Как приучить ребенка к горшку?
Содержание:
- Какие рекомендации дают психологи
- Частые вопросы
- С какого возраста приучать ребёнка к горшку
- Какой горшок выбрать для ребенка
- Ошибка №1
- Сказка на ночь
- Чего ждать от обучения
- Когда лучше начинать
- Почему ребенок не хочет ходить на горшок
- Этапы
- Причины неудач и ошибки в обучении
- Физическая готовность ребенка
- Как выбрать горшок?
- Приучение к горшку по рекомендациям педиатров
- С какого возраста приучать?
Какие рекомендации дают психологи
Все психологи сходятся на том, что нельзя приучать ребёнка к горшку с негативными эмоциями и действиями. Знакомство с новым, наработка новых умений, навыков, знаний, должны происходить на фоне положительных оценок.
При этом надо понимать, что рано или поздно здоровый ребёнок будет писать на горшок или в унитаз (если у него нет психических отклонений, он будет просто повторять за родителями и ровесниками в садике).
А все наши старания по приучению к горшку направлены на следующие цели:
- уменьшить количество стирки;
- сократить расходы на дорогие памперсы;
- выглядеть «не хуже других».
Важно знать: для опорожнения мочевого пузыря и дефекации необходимо расслабление. Если ребёнок находится в состоянии стресса, он зажат, напуган недовольством родителей, то заставить его пописать на горшок будет сложно
Не пользуйтесь агрессивными методами для приучения малыша к горшку.
Итак, обратимся к рекомендациям психологов, которые помогут приучить ребёнка к горшку правильно.
Личный пример папы или мамы
Личные пример – самый главный мотив обучения. Если ребёнок видит, как писает на горшок (унитаз) старший брат (или сестра), он точно захочет повторить их действия. Поэтому значительно легче приучать к горшку младшего, чем единственного ребёнка в семье. Но как же быть со старшим?
Подать пример может папа или мама. Хотя в славянских традициях это не принято – мочиться перед детьми, напоказ. Но это помогает объяснить маленькому ребёнку без слов, для чего нужен горшок и туалетная комната.
Для аналогии вспомните, как вы учили малыша строить пирамиду из кубиков. Вы много раз складывали её сами, играя с ребёнком и незаметно побуждая его к повторению действий. Пока он сам не захотел повторить то же и попытаться поставить кубики один на другой.
Положительные эмоции и похвала
За любые достижения ребёнка нужно хвалить. Похвала родителей, слова и эмоции одобрения понятны в любом возрасте. Это тот главный бонус, который формирует в ребёнке наклонности и характер. То, что оценивается положительно – развивается. Поэтому если «поход» в туалет удался, малыша надо похвалить, погладить по головке, похлопать в ладоши, выразить своё восхищение его «геройским» поступком. Если произошла неудача, малыш написал в штаны, ничего страшного, получится в следующий раз.
Игра – самое лучшее обучение
Этот девиз поможет вам в дальнейшем. Лучший способ научить малыша делать что-то – придумать игру. В случае с горшком, можно использовать ролевую игру, где к зайчонку, ежику, тигрёнку приходит игрушечный горшок. Дальше – разыграйте по ролям разные ситуации – тигрёнок с радостью согласился пописать на унитаз, или тигрёнок отказался и горшок расстроился, или к тигрёнку пришёл старший брат и показал ему пример, или другой сюжет, который вы придумаете сами.
Частые вопросы
Ребенок не садится на горшок, пока вы ему не напомните?
В этом нет ничего страшного. Дети легко отвлекаются от внутренних ощущений. Нормально напоминать ребенку сходить в туалет.
Почему ребенок не хочет ходить на горшок?
- Малыш не понимает, что это не игрушка, если до этого горшок просто стоял и ребенок играл с ним.
- Ребенок боится новых ощущений. Ему непривычно ходить без подгузника и чувствовать, что процесс похода в туалет изменился.
- Если малыш отказывается садиться на горшок, он может бояться сделать что-то неправильно, например, написать мимо.
- Почему ребенок перестал ходить на горшок?
Подумайте, были ли какие-то изменения в жизни малыш — пополнение в семье, переезд, смена детского сада, перевод ребенка в кроватку без бортов? Эти факторы могут вызвать отказ ребенка ходить на горшок. При инцидентах не стоит ругать малыша, заставлять сидеть на горшке, принуждать или стыдить его.
Ребенок не садится на горшок в садике. Что делать?
Узнайте, как и когда водят детей в туалет в детском саду. Возможно, малыш стесняется ходить на горшок с группой. Тогда попросите воспитателя водить его отдельно. Или же дело в самом горшке/унитазе, который для него непривычен. Принесите в детский сад горшок, как дома, тогда кроха будет ходить на него.
Почему ребенок просится на горшок только дома?
Приучение к горшку состоит из серии действий. Сперва малыш учится ходить в туалет, как взрослый, дома, потом он постепенно приучается делать это в общественных местах и наконец во время ночного сна. Нельзя ожидать от ребенка, что он одновременно после начала обучения будет ходить на горшок везде. Наберитесь терпения, и дайте время малышу освоить навык хорошо дома. Рассказывайте, как это делается в общественном месте.
До скольки лет дети ходят на горшок?
Приучение к горшку будет проходить в период с 18 до 30 месяцев — в каждом случае возраст будет индивидуален. Постепенно, когда малыш освоит горшок, вы можете переводить его на унитаз. Обычно это происходит к 3-4 годам. Не забудьте использовать специальный круг и подставку под ноги, чтобы ребенку было удобно сидеть.
С какого возраста приучать ребёнка к горшку
К появлению младшей дочери Евгении мои взгляды на воспитание изменились — сказалось влияние жизненного опыта и изученной литературы. Пока Жене не исполнилось полтора года, речь о горшке даже не шла. Родственников, которые интересовались успехами дочери в плане туалета, я посвящала в тайны детской физиологии.
Мочевой пузырь — гладкомышечный орган, выход из которого закрывает сфинктер. Моча, постоянно вырабатывающаяся почками, скапливается в мочевом пузыре. Взрослый человек способен сознательно контролировать работу сфинктера, но у детей до двух лет орган опорожняется самопроизвольно, как только в нём соберётся определённое количество жидкости. Аналогичные процессы происходят в прямой кишке. Объясняются они незрелостью центральной нервной системы. Как бы вы ни старались приучить к горшку ребёнка в 1 год — не получится. Даже «самые эффективные» методы и советы не принесут результата.
Многие возразят и приведут в пример соседок-подружек, чьи дети ходят в туалет с полугода. Если мама час-два подержит малыша над тазом, то он, конечно, пописает. Мамино «пи-пи» выступает в роли раздражителя. Иногда в ход идёт журчалка для приучения к горшку. Со временем вырабатывается условный рефлекс, и малыш мочится, как только услышит сигнал.
При таких обстоятельствах кто-то считает, что ему удалось научить ребёнка ходить на горшок, но это совсем не тот результат, который нужен. О необходимости сходить в туалет должны говорить позывы к мочеиспусканию и дефекации, которые ощущает малыш, а не слова мамы, шум воды и другие внешние раздражители.
О том, что младшая дочка, Евгения, в 1 год 10 месяцев готова садиться на горшок, говорили такие признаки:
- дефекация происходила примерно в одно время;
- интервал между мочеиспусканиями составлял 1,5–2 часа;
- малышка испытывала дискомфорт в мокрых подгузниках и демонстрировала это разными способами: характерными звуками, гримасами;
- девочка пыталась самостоятельно раздеться и могла в течение нескольких минут посидеть спокойно.
Важный момент — дочка хорошо понимала речь взрослых, исполняла простые просьбы «подай, принеси, подними».
Какой горшок выбрать для ребенка
Сейчас представлен широкий ассортимент горшков разной формы и цветов
Стоит ли покупать горшок с игрушками и лампочками или нужно обращать внимание на другие его характеристики?. Горшок должен:
Горшок должен:
- Подходить ребенку по размеру
- Быть устойчивым
- Не иметь развлекательный элементов, так как мы учим ребенка понимать свое тело, фокусироваться на задаче. Игрушки будут отвлекать его от процесса.
Для мальчика и для девочки горшок может быть одинаковым. Не обязательно приучать изначально мальчика к писсуару — сперва достаточно горшка.
Колечки на унитаз тоже не лучший вариант как альтернатива горшку.
Дети чувствуют себя некомфортно на высоте унитаза, и обучение может затянуться. Кроме того, ребенку будет тяжело самостоятельно сесть на унитаз.
Ошибка №1
Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.
Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:
- физиологическая зрелость,
- психологическая зрелость,
- социальная зрелость.
Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.
Совет №1. Не торопиться!
Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.
Сказка на ночь
Чтобы малыш хорошо высыпался, его нужно готовить ко сну. Для этого:
- перед сном расскажите крохе сказку;
- займите его спокойной игрой;
- спойте колыбельную;
- приглушите свет, выключите телевизор;
- сделайте ему расслабляющий массаж перед сном.
Одним словом, час-полтора перед отходом ко сну должны протекать в спокойной обстановке. За это время ребенок расслабится, успокоится. Следовательно, будет спокойно спать и меньше мочить пеленки.
Маленькие дети видят во сне кошмары чаще, чем взрослые люди
Именно поэтому так важно приучать их правильно готовиться ко сну
Способы научить малыша вставать ночью в туалет или на горшок
Научить спать без подгузника
Первое, что важно сделать – это не надевать подгузник на малыша. Проснувшись мокрым, он станет звать родителей
Через несколько таких ночей, ребенок может понять причинно-следственную связь и просыпаться заранее, до того, как описается
В качестве мер предосторожности, рекомендуется использовать одноразовые впитывающие пеленки. Этот вариант может подойти не всем детям, так как некоторые не просыпаются, даже описавшись
Здесь каждая мама сама должна оценить, подходит ли ее ребенку такой способ.
Пробуждения по часам. Ребенка можно подбуживать, чтобы вставать в туалет или на горшок, в определенное время в середине ночи и объяснять ему, что пора пописать. Очень важно, чтобы малыш был не совсем сонный, а осознавал, что происходит. Так постепенно у него будет формироваться привычка просыпаться ночью в туалет.
Поощрения. В возрасте от 2-х лет с детьми хорошо работает внешняя мотивация, поощрения. Можно создать плакат достижений, где фиксировать все успехи ребенка, как со сном, так и с пробуждениями пописать. Например, давать ему наклейки за «сухие ночи», а когда наклеек наберется определенное количество, дарить небольшой подарочек.
Игра днем, подражание. Во время бодрствования малыша можно проигрывать ситуацию с горшком, проговаривая их. Опыт научения пробуждениям должен интериоризироваться в психику малыша – стать его личным опытом. На это может уйти некоторое время, где помощь и объяснения родителей создадут базу понимания ситуации малышом, а проигрывание, укрепят этот опыт.
Самое главное при любом обучении – это настрой родителей. Бывает так, что при всех выполненных верно шагах все равно что-то не получается, и малыш продолжает писаться, не просыпаясь. В этом случае можно дать себе и ему немного больше времени и перевести фокус внимания с этой ситуации на другие значимые темы в вашей с малышом жизни. И тогда, вполне вероятно, обучение ночным пробуждениям тоже начнет давать положительные результаты.
Любое умение приходит тогда, когда ребенок готов к нему не только с точки зрения физиологии, но и психологически, в чем как раз ему очень могут помочь родители.
Что могут сделать родители, чтобы potty training прошел легко?
Помнить, про возрастные ограничения. Если малышу больше меньше 2-х лет, но при этом он уже достаточно самостоятелен и уже многое умеет и может что-то делать без помощи родителей, то можно начинать приучение к горшку
Но важно помнить и то, что от малыша значительно младше 2-х лет еще не следует ожидать высокой степени самоорганизации в силу физического развития и недостаточной зрелости нервной системы.
Если малыш не здоров, ему важна и нужна помощь родителей. Родителям важно понимать, что приучение к пробуждению на горшок не только воспитательный психологический процесс, но также и процесс, во многом зависящий от физиологии
В случае некоторых заболеваний следует проявить терпение и не настаивать на быстром результате.
Помогать малышу развивать его самостоятельность. После достижения малышом возраста 1 года поощрение родителями самостоятельных действий ребенка – это одна из основных форм стимуляции его развития и укрепление привязанности. Развитие малыша во многом зависит от среды, в которой он растет: насколько среда безопасна, как много там есть возможностей для проб и ошибок, насколько родители готовы поддерживать малыша в его начинаниях (первых шагах, падениях, первых словах и желаниях).
- Последний, но совсем немаловажный пункт – это умение малыша заснуть самостоятельно. Приобретенный навык самостоятельного засыпания поможет малышу и в обучении просыпаться на горшок. Умея самостоятельно заснуть, ему будет легче и проснуться самостоятельно, чувствуя свои потребности.
Чего ждать от обучения
Приучая ребенку к горшку, вы:
- Учите его понимать потребности своего тела, что он чувствует, когда хочет в туалет.
- Показываете, куда идут продукты жизнедеятельности человека
Не ждите, что ребенок будет ходить на горшок сразу же в 100% случаев. Наша цель — чтобы он ходил на него в большинстве случаев.
Нормально, если он отказывается, нужно только понимать причины отказов: находился ли он в новых условиях, стеснялся попроситься в туалет или нет, есть ли проблемы со стулом.
Сон и питание ребенка влияют на процесс приучения к горшку. Могут быть периоды, когда ребенок станет отказываться ходить на горшок. Это нормально.
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Почему ребенок не хочет ходить на горшок
Бывают ситуации, когда ребенок категорически не воспринимает горшок и не хочет им пользоваться. Чаще всего такое положение связано с ошибками, которые допустили взрослые при приучении крохи к горшку.
-
- Часто родители стыдят ребенка за его «промахи», смеются или наказывают, унижая малыша и травмируя нежную детскую психику;
- Иногда, если ребенка сразу приучают к унитазу, то малыш может его испугаться. Необходимо использовать специальное детское сидение или все-таки приобрести горшок;
- Некоторые стрессы или проблемы у ребенка могут привести к его нежеланию садиться на горшок. Не нужно настаивать. Дайте ему время.
В любом случае рано или поздно кроха освоит умение ходить в туалет. Не нужно заставлять его силой.
Этапы
Подготовка
Как приучить к горшку если ребенок категорически не хочет на него садиться?-сперва начните с разминки, которую нужно сделать забавной, захватывающей и максимально расслабленной. Вы говорили о приучении к туалету и горшках в течение некоторого времени. Так с чего начать?
Обучение на примере
Если у вас есть друг, чей ребенок похожего возраста, но уже обучен горшку, назначьте время для игры, и пусть ваш малыш увидит своего друга, идущего в горшок или в туалет.
Покупка горшков
Если вы еще не купили горшок для детей, самое время его приобрести.
Попробуйте сделать это особенным днем, добавив еще один забавный элемент, который особенно нравится вашему ребенку. Возможно, остановитесь на молочный коктейль или отправьтесь на пикник в парк. Главное, чтобы ребенок сам выбрал горшок.
Причины неудач и ошибки в обучении
Не все дети одинаково успешно осваивают горшок. Часто в неудачах виноваты родители. Чтобы приобретение навыка «похода в туалет» стало успешным, следует избегать таких ошибок:
- Не стоит ругать малыша, если он не хочет пользоваться горшком. Возможно, что он пока не готов, лучше отложить это на пару месяцев.
- Если малыш сходил мимо горшка или забыл попроситься, не нужно его ругать или выражать недовольство;
- Горшок должен быть сухим и теплым, чтобы не вызвать у ребенка чувство дискомфорта;
- Не удерживайте ребенка на горшке длительно;
- Не усаживайте насильно;
- Когда ребенок болен или просто капризничает не стоит начинать обучение;
- Не делайте из горшка игрушку.
Если не все получается так, как вы планировали, посмотрите видео психолога и мамы четверых детей – Марины Романенко:
Физическая готовность ребенка
Физическая готовность ребенка заключается в том, что он уже хорошо освоил горшок и научился самостоятельно или с помощью родителей снимать и надевать нижнее белье, садиться на горшок и вставать с него, пользоваться туалетной бумагой и мыть руки. Кроме того, ребенок должен уметь разговаривать настолько хорошо, чтобы сообщать родителям о своем желании сходить в туалет.
Показателем физической готовности к унитазу также является умение контролировать мочевой пузырь и мышцы заднего прохода.
Обычно оно развивается у малышей на втором году жизни и характеризуется следующими факторами:
- закономерная и предсказуемая работа кишечника;
- акты дефекации не происходят ночью;
- способность полностью опорожнять мочевой пузырь и ждать пару часов перед следующим мочеиспусканием;
- подгузники или белье малыша после сна зачастую бывают сухими.
Как выбрать горшок?
Некоторые родители уверены, что достаточно выбрать горшок с принцессой для девочки или с машинками – для мальчика. На самом деле именно процесс выбора приспособления довольно кропотливый и ответственный. Так, для девочки лучше подобать горшок круглой формы, а для мальчика – овальной. В последнем случае очень кстати будет приспособление с разделителем между ножками.
Важные нюансы выбора горшка.
Выбирайте «ночную вазу» из качественного пластика. Горшок не должен быть холодным, когда малыш на него садится. Это может вызвать дискомфорт и негативные ассоциации
Ребенок привыкает к прикосновению мягкого «памперса» или пеленки, поэтому контраст будет очень заметным.
Важно удобство изделия. Размер должен соответствовать ребенку так, чтобы края не надавливали при сидении
Позаботьтесь о наличии спинки, чтобы малыш мог расслабиться, пока будет делать свои дела. Ваша задача состоит в том, чтобы обеспечить комфорт во время приучения к горшку.
«Ночная ваза» обязательно должна быть устойчивой. Шаткий горшок может привести к случайному падению. Такое происшествие сильно испортит впечатление от горшка и может стать причиной полного отказа от него на длительный период.
- Если есть возможность, то выберите горшок вместе с ребенком. Предложите малышу несколько подходящих вариантов и оставьте за ним выбор цвета, декора и прочего.
- Подберите горшок с крышкой и удобной ручкой. Первый вариант дает возможность не выносить его содержимое сразу. Ручка обеспечит удобство для вас во время мытья изделия.
- Следите, чтобы горшок не воспринимался ребенком в качестве игрушки. Не поощряйте игры с приспособлением ни в каком виде. Ребенок четко должен понимать функцию этого предмета.
На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разные модели детского горшка.
- Простой. Подходит для детей любого возраста. Идеальный вариант для первого туалета, отсутствие декоративных элементов поможет объяснить малышу главную функцию нового предмета.
- С ароматизацией. Приятный легкий аромат из ночной вазы заглушает запах фекалий и мочи. Бывают случаи, когда неприятные запахи отталкивают малыша от ночной вазы, а такой вариант поможет решить проблему.
В виде игрушки. Приспособление может напоминать машинку, скутер или любой другой предмет. Помогает приучить ребенка к горшку в игровой форме
Нужно особое внимание уделить тому, чтобы малыш не воспринял новый предмет как очередную игрушку.
Детское сидение для унитаза. Такое приспособление поможет приучить ребенка к унитазу после горшка или вместо него
Сидение-накладка имеет надежные фиксаторы, которые позволяют укрепить его на унитазе любого размера и формы.
С музыкой. После того как малыш сходил на горшок, начинает играть приятная мелодия. Такой сигнал дает понять, что ребенок уже может вставать, убирать и продолжать заниматься своими делами. «Ночная ваза» с музыкой поможет избавиться от тревожности, которая связана с испражнением.
Приучение к горшку по рекомендациям педиатров
Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.
По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.
Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.
Хотите кое-что интересное?
Как ребенка приучить к горшку после памперсов?
- Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
- Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.
Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?
- Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
- Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
- Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.
С какого возраста приучать?
Это самый первый вопрос, ответ на который должны знать родители, чтобы правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Современные педиатры сходятся во мнении, что совершенно бесполезно пытаться сделать это до того момента, когда крохе исполнится полтора года. Поскольку именно в это время малыш учится распознавать и контролировать свои физиологические процессы. Начинать знакомство с горшком с момента, когда кроха начал сидеть (в 7–8 месяцев), и даже в 1 год – пустая трата времени и нервов. Ребенок просто не будет понимать, чего от него так настойчиво добиваются.
Итак, самое главное правило – своевременность. Нет смысла учить даже годовалого ребенка справлять свои нужды «куда надо», если это происходит на уровне рефлексов – он должен делать это осознанно. Иначе возможны протесты, игры с горшком и «аварии», как только малыш встанет со своего «туалета».
Оптимальный период для знакомства с горшком – 1,5–2 года
При этом следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому нужно обратить внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что «момент настал»:
- ребенок может сам наклоняться, садиться, присаживаться на корточки и вставать из этого положения;
- умеет поднимать довольно мелкие предметы, складывать их на места;
- понимает, что говорят взрослые, с ним можно договориться;
- знает основные части тела и названия предметов одежды, может показать их по просьбе;
- произносит несколько слов, может высказать или объяснить свои потребности;
- его кишечник работает отлажено, опорожняясь примерно в одно и то же время;
- малыш просыпается после дневного сна с сухим памперсом, его подгузник может оставаться сухим более 2 часов;
- стремится научиться одеванию и раздеванию (или уже частично может это делать);
- понимает значение слов «какать», «писать», негативно реагирует на свои мокрые или грязные штанишки, когда «наделал».
Существуют и другие факторы, влияющие на возраст начала приучения к горшку. Так, многое зависит от пола ребенка. Девочку научить будет несколько легче. Во-первых, девчонки по природе своей более контактны и сговорчивы, во-вторых, в психоэмоциональном плане они обычно немного опережают мальчиков.
Стоит учесть и характер крохи. Если он спокойный, ему проще будет «жертвовать» часть своего драгоценного времени на освоение горшка. Если кроха непоседа, ему всегда ужасно некогда, нужно все везде успеть (а сидеть на горшке – такая скука!). Такой ребенок, даже освоив пользование горшком, иногда может заиграться и попросту забыть о своих естественных потребностях, справив их в штанишки.