Примеры распорядка дня для малышей 11-12 месяцев

Содержание:

Массаж, гимнастика, закаливание

Занятия, способствующие стимуляции кровообращения, активизации иммунной системы и поддержанию тонуса мышц на хорошем уровне – массаж, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры продолжают играть важную роль в физическом и психическом развитии ребенка. С одной стороны это тесное общение с мамой, с другой — тренировка организма, с третьей – приучение к полезным видам деятельности с раннего детства.

Массаж 11-ти месячному малышу делается 2 раза в день: утром и вечером. Для утреннего массажа хорошо подходят стимулирующие кровообращение движения (растирания, круговые движения, легкие похлопывания). Для вечернего массажа лучше использовать расслабляющие поглаживания.

Во время утреннего и вечернего массирования не забывайте про стопы ребенка. На них расположены точки, стимулирующие развитие и правильную работу всех основных систем. Возьмите ногу карапуза в одну руку. Согните указательный палец второй руки и костяшкой поводите от зоны между подушечек пальцев до пятки.

Гимнастические упражнения являются обязательными для утреннего комплекса процедур. На 12-м месяце жизни с утра до еды предлагайте малышу:

  • сгибать суставы и совершать ими круговые движения;
  • разминать мышцы спины, совершая подъем из положения лежа на спине, вначале в положение сидя, после стоя;
  • лежа на животе, несильно тяните кроху за ручки и ножки;
  • разминайте ладошки и пальчики.

Если ранее вы не предлагали крохе занятия на фитболе, то самое время начать. Простые гимнастические упражнения на мяче позволяют не только тонизировать мышцы тела, но и тренировать координацию, которая так важна для освоения навыка ходьбы.

Закаливающие процедуры проводятся 3 раза в день. Утром во время зарядки хорошо обтирать кроху водой комнатной температуры, обливать ножки, совершать контрастный душ. В течение дня периодически устраивайте карапузу солнечные и воздушные ванные. Вечером, в дни, когда вы не купаете кроху, предлагайте ему поплавать или обливать ножки, в дни купания – контрастный душ.

Почему детям так важен сон?

После 4-5 месяцев жизни в организме малышей начинает вырабатываться мелатонин — гормон, отвечающий за сон, который регулирует циркадные ритмы организма. Его количество увеличивается с наступлением темноты. Так что если вы хотите, чтобы ребенок крепко спал, заранее приглушите свет в его комнате.

Другой гормон, влияющий на скорость засыпания и качество сна, — кортизол. Он выделяется в моменты перевозбуждения и сильной усталости и призван наполнить организм новыми силами. Вот только малышу будет очень сложно уснуть, пока он их не потратит. Поэтому постарайтесь, чтобы перед сном ребенок играл в спокойные игры и не утомлялся сверх меры. Следите за тем, чтобы его режим не слишком менялся изо дня в день.

В первые месяцы жизни малыш много часов проводит во сне — это отнимает большую часть суток. Специалисты говорят, что любое число в промежутке от 14 до 22 часов в сутки считается нормой сна. При условии, что малыш здоров, прибавляет в весе в пределах нормы, засыпает без истерик.

В первые недели и даже месяцы жизни сон — важный фактор развития ребенка. Во сне мозг начинает перерабатывать и систематизировать всю информацию, приобретенную за период бодрствования. Создаются новые нейронные связи, закрепляются навыки, осознаются чувства, полученные через органы слуха и зрения.

Во время сна выделяется гормон роста, развиваются мышцы и кости. Поэтому у мало спящих детей часто заметны отставания по росту и весу.

Кроме того, у малыша восстанавливаются силы. Если он слишком устал, то плохо контролирует тело: в результате теряется координация, сложнее решаются привычные задачи. Также во сне формируются иммунные клетки: человек, недосыпающий в любом возрасте, чаще страдает от простуд и других заболеваний. А что говорить о грудничках!

По мнению ученых, именно сон помогает мозгу новорожденных вырасти и развиться до полноценного состояния за короткий период времени. Также доказано, что если дети до года отдыхают меньше положенного, проблемы со сном сохраняются и в позднем возрасте. Со временем ухудшается поведение, малыш становится более плаксивым и импульсивным. Поэтому обеспечить здоровый сон ребенка просто необходимо.

Отдых младенцев, так же как и у взрослых, состоит из фаз быстрого и медленного сна. Во время первой малыш может шевелить конечностями, совершать сосательные движения, издавать различные звуки и даже начать плакать. Советуем проконтролировать себя и не хватать ребенка немедленно на руки. Скорее всего, он успокоится через несколько секунд и продолжит спать.

При переходе из одной фазы сна в другую новорожденный иногда ненадолго просыпается, чтобы оценить окружающую обстановку и свое состояние. Специалисты рекомендуют аккуратно убаюкать ребенка в кроватке, не беря его на руки: вы можете нежно гладить кроху, петь песенки, обнимать

Тогда малыш постепенно привыкнет засыпать на своем месте, а не на родительских руках.

Важно помнить, что новорожденным детям нужно просыпаться каждые 3-4 часа, чтобы покушать. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы разбудить ребенка, который слишком долго спит, накормить, поменять одежду и снова уложить.

Самым безопасным положением для новорожденных считается сон на спине, так как в положении на животике у детей могут возникнуть проблемы с дыханием.

Какие есть ритуалы засыпания?

Специалисты рекомендуют подготовку ко сну, которая состоит из последовательных, ежедневно повторяющихся действий, так называемых рутин5. Они помогают ускорить засыпание, повысить качество и длительность сна, уменьшить количество ночных пробуждений5.

Наиболее типичные ежевечерние ритуалы6:

  • Купание в теплой воде с любимой пенкой или средством для ванны, легкий массаж.
  • Успокаивающие звуки – «белый шум». Это монотонный шум, который не несет в себе смысловой нагрузки, успокаивает и помогает забыться, например, текущая вода, метроном, тиканье часов или записи звуков природы.
  • Колыбельные и сказки.
  • Пожелания «доброй ночи», «сладких снов» или другие фразы, которые произносят только перед сном.

Эксперты по сну рекомендуют трехэтапный ритуал, который включает купание, массаж и спокойное время в кроватке8. 

  • Во время водных процедуры можно использовать пену для ванной. Для малышей с 6 месяцев подойдет пена JOHNSON’S Детская пена для купания «Перед сном». У нее успокаивающий аромат, помогающий ребенку подготовиться ко сну8.
  • Сразу после теплой ванны легкими поглаживающими движениями на кожу можно нанести молочко, например, JOHNSON’S Детское молочко «Перед сном»8   для детей старше 6 месяцев. Такой массаж еще больше успокоит малыша и подготовит его ко сну, особенно благодаря приятному запаху молочка8.
  • На третьем этапе нужно переодеть ребенка в пижаму, почитать сказку на ночь или спеть колыбельную4,8. 

Как правило, достаточно нескольких дней, чтобы сформировалась ассоциация между вечерней рутиной и засыпанием4.  

Как видите, для здорового детского сна и быстрого засыпания педиатрами и психологами разработаны различные методики. Но использовать их нужно, учитывая возраст ребенка, его привычки и особенности нервной системы. Задача родителей — организовать режим дня малыша и подготовить его ко сну, успокоив и создав положительные ассоциации с процессом засыпания. При правильном выполнении рекомендаций специалиста ребенок постепенно научится засыпать самостоятельно и быстрее, будет спать дольше и крепче.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Литература:

  1. Е.С.Сахарова. Что беспокоит младенца? Педиатрическая фармакология, 2010, том 7, №2, с.143-148.
  2. И.А.Кельмансон. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-5». Эффективная фармакотерапия, 2017, №35, с.4-13
  3. М.Г.Полуэктов, П.В.пчелина. Сон у детей: от физиологии к патологии. Медицинский совет, 2017, №9, с.98-103.
  4. П.В.Пчелина. М.Г.Полуэктов. Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-4». Эффективная фармакотерапия, 2016, №19, с.52-60.
  5. Jodi A. Mindell, PhD; Lorena S. Telofski, BА; Benjamin Wiegand, PhD; Ellen S. Kurtz, PhD. A Nightly Bedtime Routine: Impact on Sleep in Young Children and Maternal Mood. (Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение) SLEEP (Сон), Vol. 32, No. 5, 2009. р.599-607.
  6. Е.А.Корабельникова. Лечение и профилактика инсомний у детей раннего возраста. Российский психиатрический журнал, 2012, №3, с.62-70.
  7. М.Г. Полуэктов Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия// Эффективная фармакотерапия, Неврология и психиатрия. 1/2012
  8. Майнделл Дж, Лорена С, Телофски БА и др. Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение. Сон (Sleep). 2009 г.; 23:599–606.

Как выстроить правильный режим дня для школьника, обучающегося в интернете

Правило № 1. Вставать и ложиться в одно и то же время

Школьнику необходимо спать не менее 9 часов в 5-8 классах и 8 — в 9-11. Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют делать «искусственный закат»: за 120 минут до отбоя приглушать в доме источники света, а за час отказываться от компьютера и смартфона. Это поможет легче перейти в режим отдыха.

Между подъёмом и учёбой должно быть не менее 60 минут: за это время ребёнок успеет проснуться, позавтракать и подготовиться к занятиям. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» они начинаются не раньше 10 утра, поэтому даже у «сов» получится соблюдать это правило.

                                                        Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Арсений Кириченко  

Также ученики «Экстерната Фоксфорда» советуют делать зарядку, чтобы взбодриться и настроиться на занятия. Особенно это подойдёт тем, кто с трудом встаёт по утрам.

                                                         Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Аркадий Буйко

В выходные дни лучше соблюдать тот же режим дня, в крайнем случае вставать на час позже, но не более. Так сформируется привычка, и просыпаться по утрам будет легче.

Правило № 2. Грамотно составить распорядок дня

Формирование режима дня у школьника по принципам тайм-менеджмента начинается с определения приоритетов: если основным занятием подростка является учёба, то стоит отвести на неё самую продуктивную часть дня. 

                                             Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко 

Правило № 3. Выполнять домашние задания каждый день

Практические задания помогают закрепить материал, способствуют созданию позитивной привычки. Человек, который умеет садиться за домашние задания сам, а не потому, что «завтра спросят», сможет систематически выполнять задачи и во взрослой жизни.

                                               Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофей Яновский 

Правило № 4. Использовать ежедневник

Записная книжка — отличный помощник в соблюдении режима дня. Привычка заранее составлять расписание и придерживаться его станет бесценной на всём жизненном пути. Кроме классического блокнота-ежедневника, можно использовать планер, в котором на одном развороте размещена сразу вся рабочая неделя, а также заметки в телефоне, приложения или онлайн-программы.

                                                Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Виктория Демиденко  

Правило № 5. Перерывы и прогулки на свежем воздухе включить в распорядок дня

Прогулки необходимы для растущего организма. Физиологи советуют проводить каждый день не менее часа на свежем воздухе, чтобы мозг насытился кислородом. Между учёбой и работой над домашними заданиями обязательно должен быть перерыв, который можно заполнить кружками, тренировками и другими увлечениями.

                                                 Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Янышина

Правило № 6. Пользоваться помощью взрослых

Ребёнку будет проще придерживаться режима дня, если ему поможет кто-то со стороны. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам организовать своё время помогают наставники. Как правило, это студенты старших курсов или недавние выпускники вузов, которые умеют планировать время и готовы поделиться секретами самодисциплины с подопечными. Они в том числе подскажут, как грамотно организовать время школьника.

Умения 11-месячного ребёнка

Что должен в 11 месяцев уметь ребёнок:

  • вставать и садиться, не падая;
  • менять позы;
  • сидеть без опоры и наклоняться из положения сидя;
  • стоять или делать первые шаги (с поддержкой либо самостоятельно);
  • узнавать родных и реагировать на них;
  • проявлять разные эмоции;
  • выполнять простейшие просьбы (иди, дай, возьми);
  • указывать на предметы пальцем;
  • держать ложку, пытаться пользоваться ею;
  • пробовать копировать взрослых, животных;
  • произносить слоги или простые слова;
  • иметь предпочтения (любимые игрушки или продукты);
  • осознавать порицания и похвалу;
  • менять мимику, интонацию;
  • пытаться танцевать под музыку;
  • «бормотать» на своём языке.

Этот список примерный, для конкретного ребёнка он может быть меньше или больше. Развитие – индивидуальный процесс.

Распорядок дня: таблица по часам

Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:

Временные интервалы Действия и процедуры
6 часов утра Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание.
С 6:15 до 6:30 Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь.
С 6:30 до 7:30 Игры в спокойном режиме.
С 7:30 до 8:30 Гимнастика, массаж, общение.
С 8:30 до 9-и Завтрак.
С 9-и до 11-и часов Утренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе.
С 11-и часов до 13-и Различные игры или развивающие занятия с родителем.
С 13-и часов до 13-30 Полноценный обед.
С 13:30 до 15 часов Весёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность.
С 15-и часов до 16:30 Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице.
С 16:30 до 16:45 Полдник.
С 16:45 и до 18-и часов Второй сон.
С 18-и часов до 18:30 Пробуждение, переодевание, общение.
С 18:30 до 19-и часов Ужин.
С 19-и часов до 20:30 Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок.
С 20:30 до 21 Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания.
С 21 часа до 21:30 Последнее кормление на ночь.
С 21:30 до 6-и часов Ночной глубокий сон.

А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:

Временные интервалы Действия и процедуры
6 часов утра Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание.
С 6:15 до 6:30 Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь.
С 6:30 до 7:30 Игры в спокойном режиме, развитие.
С 7:30 до 8:30 Гимнастика, массаж, общение.
С 8:30 до 9-и Завтрак.
С 9-и часов до 11-и Игры в домашней обстановке.
С 11-и часов до 12:30 Одевание, прогулка на свежем воздухе.
С 12:30 до 13-и часов Переодевание, общение.
С 13-и часов до 13-30 Полноценный обед.
С 13:30 до 16:30 Дневной продолжительный единственный сон.
С 16:30 до 17-и часов Переодевание, общение с родителем.
С 17-и часов до 17:15 Полдник.
С 17:15 до 17:30 Одевание, общение.
С 17:30 до 19-и часов Прогулка на улице.
С 19-и часов до 19:15 Переодевание.
С 19:15 до 19:45 Ужин.
С 19:45 до 20:30 Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры.
С 20:30 до 21 Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания.
С 21 часа до 21:30 Последнее кормление на ночь.
С 21:30 до 6-и часов Ночной глубокий сон.

В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.

Гигиена перед ночным сном.

Когда-то педиатры рекомендовали купать детей в первый год жизни ежедневно, перед сном. В принципе, можно придерживаться этой рекомендации. Но можно и «отойти» от нее. Дело в том, что иногда купание действует на детей не успокаивающе, а возбуждающе. И вместо того, чтобы заснуть, они «просыпаются». В этом случае имеет смысл перенести купание на период активного бодрствования, а перед сном только подмыть ребенка и надеть новый чистый подгузник.Вторая причина «пренебречь» рекомендацией ежедневного купания – это то, что если ребенок живет в хороших санитарных условиях, лежит в чистой кроватке, ползает в чистом манеже, то и испачкаться ему особо негде.В этом случае опять же купание следует рассматривать скорее как вариант гимнастики, игр, нежели как особую гигиеническую процедуру перед сном. В тоже время, иногда спокойное купание в ванне перед сном расслабляет и успокаивает ребенка и помогает плавно отойти ко сну.

Все индивидуально

И самое важное для родителей – научиться понимать эту индивидуальность, а не следовать жестким правилам «так надо», «так написано», «так заведено» или своим представлениям о том, «как правильно».. Посоветуйтесь со своим малышом

Прислушайтесь к его мнению. Это поможет найти оптимальное решение любой проблемы.

Посоветуйтесь со своим малышом. Прислушайтесь к его мнению. Это поможет найти оптимальное решение любой проблемы.

Умения ребенка в 11 месяцев

Умения и навыки на 12-м месяце жизни приобретаются уже не так быстро как раньше. В основном малыши тренируют ранее полученные двигательные возможности, а основное время тратят на развитие умственных способностей (речь, мышление).

Между 11 и 12 месяцами жизни нормой считается, если карапуз:

сидит прямо, уверенно, долго. Сидя малыш уверенно орудует руками, ворочает головой и корпусом;
ползает по-пластунски или на четвереньках. Дети, рано освоившие умение ходить, постепенно изучают навык ползания на четвереньках;
стоит сам или около опоры, может сделать несколько шагов. Преодоление психологического барьера, замедляющего процесс освоения этого навыка, для каждого ребенка происходит в свое время. Если бутуз встает, стоит у опоры, но не спешит оторвать руки от нее – это норма, он еще психологически не созрел для самостоятельных шагов, не стоит его торопить;
садиться из положения стоя

Некоторые дети делают это осторожно, другие просто шлепаются на попу. Какой бы вариант не выбрал ваш малыш – хорошо;
может залезть на возвышение и спуститься с него, поочередно спуская ноги;
для захвата предмета полностью раскрывает ладонь;
использует пальчик, чтобы показать на нужный предмет;
пьет из чашки, держит ложку и пытается ей есть;
строит башенки из 2-3 кубиков;
собирает простые пирамидки;
может снять носки и попытаться стянуть колготки;
из положения стоя может присесть на корточки для подъема предмета с пола;
может произнести простые слова

Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом;
показывает на себе основные части тела (если его этому научить);
имитирует звуки животных и техники;
безошибочно выполняет простые просьбы;
для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой;
копирует взрослых во время игры.

Указанные умения есть у всех здоровых младенцев в 11 месяцев в той или иной степени. Если какой-то навык еще не проявился полностью, не стоит паниковать. Предложите крохе потренировать отсутствующее умение при помощи игр, упражнений.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Парадоксально, но факт – хотя в возрасте 10 месяцев малыш становится все более подвижным и самостоятельным, он все еще опасается отходить далеко от мамы, а иногда даже плачет, когда ее не видит. Хотите узнать, какие еще события ждут вас и малыша на десятом месяце его жизни? Об этом мы расскажем дальше.

Рост и физическое развитие: Набираем ход

Наверняка у малыша есть такие предметы одежды, в которых он выглядит особенно очаровательным. Но не стоит слишком привязываться к любимым вещам. Десятимесячный малыш моментально из них вырастет – еще бы, ведь к году он будет весить в три раза больше, чем при рождении. У каждого малыша свои особенности, а единого стандарта темпов роста не существует. На регулярных осмотрах у педиатра индивидуальный темп роста определяется по весу, длине и окружности головки ребенка путем сравнения с таблицей роста.

Движения: Вверх, снова вверх и вперед!

Наверное, вы уже заметили, что, когда малыш бодрствует, он постоянно двигается. Когда он лежит на животике, то поднимает туловище и оглядывается вокруг, а если он на спинке, то хватает себя за пальчики ног. Еще он умеет переворачиваться или раскачиваться, стоя на четвереньках. Эти движения укрепляют его мышцы, улучшают координацию и помогают овладеть своим телом.

На этом этапе малыш может уже пробовать вставать, но у всех это происходит в свое время. Ребенок видит, что все вокруг умеют ходить, и хочет это повторить. Правда, когда ему удается встать, сесть обратно уже труднее. У некоторых малышей это вызывает панику. Если вы заметили, что у малыша проблемы, покажите ему, как сгибать колени и садиться, – пусть он повторит за вами эти действия.

Когда дети уже умеют вставать, они часто пытаются сделать пару шагов, держась за опору. Это называется ходить «по стеночке», то есть от одной опоры до другой. А совсем скоро они пробуют ходить вообще безо всякой опоры. Да, заканчивается это чаще всего падением, но с каждой новой попыткой шаги даются все лучше и лучше.

На этом этапе двигательные навыки развиваются очень быстро, особенно по сравнению с долгими месяцами, которые малыш провел лежа на животике и подготавливая мышцы к ходьбе. Часто ребенок уже уверенно ходит всего лишь через несколько дней после первых робких шагов. Это ли не чудо!

Когнитивное развитие: Прием, как слышно?

Хотя ребенок в 10 месяцев еще не умеет говорить, он уже кое-что понимает из того, что вы говорите. На самом деле дети понимают очень много! Например, если назвать любимую игрушку ребенка, он начнет ее искать, то есть он поймет, что вы имеете в виду. А если малыш называет что-то придуманным словом, используйте это в своих целях. Например, плюшевого мишку он называет «мика». Каждый раз, когда вы слышите это слово, давайте ему игрушку и повторяйте «мишка», чтобы он запомнил, как правильно звучит это слово. Со временем он научится его воспроизводить. В этом месяце или через несколько недель малыш уже сможет произносить простые слова, например «нет», «мама», «папа».

Со временем ребенок пытается подражать вашим движениям. Если у него есть игрушечный телефон, он будет прикладывать его к уху, как вы делаете с настоящим. Поощряйте его и чаще показывайте, как нужно пользоваться вещами. Покажите ему, как причесываться расческой или чистить зубы щеткой. Во время еды дайте ему поиграть с чашкой и ложкой.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Для малыша тесный физический контакт с близким человеком все еще очень важен, но роль зрения и слуха все больше возрастает. Он может совершенно спокойно играть у себя в уголке, пока мама хлопочет на кухне, а чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно ему достаточно слышать ее в смежной комнате. Но это ощущение еще зыбко, поэтому периодически кроха пытается подозвать маму к себе.

Обратите внимание, ребенок уже понимает, что такое запрет. Если он хочет достать с полочки хрупкий предмет и слышит строгое «Нет!», то замирает на мгновенье, а затем пытается продолжить движение

Но, вновь услышав строгое, запрещающее слово, прекращает попытки и отвлекается на что-либо более безопасное.

Да и понимание речи в целом изменилось. Малыш научился, слушая поток слов взрослых, вычленять отдельные фразы, понимать их. Пусть даже сам он произносит всего пару слов, зато полностью понимает смысл привычных, часто употребляющихся в разговоре с ним. Поэтому этот возраст — самое время начинать читать с ним как можно больше.

Двигательные навыки, соответствующие тому, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, продолжают совершенствоваться. Некоторые детки уже несказанно порадовали родителей, сделав первые самостоятельные шаги, другие только осваивают это весьма сложное дело. Они пока шагают, держась за мамину или папину руку. Кроме того, у них замечательно получается быстро перемещаться вдоль опоры, к примеру, держась за мягкую мебель в комнате. Первые шаги выглядят очень смешно: кроха широко расставляет ноги и балансирует руками, как птенец крылышками. Но это быстро проходит — малыш, освоившись, уже тянется за одной игрушкой, а затем, осмелев, берет привлекательные предметы двумя руками, по-прежнему сохраняя равновесие.

Попавшие к нему в ручки игрушки и вещи ребенок умеет класть в подходящие по размеру емкости — корзинки, коробки. Смотрите, насколько он способен сосредотачиваться на игре. Сложив игрушки, он начинает их по одной вытаскивать, возможно, даже разбрасывать. Но затем забава начинается заново. Даже если Вы выйдете в другую комнату, малыш может этого и не заметить.

Карапуз стал более общителен. В этом возрасте радостная реакция при виде знакомых лиц, помимо родных, является нормальной. Особо приятным гостям ребенок с удовольствием протягивает игрушку в знак своего благорасположения. Вы уже смогли отметить, пожалуй, что сейчас он с эгоизмом, присущим детству, стремится стать центром общества. Что бы вокруг ни происходило, он будет тут как тут и станет требовать внимания к себе.

Еще одно изменение у крохи — жажда общения с другими детками

За старшими ребятами малыш завороженно наблюдает, пытаясь разными способами привлечь к себе внимание. Со сверстниками он знакомится, немного освоившись

Два карапуза начинают обмениваться игрушками, протягивая их друг другу, а затем сядут вместе, внимательно рассматривая лицо своего визави.

Удивительно, насколько может быть развито чувство юмора в столь нежном возрасте! Тем не менее ребенок улыбается, смеется, даже хохочет, заметив что-то забавное или увидев, как Вы строите ему уморительные рожицы.

Гигиена и гимнастика

Гигиена 11-месячного ребёнка включает регулярные утренние и вечерние чистки зубов, расчёсывания, умывания по утрам и купания. Купать малыша можно в детской ванночке или во взрослой, в специальном сидении. Не отходите от крохи ни на шаг! Предлагайте ему игрушки для купания. Температура воды – около 35 градусов.

Умывать малыша нужно осторожно, чтобы он не боялся этой процедуры и не испытывал отвращение к ней. Не допускайте попадания воды в уши и глаза

Демонстрируйте собственный пример, умываясь при дочке или сыне.

Важно! Также после прихода с улицы и до еды нужно мыть ручки.

Гимнастика должна быть простой. Вместе с малышом можно кружиться, нагибаться, приседать, садиться и вставать, махать руками, ползать, переворачиваться со спины на живот и обратно. Все движения показывайте крохе

Также во время гимнастики полезно делать массаж: сгибать и разгибать ножки и ручки, осторожно массировать живот, спину, шею и конечности

Сложный этап

В 11 месяцев у малыша появляется много новых причин для того, чтобы сон нарушился, хотя кишечные колики остались в прошлом, а зубки уже не доставляют столько неприятностей.

Хотя именно в этом возрасте многие родители замечают, что начались сложности как с дневным, так и с ночным сном. Почему же ребенок в 11 месяцев вдруг стал плохо спать? Что может ему мешать?

Новые навыки;

Ребенок научился ползать, вставать, ходить вдоль опоры (а некоторые детки уже сделали свои первые самостоятельные шаги).

Сейчас он понимает, сколько возможностей для него открывают эти способности. Поэтому отрабатывать их он стремится постоянно, в том числе, и во время, отводимое для сна.

Но уже сейчас малыш может проявлять признаки готовности к уменьшению количества дневных снов.

Если ребенок в 11 месяцев:

  • плохо спит (особенно во время второго дневного сна);
  • стал позднее укладываться на дневной сон;
  • в состоянии активно бодрствовать примерно 5 часов подряд, не выказывая признаков усталости,

то стоит задуматься о том, что двух дневных снов, вероятно, ему уже многовато. И начать постепенный переход к одному сну.

Сейчас у малыша, на фоне осознания себя отдельной от вас личностью, появляется страх потери мамы. Ребенок постоянно боится, что вы куда-нибудь можете уйти;

Если вы обычно уходили тайно, это может привести к тревоге во время снов

Ребенок просыпается часто, чтобы убедиться, что вы рядом и никуда не ушли. Недостаток общения и тактильного контакта с матерью на этом фоне также может привести к нарушению сна. Поэтому так важно уделять крохе как можно больше внимания во время бодрствования, чаще обнимать, ласкать, говорить с ним

Физическое развитие ребенка в 14 месяцев

Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.

Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.

Зрение

Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.

Слух

Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.

Речь

Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.

Моторика

В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.

Эмоции

Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот

Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления

Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.

Развитие речи

Речь ребенка на 12-м месяце жизни начинает переходить в новую стадию. От запоминания и понимания обращенной к малышу речи, формирования пассивного словаря, карапуз постепенно переходит к активному говорению. В норме, если к году кроха произносит, хотя бы 1 полноценное слово, подразумевающее под собой предмет или человека, но в большинстве случаев дети говорят от 3 до 15 полноценных слов или их сокращенные формы. Малыш постоянно что-то произносит, среди лепета четко прослеживаются слоговые цепочки, распевное произношение.

К концу первого года жизни, основным способом общения с родителями остаются эмоции, к которым постепенно присоединяются слоговые цепочки

Для получения желаемого предмета малыш может привлечь ваше внимание окриком, указать пальчиком на интересующий предмет и произнести первый слог названия. Это очень хорошо

Старайтесь понимать вашего ребенка, повторяя вслух название указанного предмета. Сюсюканье и уподобление детской речи на данном этапе не желательно. Если малыш на машину говорит «би-би», согласитесь, но назовите слово правильно.

Ближе к году стоит постепенно приучать малыша к новым формам изучения окружающего мира. Разнообразные экскурсии по городу, походы в гости, предложение поиграть с другими детьми в песочнице будут полезны малышу. Наблюдая, как другие люди общаются между собой, каким образом организуют совместную деятельность, карапуз будет стремиться включаться в этот процесс, стараться развивать активный словарь.

Основанием для беспокойства в вопросе развития речи ребенка на 12-м месяце жизни должно вызывать отсутствие:

  • реакции на собственное имя;
  • лепета;
  • 1 слова с вложенным смыслом (мама, папа, на, дай).

В случае, если вас беспокоит скорость появления у карапуза первых словесных форм, его реакция на собственное имя или другие речевые особенности, следует обратиться к участковому педиатру или неврологу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector