Учим ребенка кусать пищу

Содержание:

Как приучать ребенка к правильному режиму питания

Установите правила в отношении еды

Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели). 

Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.

Установите правило – есть за столом на кухне

Еда в машине и за телевизором – только в крайних случаях.  Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие. Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо

Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи. 
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.  
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам.  Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином. 
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства  общности у детей. 

Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи. 
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.  
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам.  Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином. 
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства  общности у детей. 

С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 13

Почему ребенок не жует в положенное время

Причин отсутствия жевательного рефлекса у детей в 2 года и старше много. Некоторые из них легко исправить, приложив определенные усилия, другие могут носить патологический характер.

Причины отсутствия жевательного рефлекса:

  1. Рано завершившееся грудное, смешанное или искусственное вскармливание с рождения.

Доказано, что дети, питающиеся исключительно грудным молоком, имеют более развитый челюстной аппарат, раньше овладевают речью и не испытывают трудностей при переходе на твердую пищу. Дело в том, что для получения молока из материнской груди им приходится прикладывать большие усилия, напрягая язык и остальные мышцы. Дети же, получающие смесь, привыкли к легкому получению пищи.

  1. Неправильно организованное кормление.

Рацион ребенка должен составляться согласно графику, разработанному педиатрами. Пищу, измельченную кусочками, рекомендуется вводить после 9 месяцев, но не позднее года.

Естественно, после жидких каш и пюре, малыши тяжело воспринимают такой вид пищи: выплевывают, глотают кусочки либо вовсе отказываются от еды. Заботливые и любящие родители стремятся обязательно накормить свое дитя, поэтому продолжают измельчать продукты блендером долгое время.

Ребенок привыкает не прикладывать усилий, чтобы наесться, поэтому в 2 года продолжает есть пюре из баночек. То же самое можно отнести и к родителям, у которых мало свободного времени, чтобы вовремя научить малыша жевать.

  1. Отсутствие приспособлений для облегчения прорезывания зубов на первом году жизни.

Малыш теряет жевательный рефлекс к одному году полностью в этом случае.

  1. Лень ребенка, появившаяся из-за потакания родителей его капризам.

Малыш начинает плакать, когда получает твердую пищу, и мама сразу дает ему пюре.

  1. Резкое переведение ребенка на твердые виды пищи.

Такой процесс вызывает стресс у детей, и они категорически отказываются от любой еды.

  1. Чрезмерная активность малыша.

Такие дети постоянно находятся в движении, привыкают есть очень быстро, чего с твердой пищей сделать невозможно.

  1. Введение прикорма позже положенного времени (после полугода).

Ребенок привыкает пить смесь из бутылочки или молоко из материнской груди.

  1. Заболевания органов пищеварительного тракта, воспалительный процесс во рту или гортани.

Причиной того, что малыш не может в положенное время жевать твердую пищу, могут быть отклонения в физическом развитии, слабость мышц лица. Дети с такими проблемами сегодня не редкость. Связано это с плохой экологической ситуацией, генетикой, питанием и образом жизни будущих мам либо осложненными родами.

С чего начать коррекцию?

Во-первых, нужно показать малыша неврологу, чтобы исключить патологию ЦНС. Кроме того, врач может назначить препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга и активность нервных клеток, что положительно скажется на развитии речи.

Во-вторых, необходимо посетить логопеда. Он послушает речь малыша и точно скажет, что стало причиной проглатывания слогов, нужно ли обратиться к психологу, подберет программу коррекции.

В-третьих, очень много зависит от домашних занятий, ведь большую часть времени с ребенком проводят именно родители

Важно окружить его вниманием и заботой пока идет коррекция речи

Ниже перечислены первые навыки, которые ребенок приобретает во время упражнений в употреблении пищи после расширения своего рациона:

  • он учится перемещать пищу внутри своего рта, используя свой язык;

  • приобретает больше навыков в глотании жидкости / пищи, получаемой не от груди или бутылки (чайная ложка, чашка), то есть он постепенно адаптируется к так называемому «зрелому глотанию» (в отличие от «инфантильного глотания», необходимого на стадии грудного вскармливания);

  • приобретает навык получения пищи с ложки;

  • распознает и принимает различные пищевые консистенции и текстуры;

  • распознает и принимает различные ароматы;

  • познает жевательные и дробящие движения (согласованные последовательности движений височно-нижнечелюстных суставов).

Зависимость от рациона

В первые месяцы своей жизни малыш питается материнским молоком, получая из него все необходимые для развития вещества. Поэтому основной рефлекс, который формируется у него в этот период, – сосательный. Также для детей характерны рвотный и защитный рефлексы, за счет которых происходит отталкивание твердых кусочков пищи, если они случайно попадают в рот.

Такие реакции становятся слабее после того, как малыш перешагнул рубеж 4-6 месяцев (более точный возраст зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка). Педиатры советуют именно в этот период и начинать вводить в рацион малыша прикормы, постепенно приучая младенца к более твердой пище, формируя у него навык перехода от сосания к жеванию.

Следующий шаг – твердая пища кусочками, она должна вводиться в меню после достижения ребенком 6-7 месяцев

Именно в это время у него начинают прорезаться первые зубы, вызывая желание почесать десну твердым предметом, поэтому осторожное введение небольших кусочков будет как нельзя кстати

Хлопья и вареные овощи в рационе малыша

Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами

Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Жевательный рефлекс ребенка — что это такое

Жевательный рефлекс представляет собой процесс откусывания, дробления, перетирания пищи в полости рта. Зубы и верхняя челюсть играют в этом деле пассивную роль. Чтобы жевать еду, мы пользуемся мускулатурой нижней челюсти. Эти мышцы очень сильные. Например, у мужчин давление коренных зубов — от 30 до 90 кг.

Сокращение жевательных мышц обеспечивается рефлекторным путем. После попадания еды в рот вкусовые, температурные, тактильные рецепторы раздражаются и посылают импульсы в мозг. Регулировка движения челюстей, силы сдавления осуществляется центральной нервной системой. Считается, что рефлекс, благодаря которому мы может жевать, обеспечивается в рефлекторном центре продолговатого мозга, а высший центр жевания находится в коре.

Чтобы качественно измельчать твердую пищу, мы совершаем множество скоординированных между собой движений, часть которых регулируется условными рефлексами. Как известно, эти рефлексы не появляются при отсутствии потребности в них. То есть, если всегда кормить ребенка перетертой едой, потребности начать жевать у него не возникнет.

Если регулярно давать здоровому малышу кусочки еды, он обязательно рано или поздно научится ее жевать. Даже самые упрямые дети максимум к 5 годам переходят на взрослый рацион. Для чего же тогда приучать ребенка к твердой пище уже на первом году жизни? Почему по нормам малыш в 1,5-2 года должен жевать и глотать так же, как и взрослый человек? Дело в том, что процесс жевания напрямую связан с развитием челюсти и системы пищеварения.

Если годами давать ребенку только измельченную еду, его развитие нарушается:

  1. Когда ребенок начинает жевать еду, кровоснабжение его десен увеличивается, а значит, растущие зубы получают больше питания, становятся более крепкими и здоровыми. Ограничение нагрузки на челюсть ухудшает состояние зубов, препятствует формированию правильного прикуса и может привести малыша в кабинет стоматолога.
  2. С ростом ребенка развиваются и его органы пищеварения. Для переваривания твердой пищи нужно больше слюны и ферментов. Есть риск, что позднее начало жевания приведет к сбоям процессов пищеварения во взрослой жизни.
  3. При помощи мышц челюсти мы может не только жевать еду, но и разговаривать. Измельчение пищи зубами, передвижение ее кусочков по рту при помощи языка готовит малыша к четкому произнесению звуков. Как правило, дети, которые отказываются жевать еду, имеют и логопедические проблемы.

Прочитайте еще: с какого возраста ребенку можно спать на подушке. Раннее использование подушки может привести к проблемам.

Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка — первые шаги в расширении диеты ребенка

Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот.  Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта.  Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.

Методика перехода на твердую пищу

Оптимальным и наиболее естественным методом перехода на твердую пищу является ее постепенное введение в меню малыша.

  • При приготовлении блюд следует поэтапно увеличивать густоту пюре, затем – оставлять в нем маленькие кусочки продуктов, рекомендованных согласно с возрастом.
  • Следующий этап – разминание больших кусочков вилкой или использование крупной терки вместо блендера.
  • Если вы покупаете готовые смеси для кормления, то просто внимательно читайте информацию на их этикетках: производители также будут их сгущать и вводить кусочки продуктов, исходя из возрастных рекомендаций.

Бывает, что ребенок отказывается пережевывать и глотать твердую еду, как правило, это случается, если упущено время. Тогда малышу нужно помочь всеми возможными для этого средствами, самое простое и доступное из них – нежное массирование языка деревянным шпателем с марлей. Проводя такую процедуру ежедневно, мы приучим ребенка не испытывать рвотные позывы при попадании в ротовую полость твердого предмета (в дальнейшем – пищи), а также будем тренировать мышцы языка и артикуляционный аппарат.

Жуем твердую пищу

Кроме того, можно купить ниблер – специальное ситечко для кормления или сделать его аналог в домашних условиях, заворачивая фрукты в марлю. Так между продуктом и ротовой полостью будет создаваться определенный барьер, от которого со временем будет несложно избавиться.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Правила питания для детей

1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.

Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций. 

Поэтому важно доверять своему малышу. Задача родителей не заставлять есть, а беседовать детьми о значении еды

Объясняйте ребенку, в чем  важность различных продуктов для его организма, для чего он кушает: «Когда ты  бегаешь и прыгаешь, то быстрее всего ты можешь подзарядиться куском хлеба, потому что хлеб — источник быстрой энергии. Но при этом у нашего организма есть и другие потребности. Нам нужен жир, например, сливочное масло, для того, чтобы в твоей голове рос мозг.  Белок — те кирпичики, из которого строятся мышцы. Мясо, рыба, курица помогают тебе вырасти больше и быстрее.  

Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть. 

2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.

Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить. 

Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы. 

3. Правильно предлагайте новый продукт.

У вас может уйти до 15 попыток прежде, чем ребенок согласится попробовать новое блюдо или продукт и привыкнет к нему. Это нормально. Ваша задача — дать малышу возможность сформировать собственное вкусовое мнение.  Ребенок имеет право любить или нет какую-то определенную еду. При этом продукт, который вы хотите предложить малышу, должен быть регулярно на вашей кухне.

4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.

Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды. 

5. Подавайте личный пример:

  • в вашей тарелке тоже должны быть полезные продукты, которые вы хотите, чтобы ел ребенок. 
  • следите за своей собственной реакцией на еду. 
  • демонстрируйте интерес к еде и радость, когда вы предлагаете новый фрукт, овощ или новое блюдо. 

6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.

В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие. 

Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.  

Если мы говорим ребенку: «Я лучше знаю, что ты любишь есть, бери и ешь!» — мы запрещаем ребенку слушать собственное тело и, что оно ему говорит. С другой стороны получается, что за него думает и принимает решение взрослый, и сопротивление со стороны малыша усиливается. 

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу. Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки. При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили. Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию. Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

В каком возрасте начинать приучение к твердой пище

Если вашему ребенку больше шести месяцев, то вы наверняка уже задумываетесь о переходе на более густую пищу, и вопрос, как научить ребенка жевать твердую пищу — для вас один из самых волнующих. Ведь так хочется, чтобы малыш стал хоть немного самостоятельным. Тем не менее, сильно спешить не нужно. Пищеварительный тракт вашего ребенка еще не приспособлен для полноценного переваривания твердой пищи.

Появление первых зубов является сигналом к тому, что вашему ребенку уже пора переходить на новый рацион. Обычно, когда у детей режутся зубки, они стремятся все грызть. Воспользуйтесь этим стремлением с выгодой для себя и постоянно следите за тем, чтобы у вашего малыша было что погрызть. В этом случае обучение будет проходить самым естественным для него образом, и вам не придется впоследствии ломать голову над тем, как научить ребенка жевать. Все будет происходить само собой.

Общая информация

Когда малышу начинают давать твердую пищу, он отказывается от нее, даже если все зубы на месте. Ложку и вовсе не хочет брать в руки, перестает интересоваться едой или начинает давиться кусочками. О том, как научить ребенка жевать и глотать, Комаровский говорит следующее:

  1. Нет детей, которые не обучились навыкам глотания и жевания до пятилетнего возраста.
  2. Жевательный рефлекс присутствует у каждого человека, только его активация происходит у всех в разные сроки.
  3. Развитию этого процесса способны помешать только родители.

Забота родителей порой бывает чрезмерной, они не дают малышу питание в виде твердой пищи, поскольку боятся, что он может подавиться. Результатом становится то, что к двум годам кроха все еще получает пюреобразную пищу.

Это является довольно острой проблемой для тех, кто длительно кормил ребенка грудью и не пытался приучить к другой еде. Для начала нужно проверить наличие зубов
. Если их окажется всего два, то лучше не давать грызть малышу бублик или фрукт, поскольку откусить он его сможет, а вот пережевать вряд ли.

Отказ от приема пищи без мультфильмов
— также является весьма распространённой проблемой. Многие дети стараются копировать своих родителей, которые едят и при этом смотрят телевизор. Для некоторых мамочек вполне нормальным считается включение мультиков для отвлечения внимания малыша, чтобы накормить его.

В этом случае малыш будет съедать больше, однако, выработки желудочного сока при этом не происходит, следовательно, такой прием пищи не пойдет на пользу. Еда станет хуже перевариваться, что может привести к болезням желудка.

Во время приучения крохи к твердой пище не следует проявлять агрессию, не стоит забывать, что рефлекс вырабатывается не сразу. Некоторые малыши начинают грызть ногти в раннем возрасте, этого допускать нельзя. К твердой пище следует приучать таким образом:

Поэтому Комаровский рекомендует оставлять малыша наедине с тарелкой и выходить из кухни
. Ежедневно срок отсутствия следует увеличивать

По возращении не стоит акцентировать внимание на съеденной порции, со временем ребенок начнет самостоятельно съедать большую предложенного. Главное, проявлять терпение и такт

Некоторые родители стараются проколоть девочкам уши в раннем возрасте. Про то, когда можно прокалывать уши девочке, Комаровский говорит следующее: любое медицинское вмешательство имеет определенный риск, поэтому следует исходить из интересов самого ребенка.

Что делать, если ребенок не может есть твердые кусочки

В некоторых случаях даже годовалый малыш не может пережевывать пищу и постоянно давится маленькими кусочками. Это значит, что жевательный рефлекс сформировался не до конца, и родителям придется действовать очень деликатно:

Готовить ребенку густые крем-супы и пюре, но оставлять при взбивании блендером несколько крохотных разваренных кусочков овощей

Позже овощи можно будет измельчать при помощи вилки, кусочки станут более крупными, но недостаточно твердыми, чтобы ребенок подавился

Наилучшего эффекта помогут добиться продукты, вкус которых нравится ребенку. Это могут быть печеные яблоки и груши, бананы, детское печенье

Еду нужно делать не только вкусной, но и красивой, чтобы она привлекала малыша

Если же в процессе обучения ребенок продолжает давиться и не способен глотать твердую пищу — это повод обратиться к врачу, который найдет причину проблемы.

Как научить ребенка жевать и глотать пищу

Начиная приучать малыша к взрослой пище, не проявляйте излишнюю поспешность. Вам спешить некуда. Вот и не подгоняйте ребенка. Научиться есть твердую пищу — это достаточно сложное занятие для малыша. Ведь до сих пор чувство голода он соотносил исключительно с сосательными движениями, которые давали ему возможность насытиться жидкой пищей. Теперь малыш должен осознать, что есть другие способы, с помощью которых можно утолить голод.

Начинайте кормить ребенка с ложечки. При этом помните, что на первых порах ваш малыш навряд ли поймет, с какой целью вы вставляете ему в рот ложечку. Он еще не научился связывать в своем сознании ложку и последующее за этим чувство насыщения. Так что на данном этапе ваша задача состоит в том, чтобы не напугать малыша.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: питание и развитие ребенка в 10 месяцев

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки со смесью?

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно?


ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет есть прикорм?

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Пережеванная пища лучше усваивается;
Когда еда пережевана, из-за чего происходит слюноотделение, процесс пищеварения проходит правильнее и быстрее.
Когда малыш жует, он чувствует вкус еды, это способствует его интересу к пище и формирует вкусовые привычки.
Вместе с жеванием приходит навык глотания

Это важно для того, чтобы ребенок научился определять, сколько еды он может съесть за один раз.
Жевание можно рассматривать как упражнения для развития челюстно-лицевых мышц, а это способствует развитию речи. Как ни странно, чем больше малыш будет жевать, тем лучше он будет выговаривать слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector