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
- ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
- переучивание леворуких деток;
- изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
- такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
- ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).
В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.
Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.
Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.
Выводы
Самыми распространёнными симптомами коронавируса является повышенная температура, слабость (разбитость), сухой кашель, потеря обоняния, при осложнённой и тяжелой форме COVID есть серьёзные трудности с дыханием. И взрослые, и дети могут болеть, как с выраженной симптоматикой, так и без неё. Но бессимптомных пациентов среди детей – больше нежели чем среди взрослых. Многое зависит от того, как вирус попал в организм. Если через глаза, ярко выражено воспаление глазного яблока. Если вирус попал воздушно-капельным путем, то среди первых симптомов – боль в горле, кашель. У ряда пациентов помимо характерных респираторных признаков есть дерматологические признаки. Потеря обоняния является распространённым, но не обязательным признаком при коронавирусе. При этом рассматривать потерю обаяние как наличие коронавируса также не стоит. Нередко это сигнал других патологий
Чтобы уменьшить симптоматику важно начать своевременное лечение, следить за питанием, делать дыхательную гимнастику. В повышенной зоне риска – пожилые, лица с нарушенным метаболизмом, проблемами свертываемости крови, ослабленной иммунной системой
Течение заболевания у них – более трудное, а симптоматика – более выраженная. Если сoromavirus – в лёгкой форме, то затруднений с дыханием нет, если в тяжёлой – это одна из распространённых трудностей при лечении заболевания. Наиболее сложная симптоматика – у пациентов с респираторным дистресс‑синдромом. При нём атака начинается на здоровые ткани организма.
Соблюдайте санитарно-гигиенические правила, в случае появления симптоматики – сразу обращайтесь к врачу, не поддавайтесь панике.