Ребенок не говорит предложениями
Содержание:
- Когда ребенок должен начать говорить?
- Почему сейчас дети поздно осваивают навык
- Почему ребенок молчит?
- Когда ребенок начинает говорить предложениями?
- В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
- Этапы формирования речи у детей
- Как формируется речь у детей
- Ребёнок долго молчит
- Как учить говорить ребёнка до года
- Развитие ребенка
- Во сколько месяцев малыши начинают говорить первые слова?
Когда ребенок должен начать говорить?
В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется
И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.
Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).
2–4 месяца
Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев
Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года
Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.
Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.
1-1,5 года
Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки
Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.
При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года
1,5-2 года
Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»
Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».
Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.
2-3 года
Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.
К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.
Почему сейчас дети поздно осваивают навык
Причин, по которым многие родители вынуждены обращаться к логопеду может быть несколько. Основные из них это:
Равнодушное отношение взрослых к проблеме. Пускать все на самотёк очень рискованно. Родителям следует помнить, что надежды на самостоятельное прохождение дефектов речи могут стоить долгой и затратной работы у специалиста.
Экологическая обстановка. Загрязнённый воздух и выхлопные газы могут существенно замедлить развитие малыша. Вследствие этого нужно тщательно следить за питанием, активно заниматься спортом, а также принимать витамины и минералы после консультации с врачом.
Кесарево сечение. Безусловно, многие дети рождаются на свет подобным способом
И хотя специалисты не наблюдают опасных патологий, важно быть готовым к тому, что развитие детей может затрудниться.
Почему ребенок молчит?
В практике врачей встречаются «молчуны» – детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.
Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» – это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.
Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.
Развитие мелкой моторики
Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие
С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: как пошагово сделать кинетический песок своими руками?). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как использовать кинетический песок?
Отсутствие мотивации или настойчивое обучение
Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.
Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как правильно развивать речь ребенка в 1 год?
Переизбыток эмоций или недостаток внимания
Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей – проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» – это игрушки, а «сок» – это любимый напиток?
Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.
Когда ребенок начинает говорить предложениями?
Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.
Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.
Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.
Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.
Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.
Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.
Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.
Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь.
Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.
Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.
В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
Еще раз напомним: каждый ребенок — личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст выхода на каждый из этапов речевого развития сильно варьируется для разных детей. Если малыш сказал свои первые слова на месяц-два позже нормы — ничего страшного. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если малыш отстает на этап и больше:
Почему ребенок никак не произносит первые слова?
Если ребенок демонстрирует признаки задержки речевого развития, сначала необходимо провести поиск медицинских проблем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (ДЦП, аутизм и другие), это могут быть нарушения слуха и физические дефекты аппарата речи — гортани, голосовых складок, глотки, челюстных мышц.
Если они исключены, скорее всего, это временная психологическая проблема. Малыш перерастет ее с помощью специалиста по развитию речи. И дальше родители будут мечтать о другом — как заставить его замолчать 🙂
Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?
Если с рождения ребенок находится в двуязычной среде, он начнет разговаривать позже своих сверстников. Зато на обоих языках сразу! Причина очевидна: малышу приходится самостоятельно разбираться, почему взрослые произносят определенные звуки при разных действиях, а если они называют одну вещь двумя словами, понять механику «говорения» значительно сложнее.
Вовсе не обязательно, чтобы на разных языках говорили именно мама и папа. Источником альтернативных лингвистических знаний может быть и бабушка, и няня, и более взрослые малыши в яслях. Если вы стремитесь к тому, чтобы с младенчества ребенок знал два языка, просто запаситесь терпением в ожидании первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение малыша родному языку няни или особенному диалекту бабушки, попросите их разговаривать в присутствии крохи на максимально чистом русском языке.
Малыш выучил первые слова. Что дальше?
Речь — основа коммуникации, значит, перед вами открываются огромные возможности для общения с ребенком и его обучения. Объясняйте, рассказывайте, отвечайте на вопросы
И ни в коем случае не забывайте: важно не только говорить, но и слушать, узнавая и учитывая потребности маленькой личности
Этапы формирования речи у детей
Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.
- Пассивное накопление словаря — когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
- Активное накопление словаря — это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.
Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.
Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже — примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.
Возраст | Речевые навыки |
---|---|
1-3 мес. | Гуление — негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а») |
4-5 мес. | Смех, повизгивание, «пение» — протяжные звуки с изменением интонации |
6 мес. | Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та») |
7-8 мес. | Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом |
9-11 мес. | Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов |
1–1,5 года | Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений |
2-3 года | Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» — «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй |
3-4 года | Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно |
Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас — лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.
На подобную задержку у малыша могут указывать, например:
- невнятность говорения;
- гиперактивность, неадекватность поведения;
- неумение хорошо пережевывать пищу;
- открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
- отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
- активный отказ от общения.
Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.
Как формируется речь у детей
Часто у родителей возникает вопрос: «Когда дети начинают говорить первые слова?». В первый год своей жизни малыш адаптируется к окружающей среде, развивается и интенсивно растёт. В этот ответственный период детской жизни родители должны создать самые лучшие условия для развития малыша, всячески помогать ему справляться с возникающими трудностями и препятствиями. В первый год своей жизни малыш совершает множество действий: стремительно набирает вес, у него появляются зубки, он усваивает пищу, начинает подниматься, ходить и бегать. За этот чудо-год ребёнок из младенца, который нуждался во всяческой помощи, перерастает в полноценного человечка, который способен делать практически всё то, что делает человек.
Развитие речи является очень важным моментом в развитии малыша. Это является показателем правильного развития нервной центральной системы и головного мозга.
Если в развитии речи возникают задержки то это может быть как патологическим, так и временным явлением.
Первый свой звук ваш малыш должен издать сразу же после появления в этот мир. В момент их издания он пользуется своим нёбом и язычком. Чтобы закричать, ребёнок открывает широко ротик и громко кричит, подключая к этому процессу мышцы на животе. Поэтому долгий крик вашего чада может привести к формированию у него пупочной грыжи. Первыми вразумительными звуками вашего чада являются «у» и «а». После малыш в свой плач включает нотки жалобного, гневного или обиженного характера. Таким образом, у ребёнка формируются эмоции. Активному развитию речи способствует обильное общение с малышом и его взаимодействие с окружающими.
Когда грудничку один месяц, он начинает узнавать материнский голос и пускает пузыри. Это ещё один способ привлечения к себе родительского внимания. В этот период детской жизни появляются звуки «агу» и «гу». Это является первыми детскими словами.
Ребёнок долго молчит
Ребёнок может долгое время не говорить по нескольким причинам:
- может быть заболевание, которое имеет психический характер;
- может сказываться наследственность;
- это может быть следствием родовой травмы;
- физиология в строении аппарата речевого;
- недостаточное общение с вашим чадом.
Не стоит заранее беспокоиться, если ваше чадо понимает всё и правильно выполняет все ваши просьбы, но пока ещё молчит. Такую особенность, в основном, имеют мальчики. Ваше чадо обязательно полноценно заговорит в 3–4 года.
Если молчание имеет характер наследственный, то желательно вмешательство специалиста. При травмах родовых и психических заболеваниях вмешательство врачебное просто необходимо.
Как учить говорить ребёнка до года
Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.
От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:
- Способность слышать.
- Функционирующий речевой аппарат.
- Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
- Желание общаться.
Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.
Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.
Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами
Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»
Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».
В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.
С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.
Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка
Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами
Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.
Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:
- речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
- говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
- следить за грамотностью и красотой речи.
У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:
Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Развитие ребенка
Рейтинг 33 |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Поделиться
- Подписаться на новости
Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».
Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:
«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово
«Мама». И мое сердце затрепетало.
Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»
Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.
В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.
Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.
К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.
Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.
Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).
Также психологи предполагают, что в условиях, когда у ребенка еще слишком ограничен словарный запас, он использует звукосочетание «папа» в любой непонятной ситуации.
И, конечно же, если первым словом ребенка является «папа», это совершенно не означает, что он любит папу больше, чем маму.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 4.13
из 5 на основе8 оценок.
Ссылки по теме:
- Основные этапы развития речи у детей
- Развитие речи у ребенка: как его ускорить
- Как помочь ребенку начать говорить?
- Задержка речевого развития: мифы и факты
- Больше статей о развитии детей
Развитие ребенка 29.01.2018
Во сколько месяцев малыши начинают говорить первые слова?
Груднички общаются со взрослыми при помощи мимики и крика. Так они выражают свое недовольство или радость. Становление речи начинается еще в период новорожденности, когда появляются первые вокализации.
При помощи растянутых звуков («у-у-у», «а-а-а» или «о-о-о») ребенок обращается к родителям, выражает свои потребности, эмоции. К пятимесячному возрасту возникает лепет.
Малыш может произносить «да-да-да» или «на-на-на». К 9 месяцам появляются первые слова «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Но ребенок произносит их случайно. Первые осознанные слова малыш начинает выговаривать к 12 месяцам. Их легко спутать с лепетом, из которого они появляются.
Но если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно уловить разницу. Выговариваемые слова очень простые, не содержат ударный слог. Малыши стараются назвать важные для них вещи либо действия. Пассивный словарь каждый день пополняется.
Дети усваивают новую информацию с разной скоростью. Одни к году произносят несколько слов (например, «мама», «баба», «папа»), другие – около 15. Все это является вариантом нормы. В 12 месяцев малыш должен понимать, что говорят ему родители и произносить простые слова.
По мнению известного доктора Комаровского, то, во сколько ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Надо заметить, что активная речь формируется достаточно скачкообразно.
В годовалом возрасте ребенок усваивает 1-6 слов в месяц. Данный этап довольно долгий. Далее происходит скачок в развитии, активный словарный запас начинает стремительно пополняться. За неделю малыш усваивает около 12 новых названий вещей, действий или животных.
Спустя время происходит новый скачок: ребенок начинает запоминать 10-12 слов в сутки. На этом этапе активный и пассивный словари уравниваются и пополняются одновременно.
Определенное влияние, по мнению педиатров и психологов, имеет половая принадлежность. Так, девочки развиваются и начинают говорить быстрее мальчиков.