Как избавиться от запора быстро

Пять правил лечения запора

Если врач уверен, что запор не является симптомом чего-то серьезного, с ним можно попробовать справиться самостоятельно

На что нужно обратить внимание?. 1

У ребенка не должно быть дефицита жидкости

1. У ребенка не должно быть дефицита жидкости.

Именно нехватка жидкости – одна из самых частых причин запоров у детей. Каловые массы при этом становятся густыми, медленно продвигаются по кишечнику, царапают его стенки, что вызывает боли и колики. Да и позыв сходить в туалет возникает только тогда, когда скопившиеся массы начинают давить на стенки прямой кишки, вода же помогает увеличить их объем, и малыш покакает быстрее. Так что даем больше пить и увлажняем детскую!

2. В организме должно быть достаточно калия.

При нехватке калия сокращения кишечника (так называемая перистальтика) резко ослабевают, и это вполне может быть причиной запора. Больше всего калия в изюме, кураге, черносливе, инжире, которые, кстати, можно добавлять в компоты или есть просто запаренными.

3. Полноценный рацион, богатый клетчаткой.

При запорах нежелательны продукты, богатые белком, такие как шоколад, творог, орехи. Желательны йогурты, однодневный кефир и простокваша. Черный хлеб лучше, чем белый. Яблочный сок лучше, чем целое яблоко. Мясо лучше ограничить. В целом же отличной профилактикой запоров служит клетчатка. Это значит, что ребенку нужно давать больше фруктов и овощей, а также круп, лучше – слегка недоваренных.

Если лактулоза и свечи с глицерином не помогают, идите к врачу

4. Безопасные лекарства.

Есть только два лекарственных препарата, которые можно использовать даже у грудничков и при этом без рецепта врача. Первый – сироп лактулозы, который под разными коммерческими названиями продается в любой аптеке. Он увеличивает объем каловых масс, задерживая воду в кишечнике, не вызывает «привыкания», принимать его можно как угодно долго. Правда, при первом приеме у малыша могут образоваться газики — как реакция на препарат, поэтому дозу лучше увеличивать постепенно. Второе – это свечи с глицерином. Их достоинство в том, что глицерин не усваивается организмом, а выходит вместе с содержимым кишечника, при этом действуют такие свечи гораздо мягче, чем клизма.

Если причина запора – трещины в области ануса (появившиеся, например, после прохождения комочков твердого кала), из-за которых ребенок просто не хочет ходить на горшок, опасаясь боли, – помогут свечи с облепиховым маслом.

5. Режим дня.

Бывает, что позыв сходить по-большому есть, ребенок его чувствует, но игнорирует – например, он очень занят или просто не хочет идти в туалет в саду или в школе, предпочитая потерпеть до дома. Если такое поведение становится систематическим, то прямая кишка начинает растягиваться от избытка каловых масс, и для того, чтобы почувствовать позыв сходить в туалет, ребенку нужно все больше и больше времени. Отсюда – запоры, которые приходится лечить очень долго.

Чтобы не допустить этого, важно с самого детства приучать малыша к систематическому опорожнению кишечника. Лучше – в одно и то же время и в одной и той же привычной обстановке

Пусть ходит на горшок перед сном или после завтрака, до выхода из дома.

Если все вышеперечисленное не помогает, нужно обратиться за помощью к врачу

Важно понимать, что специалисты владеют куда большим набором схем лечения запоров, чем родители

Почему у новорожденного может быть запор при грудном вскармливании

Затрудненное опорожнение кишечника и отсутствие стула у грудных детей в 95% случаев вызвано разными функциональными нарушениями в работе кишечника1,5. Остальные 5% приходится на заболевания, нарушающие формирование, продвижение и выведение каловых масс наружу1,5.

Органические запоры

Этот вид нарушений дефекации чаще обнаруживается в первые дни или месяцы жизни малыша1,3. Его причиной становятся аномалии развития кишечника и прямой кишки в частности, различные неврологические заболевания, сопровождающиеся замедлением и дискоординацией перистальтики желудочно-кишечного тракта, обменные нарушения на фоне сниженной функции щитовидной железы и мозговых центров регуляции эндокринной системы, муковисцидоз, болезнь Гиршпрунга1,3.

Чтобы не пропустить эти заболевания, при запоре у детей от рождения до 3 месяцев лучше сразу обращаться к врачу. Если обследование не выявляет никакой органической патологии, речь идет о функциональном запоре3.

Функциональные запоры

В регуляции стула большое значение имеет нервная система, а поскольку она у новорожденного пока недостаточно развита, почва для возникновения запора есть всегда. Функциональные запоры на фоне дискинезии кишечника, сопровождающиеся ослаблением перистальтики или спастическими сокращениями кишки, которые нарушают ее проходимость, – самая частая разновидность нарушений3.

Другие причины функциональных запоров у грудничков:

  • незрелость ребенка и его пищеварительной системы, сопровождающаяся поздним «стартом» пищеварительных ферментов, длительной задержкой пищевых масс в желудке и кишечнике, несовершенством рецепторного аппарата прямой кишки, который запускает дефекацию3;
  • последствия внутриутробного кислородного голодания, сказывающиеся на работе центральной нервной системы и регуляции перистальтики кишечника;
  • общая мышечная слабость малыша на фоне недоношенности, дефицита железа или активного лечения рахита витамином D3;
  • кишечный дисбиоз, возникающий, к примеру, при воздействии антибиотиков и болезнетворных микробов на слабую и неустойчивую микрофлору детского кишечника3;
  • аллергия на белки коровьего молока: она может проявляться уже при грудном вскармливании, если мама любит молочные продукты и часто употребляет их4.

Что делать, если у ребенка запор?

Когда ребенок ходит в туалет по большому довольно редко (не чаще 2-3 раз в неделю, но без крови в стуле и выраженных болей), а стул плотный (по Бристольской шкале 1-3 тип), то, прежде всего, нужно обратить внимание на его питание и уровень физической нагрузки. Добавьте в рацион больше свежих овощей и фруктов, злаков, кисломолочных продуктов, проанализируйте количество выпиваемой воды

Немаловажно обеспечить достаточную двигательную активность — это дополнительно стимулирует перильстатику. Если семья впервые столкнулась с проблемой, когда ребенок не ходил «по-большому» более трех дней или дефекация не эффективна (т.е

малыш находится в туалете более получаса, плачет от боли и говорит, что «не могу покакать»), то в качестве экстренной помощи можно использовать клизму или ректальные свечи. Стоит пояснить, что популярные сейчас микроклизмы имеют исключительно местный эффект, т.е. если в ампуле прямой кишки скопилось незначительное количество кала, и запор не более трех дней. Если же проблема более «глобальна», необходимо прибегнуть к очистительной. Страшного в этом ничего нет

Если семья впервые столкнулась с проблемой, когда ребенок не ходил «по-большому» более трех дней или дефекация не эффективна (т.е. малыш находится в туалете более получаса, плачет от боли и говорит, что «не могу покакать»), то в качестве экстренной помощи можно использовать клизму или ректальные свечи. Стоит пояснить, что популярные сейчас микроклизмы имеют исключительно местный эффект, т.е. если в ампуле прямой кишки скопилось незначительное количество кала, и запор не более трех дней. Если же проблема более «глобальна», необходимо прибегнуть к очистительной. Страшного в этом ничего нет.

Возьмите спринцовку объемом 300–400 мл. В зависимости от возраста объем вводимой жидкости будет разным — это необходимо уточнить у наблюдающего малыша педиатра, но примерно объем вычисляется по формуле: 1 кг массы тела = 20 мл жидкости. Жидкость должна быть теплой — примерно температуры тела, т.е. 37 °C или чуть ниже. Смажьте наконечник вазелином или детским кремом. Ребенка нужно уложить на левый бок и прижать его ноги к животику (предварительно успокоить его, если ему страшно)

Наконечник вводится в анальное отверстие осторожно вкручивающими движениями по направлению к пупку примерно на 4–5 см. Вливайте жидкость медленно, аккуратно, при этом сжимая ягодицы малыша

Скорее всего, ребенок скажет, что ему трудно сдерживать кал и он сейчас «обкакается». Так и должно быть, предупредите его об этом заранее. Вытащите наконечник из ануса, продолжайте сжимать ягодицы рукой. Не давайте ему садиться на горшок или унитаз приблизительно 5 минут — за это время каловые массы размягчаются. Говорите с ребенком в этом время, отвлекайте, можно включить мультфильм. Повторюсь, что это крайние меры. Не стоит часто прибегать к подобному очищению кишечника, поскольку это практически всегда страшно для ребенка. После клизм дети нередко начинают бояться даже жаропонижающих свечей! Если у малыша частые запоры — непременно обратитесь к врачу!

Повторяющиеся запоры у ребенка лечатся комплексно. Лечение включает в себя использование слабительных средств длительным курсом с последующим применением поддерживающих профилактических доз, а также поведенческую терапию, нацеленную на избавление от страха дефекаций и формирование режима опорожнения кишечника.

Пищеварение грудного ребенка

Новорожденный постоянно находится в состоянии адаптации к новым условиям жизни. Его органы и системы продолжают развиваться, совершенствуются и физиологические механизмы дефекации. 

У взрослого человека удержание кала в прямой кишке обеспечивают непроизвольные и произвольные, то есть подвластные воле, сокращения ее мышц – сфинктеров.

Позыв к дефекации возникает при соприкосновении кала с нижними отделами кишки. Взрослый человек способен сдержать позыв, а новорожденный ребенок – нет.

Молоко попадает в желудок и запускает желудочно-кишечный рефлекс, порождающий волну перистальтики во всем желудочно-кишечном тракте. Кал опускается в прямую кишку и вызывает позыв к дефекации. Не осознавая, что условия для дефекации, мягко сказать, не подходящие, кроха поджимает ножки и натуживается. Опорожнение кишечника освобождает место для новой порции еды.

Частота стула у новорожденного часто совпадает с частотой кормлений, но может быть и два раза  сутки3. Кал при этом имеет желтый или желто-коричневый цвет, иногда с зеленоватым оттенком, кашицеобразную консистенцию с примесью пены и включений, напоминающих творог, и запах кислого молока.

Начиная примерно с 2 месяцев, частота стула начинает постепенно уменьшаться. К моменту введения прикорма (к 4-6 месяцам) большинство грудничков опорожняют кишечник 2 раза в сутки, а некоторые – и раз в 2 дня3. Кал уплотняется и приобретает колбасовидную  форму – таким он должен быть у всех маленьких детей.

Питание малыша и мамы

Физиологически в таком возрасте пищеварительная система малыша еще не функционирует в полную силу: нервные окончания стенок кишечника еще настолько незрелы, что стенки не в состоянии регулярно проталкивать пищу по кишечнику.

Если ребенок находится только на грудном вскармливании, для получения кала для анализа нужно с вечера попоить его водой между кормлениями. Желудок у новорожденного совсем маленький, поэтому достаточно будет 2-3 чайных ложек.

Мама также должна помочь ребенку покакать: за день до сдачи анализов ей необходимо отказаться от закрепляющих продуктов:

  • кофе, крепкий чай,
  • жирное мясо,
  • твердые сорта сыров,
  • орехи,
  • белый хлеб.

Также маме рекомендуется включить в свой рацион курагу, чернослив и кисломолочные продукты.

Как часто малыш должен опорожняться

Малыш, находящийся на грудном вскармливании, должен какать до 10 раз в день. Если же введено искусственное кормление, то ходить «по-большому» ребенок должен 3-5 раз в день.

Введение искусственного прикорма часто становится причиной уменьшения количества дефекаций и возникновения запоров. Для детей в возрасте от 4 лет нормой по количеству дефекаций считается не менее 3-4 раз в неделю. Идеальным показателем может считаться ежедневное опорожнение кишечника.

Обязательно обращайте внимание на состояние кала: он может быть твердым, жидким, сухим или даже с примесью крови. В последнем случае это также является поводом для незамедлительного визита к врачу

Бывают и исключения, когда редкое опорожнение не является отклонением и родителям не стоит беспокоиться:

  • если у малыша регулярно отходят газики,
  • при дефекации малыш ведет себя спокойно,
  • состояния стула в норме.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Норма количества дефекаций

Многие родители задаются вопросом: почему у каждого ребенка есть собственное нормальное количество дефекаций? Все дети индивидуальны, и процесс дефекации у них зависит от многих факторов. Часто при разном вскармливании наблюдается различная частота стула. Так, при грудном кормлении редко встречаются расстройства кишечника, и какают такие дети 1–7 раз в сутки, при искусственном вскармливании – 4 раза на протяжении дня.

Не стоит обращать внимание лишь на количественный факт дефекаций, а лучше понаблюдать за общим состоянием крохи

Также важно отслеживать консистенцию кала – она должна быть кашеобразной или жидкой, но никак не твердой. Твердые каловые массы говорят о сбоях в работе пищеварительного процесса

Твердые каловые массы говорят о сбоях в работе пищеварительного процесса.

Как проявляется острая задержка мочи?

Практически всегда симптомы острой задержки мочи связаны с наличием сильных позывов к мочеиспусканию. При этом моча либо не выделяется вообще, либо выделяется только ее незначительное количество. Острая задержка мочеиспускания очень часто сопровождается мучительными болевыми ощущениями внизу живота. Боль становится сильнее, когда человек двигается, пытается сделать определенные физические усилия, делает попытки помочиться.

Острая задержка мочи у мужчин и женщин нередко сопровождается еще и неспецифическими симптомами, проявление которых зависит от причин развития такого состояния. Острая задержка мочи у женщин – это состояние, при котором могут появиться выделения из влагалища; у мужчин – из уретры. Кроме того, возможна тошнота и рвота, головная боль, резкое повышение давления. У больного может подниматься температура, иногда возникает ощущение позывов на дефекацию.

Визуально может быть заметно выпячивание внизу передней брюшной стенки, либо врач, оказывая помощь при острой задержке мочи, отмечает переполненность мочевого пузыря. Во время пальпации определяется болезненное во время надавливание шаровидное образование в нижней части живота.

Очень часто пациенты, которые страдают острой задержкой мочеиспускания, отмечают, что перед таким явлением мочеиспускание бывает болезненным, струя – очень вялой, при этом выделяется небольшое количество жидкости.

Определяется полная и неполная задержка. Для состояния полной задержки характерно абсолютное отсутствие мочи, несмотря на натуживание и выраженные позывы к мочеиспусканию. При некоторых заболеваниях хроническая задержка мочи у мужчин и у женщин приводит к тому, что мочу выпускают больному только катетером на протяжении многих лет

Важно отличать полную степень задержания от состояния анурии, при которой образование мочи в организме прекращается

Неполная задержка — это состояние, при котором жидкость из мочевого пузыря выходит частично. При этом после каждого акта мочеиспускания определенное количество жидкости остается в мочевом пузыре. Иногда это может быть значительное количество — до 1 л. Такое состояние часто переходит в хроническое и на протяжении длительного времени остается незаметным для больного. Вследствие этого может развиваться застой мочи в мочевыводящих путях, а также нарушение нормального функционирования почек. Если такое состояние продолжается очень долго, то позже у больного развивается выраженное растяжение мышечной стенки пузыря, атония, растяжение сфинктеров. При таких нарушениях моча выделяется непроизвольно, выходя наружу каплями. Такое состояние в медицине называют парадоксальной ишурией.

Функция прямой кишки

Функция запирательного аппарата регулируется ганглием стенки прямой кишки и нижним подчревным сплетением, спинномозговым центром на уровне 2 — 4 крестцовых позвонков, корой головного мозга.

При повышении давления в прямой кишке идут импульсы к коре головного мозга, оттуда через спинномозговой центр возвращаются к наружному сфинктеру и леваторной мышце, давая сигнал к сокращению наружного сфинктера и леваторной мышцы. Это обеспечивает удержание каловых масс.

Держание каловых масс на ранней стадии накопления является пассивным процессом. На поздней стадии накопления становится активным, и держание регулируется корой головного мозга. Дефекация в норме происходит под контролем сознания.

У маленьких детей нервно-рефлекторные связи еще не установлены. Механизм их формирования вырабатывается постепенно в зависимости от окружающей обстановки и особенностей организма. Навык опорожнения кишечника начинает складываться с первых месяцев и закрепляется по типу условного рефлекса на время суток, звуков, световых раздражений. Условно-рефлекторные связи на акт дефекации устанавливаются со второго года. Создавая условные рефлексы на акт дефекации, их нужно регулировать. Необходимо прививать навык ежедневной утренней дефекации, как привычку умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой.

Геморрой у детей: чем опасно отсутствие лечения

Отсутствие адекватного лечения геморроя у детей усугубляет течение болезни. Это вызывает следующие последствия:

  • В области заднего прохода возникает отек и воспалительная реакция. Из-за этого больной постоянно испытывает сильные боли.
  • Обильное кровотечение, следствием которого становится снижение артериального давления.
  • Защемление геморройных шишек, что может вызвать отмирание расположенных рядом тканей.
  • Гнойный и воспалительный процесс в области прямой кишки.

Чтобы не доводить ребенка до такого состояния, необходимо профессиональное лечение. Если заниматься самолечением, то могут быть страшные последствия. В том числе есть риск возникновения сепсиса. Для этого следует обращаться в наш медицинский центр. Для лечения геморроя у детей  мы используем современные методики и дорогостоящее оборудование.

Как правильно сохранить собранный вечером кал до утра

Если занести образцы для проведения анализов планируется с утра, а материал удалось получить накануне вечером или ночью, то его прячут в холодильник. Емкость лучше всего поставить на среднюю полку – там самая подходящая температура. На боковых, самых нижних и верхних полках не стоит держать материал.

С момента отбора фекалий до их доставки в поликлинику или лабораторию должно пройти не более 8 часов. Если кал хранить больше указанного времени, то он станет непригоден для анализа. В это общее время входит также и дорога до лаборатории. Если до нее добираться примерно час, то дома хранить материал можно не более 7 часов.

При сдаче лаборанту обязательно указывают данные человека, его возраст, это важно для специалиста. А также коротко описывают стул (твердый, обычный, жидкий, со слабительным)

Кишечные инфекции

Кишечные инфекции довольно часты у детей грудного возраста. Даже самым аккуратным и чистоплотным родителям не всегда удается избежать развития у малыша кишечной инфекции. Дело в том, что защитные функции кишечника (кислотность желудочного сока, местные иммунные факторы) у грудных детей еще не сформированы окончательно, и часть возбудителей, не опасных для взрослых, может вызвать серьезные нарушения у грудного ребенка.

Как правило, инфекция начинается внезапно — с болей в животе (ребенок плачет, сучит ножками) и поноса (иногда с включениями слизи, зелени, крови и других примесей). Кишечные инфекции могут сопровождаться подъемом температуры, однако это происходит не всегда. При появлении каких-либо из описанных симптомов обязательно вызовите врача, а до его прихода постарайтесь облегчить состояние ребенка следующими мероприятиями:

С жидким стулом ребенок теряет много воды и солей, и у него может развиться обезвоживание. Чтобы этого не произошло, малыша надо поить одним из солевых растворов — например оралитом, регидроном. Препарат энтеродез, помимо солей, содержит еще и активированный уголь, адсорбирующий токсины из кишечника. Один из этих препаратов следует постоянно держать в домашней аптечке

Очень важно полностью возместить ребенку тот объем жидкости который он теряет со стулом и рвотой (желательно этот объем измерить). Если малыш не пьет из бутылочки, жидкость можно давать из ложечки или даже из пипетки — маленькие порции жидкости не так сильно провоцируют рвоту, как большие

Обычной кипяченой водой поить ребенка нежелательно, поскольку с кишечным содержимым теряется много солей — если давать жидкость без солей, этот дефицит будет усугубляться.

Помимо растворов для восполнения жидкости, ребенку можно дать адсорбенты (смекту, полифепан, энтеросгель) — препараты, поглощающие, подобно губке, токсины, содержащиеся в кишечнике. Но имейте в виду, что, поглощая токсины, эти препараты не уничтожают патогенные бактерии. В больших количествах они могут привести к запору.

Кормить ли ребенка в разгар кишечной инфекции? Да, кормить. Но объем питания за сутки следует снизить на 1/3-2/3 по сравнению с нормальным (в зависимости от того, какое максимальное количество пищи не приводит к рвоте). Если ребенок находится на грудном вскармливании, то продолжайте кормить его грудным молоком, искусственникам же в таких ситуациях лучше давать кисломолочные смеси. Кормите почаще, но мелкими порциями. В каждое кормление можно добавить 1/4 таблетки ферментного препарата Мезим-Форте. Вот, пожалуй, все меры, которые можно принять до прихода врача.

Ни в коем случае не давайте грудному ребенку антибиотики без назначения врача: некоторые из антибиотиков, часто используемые при кишечных инфекциях у взрослых, противопоказаны новорожденным (например левомицетин)

Большую осторожность следует соблюдать при использовании в грудном возрасте таких препаратов, как Имодиум и другие симптоматические средства, — непременно посоветуйтесь с врачом

Как защитить ребенка от кишечных инфекций?

В первую очередь следует обратить внимание на посуду из которой вы кормите ребенка. Она должна быть сухой

Некоторые мамы подолгу кипятят бутылочки, но затем оставляют в них часть влаги. Влага способствует размножению бактерий.
Во-вторых, не следует часто переливать питание из одной посуды в другую — чем реже вы это делаете, тем лучше. Именно поэтому к современным молокоотсосам сразу пристыковывается бутылочка для кормления.
Наконец, не стоит облизывать пустышки, ложки и другую детскую посуду. Микробы, содержащиеся в полости вашего рта, не всегда безопасны для ребенка (например, бактерия хеликобактер, вызывающая язвенную болезнь или микробы, вызывающие кариес). Болезнетворные бактерии передаются главным образом от человека к человеку, поэтому упавшую на пол пустышку лучше просто ополоснуть водой (на самый худой конец даже не мыть вообще), чем облизать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector