Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей?

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Когда пора насторожиться?

Бывают страхи и другого рода — невротические, справиться с которыми могут только специалисты. В их основании лежат как особенности психики ребенка, так и условия его жизни, разного рода психические потрясения и травмы, конфликты и разногласия в семье, школьные проблемы…

Невротические страхи можно узнать по большей эмоциональной насыщенности и интенсивности, длительному течению, устойчивости. Самое негативное их последствие — это неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка. Не справляясь с внутренней тревогой, ребенок начинает избегать не только того, что его когда-то напугало, но и всего нового, незнакомого.

Говоря о страхах, часто употребляют еще один термин — фобии. Если страх — нормальная защитная психическая реакция, основанная на инстинкте самосохранения, то, говоря о фобиях, психологи имеют в виду реакцию, не соответствующую причине. Например, человек боится оставаться один в закрытом помещении, хотя никакой опасности нет. Таких фобий психологи знают немало: примерно 360 видов, которым подвержены около 4% взрослого населения нашей планеты. Ту или другую фобию пережил каждый четвертый ребенок на Земле.

Специалисты выделяют два вида фобий: социальные, связанные с жизнью человека в обществе (боязнь публичных выступлений, массовых собраний…), они присущи в той или иной степени многим взрослым и детям. Есть и специфические фобии (боязнь замкнутого пространства, определенных предметов, болезней). Например, ребенок боится наступать на трещинки на асфальте. Это может оказаться игрой или подражанием, но родителям не помешает чуть внимательнее присмотреться к поведению малыша.

К сожалению, дети, страдающие разного рода фобиями и невротическими страхами, не всегда полагаются на защиту, любовь и поддержку взрослых. Они слишком часто слышат: «Что за детский лепет? Тебе не стыдно?»

Безразличие взрослых не помогает малышу справиться со страхом.

Важно не забывать, что отсутствие всяких страхов (готовность прыгнуть с любой высоты, перебежать дорогу перед машиной…) — такой же повод для беспокойства, как и их наличие. Полное отсутствие страха может указывать на пониженную эмоциональность ребенка, снижение чувства самосохранения

Что делать, если ребенок боится

Проговорите ребенку, как вы его любите и что всегда будете рядом, чтобы защитить. Чаще обнимайте его. Гораздо легче справляться со страхами, если рядом понимающий и заботливый взрослый, на которого можно опереться.

Больше времени проводите вместе, гуляйте, разговаривайте, играйте в игры, читайте книжки. Чем больше времени ребенок проводит с семьей, тем меньше страхов у него будет формироваться, и тем быстрее и проще они будут проходить.

Попросите ребенка подробно рассказать о своем страхе, как он выглядит и что именно его страшит. Пусть он нарисует его на бумаге, а потом вместе проведите ритуал уничтожения. Можно просто порвать рисунок, а можно устроить настоящий маленький костер, в котором бесследно сгорят все страхи.

Посмотрите короткое видео: терапия сказками очень помогает

Попробуйте перевести всё в шутку. Расскажите, что любого монстра можно испугать смехом или веселой песенкой.

Те вещи, которые можно объяснить, объясняйте. Почему гремит гром или почему так громко работает пылесос, почему ночью на стене появляются тени и как устроен лифт.

Страх или застенчивость?

Для начала необходимо выяснить, почему малыш стал сторониться сверстников. Это не обязательно должен быть страх, возможно, это связано с его типом темперамента. Ребенок может быть стеснительным и предпочитать не шумную компанию, а дружбу лишь с одним малышом. Активность и напористость могут не быть присущими вашему чаду.

Проанализируйте свое поведение и честно ответьте на вопросы:

  • чувствует ли малыш себя дома личностью;
  • показывает ли он индивидуальность или выполняет четкие рекомендации родителей;
  • может ли малыш настаивать на своем мнении или все решают взрослые;
  • во время прогулок и общения с другими малыш отвечает сам или за него это делают родители;
  • позволяете ли вы отпрыску самостоятельно играть на площадке или держите его постоянно за руку и рядом, ограждая от всех неприятностей.

Если проанализировав ситуацию, вы поняли, что это не застенчивость, а страх, и кроха действительно боится детей, тогда нужно приступать к активной помощи. Присмотритесь к малышу – как он реагирует на различные ситуации? Помогут вам сказки, картинки, книги и обсуждение разных моментов, где вы все-таки выясните причину страха. Малыш что-то услышит или увидит и обязательно покажет свой дискомфорт.

Причины мании преследования

Рассматриваемый недуг представляет собой довольно сложное психологическое состояние, по сей день до конца не изученное. Однако современные научные деятели все же смогли выделить ряд факторов, провоцирующих зарождение данного расстройства психики. К ним относятся: чрезмерный внешний локус контроля, позиция (комплекс) жертвы, выученная беспомощность, оборонительная позиция личности.

Люди, имеющие чрезмерно высокий внешний локус контроля, характеризуются большей восприимчивостью к формированию описываемой патологии, нежели люди с преобладающим внутренним локусом контроля. У индивидов, полагающих, что в их жизни все управляется силами извне (например, судьбой, обстоятельствами, другими людьми) преобладает внешний локус контроля, соответственно, у субъектов, считающих себя ответственными за жизненную успешность и неудачи – внутренний локус контроля.

Комплекс жертвы развивается у людей, когда их постоянно обижали и уничтожали на протяжении длительного времени. Такой комплекс постепенно перерастает в устойчивое поведение и становится средством избегания самостоятельных решений. Наибольшим страхом таких людей является опасение поступить неправильно, принять неверное решение. Люди с этим комплексом склонны обвинять других субъектов в собственных несчастьях, тем самым снимая вину с себя.

Выученная беспомощность обычно сопровождает комплекс жертвы, хотя выражается несколько иначе. Люди с таким типом поведения всегда ощущают собственную беспомощность, бессилие. Они обладают мировоззрением жертвы, поэтому в качестве источника личных проблем рассматривают исключительно внешние факторы. Кроме того, такие индивиды чувствуют, что не в состоянии изменить что-либо или прекратить происходящее.

Личность, занимающая оборонительную позицию, всегда готова к самообороне при малейшей угрозе собственной персоны. Такие индивиды могут воспринимать как личную обиду даже самую безобидную реплику в свою сторону. Им постоянно кажется, что их несправедливо подвергают гонениям. Это вынуждает людей с подобным поведением занимать устойчивую оборонительную позицию.

Многие изыскатели предполагают, что зарождение мании преследования обусловлено определенной конституцией центральной нервной системы. Также немаловажным значением обладает родительское воспитание малыша, перенесенные ребенком на раннем возрастном этапе психологические травмы. Перечисленные факторы в определенный период вкупе со стрессовым состоянием создают благодатную почву для возникновения рассматриваемого нарушения. Однако это предположения ученых до настоящего времени полного подтверждения не нашло.

В психиатрии широкое распространение получила гипотеза, заключающаяся в предположении, что мания являет собой один из признаков дисфункции головного мозга. Первым эту точку зрения аргументировал И. Павлов, утверждая, что патологический очаг возбуждения, локализованный в мозге и вызывающий нарушение условно-рефлекторной деятельности, является анатомо-физиологической причиной рассматриваемого недуга.

У людей вследствие злоупотребления наркотиками, принятия алкоголя, лечения некоторыми лекарственными препаратами, при болезни Альцгеймера, атеросклерозе могут возникать кратковременные приступы бреда преследования.

Почему разные дети боятся по-разному ?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному . Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт .

поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Причины появления страха нового места

Если кроха боится заходить в чужое помещение, не стоит думать, что он растет трусом и впредь будет нерешительным и боязливым. На самом деле страх нового и незнакомого — нормально для маленького ребенка, закономерный этап его личностного развития. Совершая самостоятельные действия, со временем он осознает, что некоторые вещи могут быть опасны для него, и старается их избегать. Поэтому малыш с возрастом не просто быстро бегает, а учится обходить препятствия и старается быть осторожным.

Причиной появления страхов является и разлука с матерью. Поскольку кроха инстинктивно привыкает к тому, что рядом с мамой безопасно, когда он начинает ходить в садик и больше времени проводит без мамы, он может начать испытывать страх не только новых людей (няни, воспитатели), но и страх новых мест.

Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?

  1. Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
  2. Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
  3. Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх. А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
  4. На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
  5. Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
  6. Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом – начинает вызывать интерес.

Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.

Ошибки родителей

Пытаясь познакомить ребенка с новыми взрослыми или оставить его на время с незнакомым человеком, некоторые родители допускают ошибки, которые могут усугубить ситуацию. Если их знать и учесть, можно постараться избежать неправильного поведения. Родители поступают ошибочно в таких случаях:

  • При появлении незнакомца меняют тон голоса и атмосферу разговора, ребенок тут же почувствует изменение и насторожится.
  • Навязывают ребенку знакомство и общение с новым человеком, заставляя поговорить, поиграть, показать свои игрушки.
  • Переживают и волнуются, сможет ли он найти общий язык с незнакомцем, а волнение передается и малышу.
  • При появлении страха ребенка, родители тут же уводят его в отдельную комнату или просят чужого человека уйти подальше. Малыш поймет, что при его определенных действиях, мама сделает так, как он хочет, и будет пользоваться этим в будущем.

Страх перед незнакомыми людьми пройдет со временем так же незаметно, как возник. Лишь у некоторых детей застенчивость и боязнь общаться с новыми людьми остается на всю жизнь, но большинство преодолевают это в раннем возрасте. 

Post Views:
1 377

  • Капризный ребенок: что делать?

  • Как телевизор влияет на ребенка

  • Как правильно наказывать ребенка

  • Что делать, если ребенок много играет в компьютерные игры

Развиваем общительность

Если ребенок стал бояться других деток, то исправить ситуацию можно только огромной любовью и пониманием его внутреннего состояния.

Если речь идет о застенчивости, то малышу необходимо повышать самооценку. Как это сделать? Хвалите дитя, старайтесь дать ему больше свободы в принятии самостоятельного решения. Убедите его, что с ним играть интересно и увлекательно. Если вы слишком жестки с малышом, то признайте это и постарайтесь поменять свое поведение. Если ребенок сделал что-то плохое, мягко объясните ему, почему это нельзя делать.

Если причиной отчужденности является унижение и агрессия со стороны сверстников, поработайте со сказками. На примере фантастических персонажей развивайте в карапузе стойкость в тех или иных ситуациях. Придумывайте истории, когда дети совершили плохие поступки, но осознали содеянное и исправились. Объясните, что у хороших и добрых деток много друзей, и если случаются неприятности, они всегда прощают друг другу.

Если вы чувствуете, что не можете справиться со сложившийся ситуацией и страх крохи перед другими ребятами стал слишком велик, тогда обратитесь к детскому психологу.

Есть вещи, которые в борьбе с неконтактностью малыша строго запрещены.

  • Не делайте акцент на существующей проблеме.
  • Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  • Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребенка.
  • Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  • Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  • Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Как правило, родители – это пример общения с окружающими

На это стоит обратить внимание, например, посмотреть на себя со стороны

Случаи, когда кроха избегает других детей, вовсе не редкость. Причина этого явления, в основном, кроется в том, что родители вовремя не научили малыша взаимодействовать со сверстниками, не показали, как выходить из конфликтов. Поэтому начинайте обучать свое чадо коммуницировать как можно раньше, чтобы он стал общительным и веселым в детской компании.

Новые страхи и затруднения

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.
Ваш малыш испытывает то, что обычно называют «боязнью чужих». Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, — нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Почему ребенок боится других детей?

Поведение ребенка, который боится других детей, в большинстве случаев схоже. Родители отмечают что, сначала он охотно собирается на прогулку, берет с собой игрушки с желанием поиграть с другими детьми. Чем ближе они подходят к игровой площадке, тем тревожнее становится настроение малыша.

При виде играющих на площадке детей и услышав их голоса, он может отказаться идти играть, обосновывая тем, что «Там занято уже» или «Мне не хочется играть, там уже есть другие дети». При этом он прижимается к маме, либо прячется за ней.

Очевидно, что у малыша есть желание играть с такими же детьми, но страх велик

. Он берет верх над желанием совместных игр.

Как помочь ребенку перестать боятся детей?

Если ребенок в 2 года боится детей, решение проблемы следует начинать с выяснения причин возникшего страха. Ваше желание видеть растущего человека активным, общительным, может не совпадать с его психологическим «я». Ведь совсем необязательно, что ваш ребенок именно боится других детей, возможно, он по своему характеру застенчив или предпочитает дружить с одним ровесником. Некоторым крохам не присуще такое поведение априори. Проведите анализ своего общения с отпрыском и ответьте на следующие вопросы:

чувствует ли ребенок себя дома отдельной личностью;
проявляет ли малыш свою индивидуальность или делает то, что велят ему взрослые;
позволяете ли вы сыну или дочке высказывать собственное мнение о событии, ситуации, или только ваше мнение важно и правильно;
сам ли малыш отвечает на вопросы, задаваемые ему на улице людьми, или вы делаете это за него;
позволяете ли вы ребенку играть на площадке свободно, или постоянно опекаете и ограждаете его.

Если же вы столкнулись с реальным страхом годовалого малыша, который он испытывает, встречаясь с другими крохами на чужой территории, то вам следует понаблюдать за ним и научить не боятся новых знакомств. Возьмите себе в помощники сказки, игры, где проявляются или описываются подобные ситуации, проследите за реакцией малыша. Обозначив момент, приводящий к страху, вы сможете выстроить правильную тактику борьбы с ним, и постепенно добьетесь того, чтобы ваш карапуз стал общительным.

Диагностика мании преследования

Заметив у близкого человека признаки этого расстройства, не стоит даже делать попытки переубедить его: больной настолько убежден во всеобщей вокруг враждебности к нему, что любые доказательства будут «в пространство». Поэтому тратить время на пустое сотрясение воздуха не следует, а лучше незамедлительно обратиться к врачу за психиатрической помощью. Упускать драгоценные дни нельзя: укрепление в сознании больного бредовых идей только усугубляет ситуацию.

Манию преследования способен точно определить только психиатр, проведя психологические и инструментальные процедуры.

Врач внимательно изучит симптоматику и анамнез пациента, пообщается с его родственниками

Особое внимание уделяется наличию генетической предрасположенности к заболеваниям головного мозга и психическим, вредных привычек

Важно выяснить характер бреда и то, как больной сам относится к своей проблеме

В качестве дополнительной информации используется тестирование, позволяющее определить текущее состояние психики пациента: особенности его эмоциональной сферы, памяти, умственной деятельности и т.д.

Инструментальные исследования подразумевают:

  • КТ или МРТ мозга (выявит опухоль или патологию сосудов);
  • электроэнцефалографию — она позволит оценить работу мозга по степени его активности.

Чего боятся дети

Тема детских страхов очень актуальна, и ученые постоянно проводят исследования на эту тему. Если объединить всё, чего бояться дети в группы, то их получится достаточно много, больше 30. Более 90% страхов мы испытываем в возрасте 4-5,5 лет. В этот период формируется центральная нервная система и максимально прорабатывается эмоциональная сфера.

Самый сильный страх – боязнь темноты. Если ребенок боится темноты, не стоит убеждать его в том, что ничего страшного в темной комнате нет. Поверьте, ему реально страшно. Он видит и слышит больше, чем взрослые. И еще столько же додумывает. Его фантазия и воображение рисуют действительно ужасающие картинки. Поэтому самый просто способ избавить ребенка от боязни темноты – позволить ему включить свет. Это не будет длиться долго, если вы окружите его любовью и поможете пережить этот период.

Страх одиночества не менее сильный, чем боязнь темноты. Все дети проходят через период, когда в момент исчезновения мамы из поля зрения, у них начинается настоящая паника. Не пытайтесь приучить ребенка к самостоятельности насильно, всему свое время. Если ребенок боится спать один и ему комфортно с вами, не торопите события, не отдаляйтесь от него. И не спешите приучать его к самостоятельному засыпанию, если ребенок боится оставаться один в комнате или просыпается по ночам и плачет. Он точно не будет ходить за вами хвостиком до пенсии и не станет спасть с вами до школы. Рано или поздно у него появятся другие интересы, и ему уже не будет так страшно без вашего присутствия. Поэтому наслаждайтесь этим моментом, когда вы центр вселенной, этот период так мимолетен.

Закладываем правильную модель поведения

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдет в любой коллектив. Вам необходимо помочь ребенку развить общительность и заложить необходимую модель поведения.

Адаптация среди детей прекрасно проходит на развивающих занятиях, в игровых центрах, на прогулочных площадках. Ходите с крохой в гости к вашим знакомым, у которых также есть дети. Приглашайте к себе домой сверстников вашего малыша. Научите ребенка быть гостеприимным и уважать порядок у других.

Помогите малышу познакомиться с другими детками, покажите, что не стоит их бояться. Если возникла спорная ситуация на игровой площадке, малыш должен почувствовать поддержку с вашей стороны, что придаст ему уверенности и храбрости.

Иногда конфликт возникает из-за того, что ребенок не стал делиться игрушками. Вы должны уважать его чувство собственности и не заставлять. Другому малышу лояльно объясните, что это ваши вещи, допустим лишь обмен, если на это согласится хозяин.

Если ваше чадо обидели, станьте на его защиту, сделав замечание обидчику. Кроха должен понимать, что в сложных ситуациях ему нечего бояться, за него обязательно заступятся близкие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector