Все о подготовке ребенка к детскому саду: полезные советы

Почему так важен режим

Даже если в вашей семье не принято или не получается придерживаться определенного режима, его соблюдение должно стать одним из этапов подготовки ребенка к детскому саду. 

Важно, чтобы малыш умел засыпать без мамы, особенно днем. В детском садике его никто не будет убаюкивать

Если ребенок начнет просыпаться, засыпать, гулять, играть и заниматься в определенное время, это существенно облегчит ему период привыкания к новым условиям. Соблюдение режима поможет скорректировать и биологические часы малыша, он будет меньше уставать, ему будет значительно легче усваивать и приобретать новые знания и умения.

Конечно, лучше, если родители сразу будут приучать ребенка к тому распорядку дня, который установлен в том детском саду, куда ему предстоит пойти. Поэтому узнайте режим дня в группе и заранее адаптируйте к нему кроху. Так он получит первые представления о дисциплине, соблюдение которой необходимо уже начиная с детского сада.

Нелишним будет, если ваш малыш будет знать слова «нельзя», «нужно» и «можно». Это облегчит ему взаимодействие с воспитателями и поможет избежать конфликтов с другими детьми. Умение соблюдать общеустановленные требования в конечном итоге позволит сократить период адаптации, сделает посещение детского сада для ребенка удовольствием, а не тяжкой обязанностью или наказанием.

Плюсы детского сада

– Насколько для детей важно ходить в детский садик?

– Каждая семья решает этот вопрос индивидуально, в зависимости от своей позиции в отношении детсада и своих возможностей. Поэтому надо знать о плюсах и минусах дошкольных учреждений. Если знать минусы, можно за этими моментами внимательно наблюдать и находить выходы.

Я бы рекомендовала родителям, которые совсем против садика, хотя бы за год до школы отдать ребенка туда, потому что, во-первых, он сможет там социализироваться, а во-вторых, его там подготовят к школе, все-таки в детских садах хорошо организована такая подготовка. С академической точки зрения родители, конечно, могут сами заниматься дома с ребенком, и у кого-то это получится прекрасно, но родители не могут научить его взаимодействовать с другими детьми. В саду ребенку встречаются дети с разными моделями поведения, и он учится, как вести себя с совершенно разными по темпераменту и характеру сверстниками. Я много общаюсь с учителями, и, по их рассказам, они сразу замечают, кто из детей не посещал садик. По наблюдению учителей, такому ребенку непросто влиться в коллектив, а кроме того, у него не очень хороший иммунитет, и он чаще болеет, чем те, кто посещал детский сад.

– Многие родители считают, что их детям хватает общения со сверстниками, поскольку они гуляют вместе с ними во дворе и т.д.

–  В саду он будет общаться с большим количеством детей, чем во дворе. Если родители совсем не хотят отдавать в садик, я бы рекомендовала записать такого ребенка в какой-то командный вид спорта или в театральную студию, где есть общение со сверстниками и командное взаимодействие.

Если же продолжать перечислять плюсы сада, то ребенка там обучат правилам, которые ему тоже понадобятся потом в школе. Ведь когда маленький человек выходит за пределы дома, он попадает в социум, а социум функционирует по правилам. В саду он привыкает к определенному режиму, он понимает, что за чем следует, появляется предсказуемость действий. Многие родители потом рассказывают, что после посещения садика их малыш начинает убирать за собой игрушки, свою тарелку после того, как поел, и т.д. Ему сказали: все, пора заканчивать играть или гулять, и ему это легче дается.

Следующий плюс детского сада — постепенно появляется раскованность. Даже самые стеснительные, робкие дети, которые не хотят вначале выступать на праздниках, концертах, становятся смелее и начинают читать стихи перед публикой и т.д. Это поможет ребенку в школе не стесняться поднимать руку или не теряться, стоя у доски. Но хочу подчеркнуть, что если ребенок не хочет выступать перед людьми, то нельзя заставлять его это делать, стыдить или сравнивать с другими детьми.

Еще один положительный момент, что дети в саду много двигаются. Если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, то родителям нужно уделять достаточно внимания его физической активности, а далеко не все мамы и папы к этому готовы. Обычно в садах есть разнообразные подвижные игры, в которые нет возможности играть дома: кегли, вращение обруча и др.

Мы уж не говорим о том, что хочешь не хочешь, а в детском саду ребенок учится самостоятельности.

Закаливание перед садиком

Закаливание детей входит в программу подготовки к детскому саду и укреплению иммунной системы. Два самых важных тезиса при проведении процедур закаливания:
постепенность и регулярность. Проступать к закаливанию рекомендуется в теплое время года и тогда, когда ребёнок совершенно здоров. Самый простой вид
закаливания: ходить босиком сначала в помещении, потом на улице. Также существуют виды закаливания посредством воздуха, воды и лучей солнца.

Сначала имеет смысл перейти к хождению по полу в носках или чулках два раза в день, утром и вечером по 20-30 минут. При этом каждый день добавляется по 10
минут, пока время не станет равным одному часу. Только через месяц можно начинать ходить босиком по земле (не по асфальту, а именно по земле в саду, парке,
на даче). Особенно эффективным будет хождение по мелкому гравию или по твёрдому земляному грунту. После каждой прогулки босиком растирайте и мойте ступни,
делайте массаж икроножных мышц. Кожа ступни постепенно огрубеет и станет нечувствительна к холоду.

Виды закаливания детей 1-3 лет:

  • прогулки два раза в день при температуре воздуха от -15° до +30°С;
  • сон на открытом воздухе при температуре -15° до +30°С;
  • принятие воздушных ванн при смене белья после сна во время гимнастики и умывания. Рекомендуется с двух лет;
  • постепенное снижение температуры воды при умывании с 20°С до 16-18°С (снижение осуществляется на один градус в три дня). Детям старше двух лет умывают
    шею, руки до локтя и верхнюю часть груди;
  • в летнее время нахождение под действием прямых солнечных лучей, 2-3 раза в день, начиная с 5 минут, постепенно доводя до 10 минут;
  • температура помещения, в котором находится ребёнок, должна быть 16-18°С;
  • перед сном обливание ног. Температура воды сначала должна быть 28°С, потом её постепенно снижают до 18°С;
  • два раза в неделю принятие ванн перед сном в течение 5 минут (температура воды 36°С), после ванны обливание водой температурой 34°С.

О чем еще важно помнить?

На успех адаптации влияет и то, как себя ведут родители после сада.

— При встрече с ребенком, уделите несколько минут только ему, обнимите, поговорите, только потом переодевайте, — советует психолог. — Обязательно закончите телефонный разговор до того, как зайдете в группу. Забудьте обо всем, три минуты ничего не существует кроме вас и вашего ребенка.


Источник фото: unsplash.com

— Никогда не спрашивайте у ребенка: «Тебя хоть не обижали?» или «Дети не дерутся?». Так вы показываете ему, что в саду небезопасно, а ведь малышу проводить там 5 дней в неделю по 8-10 часов. Кроме того, это может стать хорошим средством для манипуляции в будущем: «Не пойду в сад, меня там обижают!»

Адаптация ребенка к детскому саду

По мнению экспертов, адаптация характеризуется массой негативных сдвигов в детском организме, проявляющихся у ребенка в следующих формах:

  • преобладание отрицательных эмоций, страха;
  • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
  • утрата навыков самообслуживания;
  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регрессия речевых навыков ребенка;
  • снижение двигательной активности или наличие гиперактивности.

Очень часто детский организм не может самостоятельно справиться с такой стрессовой ситуацией и… ребенок заболевает…

Выделяют 3 вида адаптации к детскому саду:

  • легкая (длится 15-30 дней);
  • средняя (30-60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

По мнению психологов, большинство детей, поступающих в детский сад, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации.

Как помочь малышу в этот сложный для него период времени? Что же необходимо делать родителям? Каковы основные «секреты» адаптации?

На наш взгляд, самое главное – золотое правило адаптации – сделать так, чтобы ребенок сам захотел пойти в детский сад. Родителям необходимо «зародить» желание ребенка побыть хотя бы какое-то время в группе детского сада, поиграть с ребятами, пообщаться с воспитателем. Если это желание будет исходить от самого ребенка, то для него адаптация не будет являться стрессовой и не повлечет за собой длинный «хвост» негативных последствий.

Для того, чтобы желание пойти в детский сад все-таки возникло у малыша, предлагаем воспользоваться следующими простыми советами:

1. Готовьте ребенка к детскому саду заранее.

Играйте в «детский сад» дома. Можно из кубиков или конструктора собрать основные зоны группы детского сада: раздевалку, спальню, игровую, туалет; взять игрушки (обязательно маму и ребенка), и проигрывать различные ситуации в детском саду: приход в детский сад, расставание с мамой, прием пищи, игры с ребятами, прогулка…

Разговаривайте дома о детском садике с ребенком. Рассказывайте различные истории о детском садике, о режиме дня, о детках, но не обманывайте ребенка – будьте реальными, не обещайте «райской жизни» в детском саду.

Соблюдайте режим дня детского сада.

Приучайте ребенка к самостоятельности. В младшей группе детского сада (от 3 до 4 лет) ребята должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем;
  • кушать ложкой и вилкой;
  • ходить в туалет (в садике стоят маленькие унитазики);
  • одеваться;
  • обуваться;
  • играть самостоятельно.

Расширяйте круг общения вашего ребенка. Активно ходите в гости, ездите к бабушкам и дедушкам, играйте с детьми на детской площадке – вам необходимо научить ребенка находиться в окружении людей.

2. Привыкать к детскому саду ребенок должен постепенно.

Не спешите оставлять ребенка в группе детского сада на длительный срок, даже если он там себя замечательно ведет и не плачет. Помните, что привыкание должно быть постепенным, проходить естественно и БЕЗ ВНЕЗАПНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ МАМЫ!!! В первый раз можно прийти на прогулку с ребятами, во второй раз можно зайти в раздевалку в группе детского садика и положить туда свои вещи, в третий раз можно позавтракать вместе с ребятами… Выделяйте как минимум 15-30 дней на адаптационный период. НЕ СПЕШИТЕ!!! А также постарайтесь НЕ ИСЧЕЗАТЬ ИЗ ДЕТСКОГО САДА БЕЗ СОГЛАСИЯ РЕБЕНКА (возможно свое согласие он вам даст на 10-й приход в детский сад… подождите…).

3. Твердо знайте и верьте в то, что все будет хорошо, у вашего ребенка все получится!

Желаем вам успеха в нелегком деле адаптации!

P.S. Советуем почитать: Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. С. 6.

Рекомендация 1: Навыки самообслуживания

Пребывание в детском саду подразумевает, что ребенок частично может позаботиться о себе сам. Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание в группе. Подготовка ребенка к детскому саду дома должна начаться заранее, вот чему желательно его обучить по мнению родителей (ответы приведены дословно):

«Ходить на горшок и желательно самому кушать»

«Более ли менее  приучен  к горшку,  сам кушает»

«Проситься на горшок, быть общительным, пить с кружки, кушать ложкой»

«Самообслуживание, соответствующее возрасту»

«Иметь представление о горшке. Уметь орудовать ложкой.»

«Быть самостоятельным (сам кушать, одеваться, ходить на горшок)»

«Уметь кушать, знать горшок. Если старше, то унитаз и уметь вытирать себе попу, уметь одеть/снять ту одежду, где нет сложных застежек»

«Сам ходит на горшок, сам держит столовые приборы»

«Обязательно уметь ходить на горшок! Уметь раздеваться, кушать. Чем больше умеет ребенок, тем легче для него проходит адаптация.»

«Особых навыков у нас не было.  Все по возрасту. Кушала сама. На горшок ходила. Только одевать нужна некоторая помощь.»

«Родители должны донести до ребенка, что в саду он будет без мамы или папы, т.е. без знакомых взрослых близких людей. Очень хорошо, если ребенок сам себя обслуживает, т.е. одевается, раздевается, ходит в туалет, моет руки. Чтобы минимально обращаться за помощью к воспитателям. Обязательно дома ввести традицию вечернего чаепития, где все, и взрослые, и дети, рассказывают, как прошел их день, что было хорошего, а  что не очень. Учить ребенка рассказывать обо всем в непринужденной обстановке.»

«Кушать самостоятельно, просится на горшок, как-то одеваться, пусть хоть одну вещь, но сам. Но первую роль играет воспитатель. Если воспитатель сумел найти подход к ребенку, то адаптация пройдет хорошо. Но и родители всегда должны поддерживать и закреплять тот результат, которому научился ребенок.»

«Горшок, умение одеваться, кушать, попросить о помощи»

«Кушать/горшок/ разговаривать чтоб рассказать вам что было за день,  и одеваться в идеале самостоятельно максимально!»

«Умение одеваться (не важно как но делать это),  кушать,  ходить в туалет»

«Кушать ложкой, вилкой. Пить с кружки. Самостоятельно засыпать. Ходить на горшок. Желательно контактировать с детьми»

«Уметь одеваться, самостоятельно кушать»

«Кушал сам, засыпал сам»

«Умение слышать и слушать. Ну и всё зависит от ребенка. Минимальный запас умений: ходить в туалет, есть, одеваться. Ну и всё относительно. Но мне кажется, что так проще деткам и воспитателям, если малыши имеют эти навыки»

«Горшок, кушать сам (ложку держать)»

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок должен уметь общаться

Первые навыки общения малыш получает в семье. Чем больше у вас родственников и друзей, тем легче ему будет социализироваться в детском саду. Но научиться общению ребенок может и во время совместных прогулок с мамой, встреч с другими детьми на детской площадке. Чем более открыты к контакту родители, тем легче будет малышу.

Показывайте ребенку пример, активно общайтесь при нем с посторонними людьми, знакомьтесь с другими родителями и детьми. Поощряйте инициативу вашего ребенка, если он проявляет интерес к окружающим людям и другим детям, он не должен стесняться сам и замыкаться, когда к нему обращаются посторонние. Ходите с ним в гости, проводите детские праздники в своей семье. Оставляйте его на какое-то время одного в гостях, у друзей или родственников, которые не проживают с вами. Ребенка не должно пугать, что родители, мама не всегда находятся рядом.

Прививайте малышу чувство эмпатии, сопереживания, умения поставить себя на место другого человека. Даже трехлетний человек способен осознать, что не все его капризы и желания должны исполняться, тем более в ущерб другим детям. Настраивайте его на то, что с другими мальчиками и девочками нужно дружить и не обижать их, делиться с ними угощением и игрушками. 

Приучайте ребенка в семье к групповым формам взаимодействия: совместным играм, уборке квартиры, вечерним посиделкам, чтению книг, просмотру фильмов. Малыш должен получать удовольствие от общения как с близкими, так и с посторонними людьми, будь то взрослые или дети.

В то же время ваш малыш к трем годам уже должен уметь играть и заниматься самостоятельно. Оставляйте его одного с игрушками почаще, ведь и дома у мамы не всегда есть возможность проводить с ребенком все время. Находите ему дела, которыми он сможет заниматься некоторое время самостоятельно: например, рисование, раскрашивание, лепка, сборка конструктора, складывание и перемещение предметов, игрушек.

Готовьте малыша к тому, что воспитатель несет ответственность за всех детей и не может уделять внимание только вашему ребенку. Поддерживайте в семье авторитет воспитателей, не позволяйте отзываться о них плохо в присутствии ребенка

И, что немаловажно, научите его формулировать и выражать свои желания. Это необходимо, чтобы кроха смог вовремя попросится в туалет, сообщить воспитателю о других своих потребностях

Как развивать ребенка перед детским садом?

Проверьте, знает ли ребенок, какие виды транспорта перевозят людей по земле, какие — по воздуху и по воде?

Предложение для игры:

Чтобы развивать ребенка перед детским садом, нужно закрепить впечатления, полученные на прогулке или во время путешествия, поможет игра дома с картинками, изображающими транспортные средства для путешествия по воздуху, воде и земле.

Пометим оборотную сторону однотипных картинок одинаковым цветом.

Попросим ребенка разложить эти картинки на листах бумаги, изображающих «голубое небо», «зеленую землю», «синие реки, озера и моря».

Контроль — визуальный: карточки, собранные на одном листе бумаги, при переворачивании должны быть одного цвета (голубые, зеленые или синие).

Обращаем особое внимание:

Названия транспортных средств.

Расширение деятельности:

  • Попросим ребенка расположить все транспортные средства «носом» направо или налево.
  • Обсудим, какой вид транспорта движется быстрее или медленнее; какое транспортное средство выглядит современно или старомодно.

Проверьте, ориентируется ли ребенок в пространстве с помощью указаний «прямо», «назад», «влево», «вправо», «вверх», «вниз»? Знает ли он, где у него правая и левая рука, нога и т. п.?

Предложение для игры:

Общаясь с ребенком дома или на прогулке, предложите ему поиграть «в направления».

  1. Сначала вы даете ему поручение с использованием указанных слов, например: иди прямо к дивану, поверни направо к окну, возьми книгу слева от тебя, посмотри вверх на дерево, сверни налево за угол и т. п.
  2. Затем ребенок может придумать такое же задание для вас с использованием тех же слов.
  3. Если один игрок не смог сразу выполнить задание, он должен выполнить еще одно поручение.

Дополнительным контролем для ребенка будут предметы, к которым вы его направляете (диван, окно, книга, дерево, угол и т. п.).

Обращаем особое внимание:

Четкое понимание ребенком значений слов, обозначающих направления движения.

Расширение деятельности:

Для подготовки детей к посещению детского сада в повседневной жизни старайтесь постоянно использовать «слова-направления» — они легко вписываются в любую совместную деятельность!

По мере усвоения ребенком простых понятий постепенно переходим к формированию усложненных заданий типа: иди прямо до стола, затем сверни налево и подойди к окну.

Такие задания могут быть сначала двухкомпонентные, как в описанном примере (1 — движение прямо, 2 — движение налево).

Затем они могут расширяться и усложняться за счет:

  • количества направлений (три и более);
  • предметов, к которым надо идти (к шкафу, к стулу, к креслу, к стене);
  • предметов, которые надо взять и принести (солонка, кружка, тетрадь, тарелка и пр.).

В итоге мы можем перейти к составлению схемы передвижения и поиграть в «спрятанный клад».

Предложение для игры: Путь от села до стола — 4-5 лет

Цель игры:

После посещения магазина, или, возможно, местной фермы, или даже после прогулки, когда вы видели пасущийся крупный рогатый скот, овец или растущую пшеницу, вы можете рассказать ребенку о том, как продукты добираются «из села до стола». Вы даете ребенку новую информацию и расширяете его словарный запас.

Что нам нужно:

Пополните игровые карты для игры с перевертыванием. Сюда можно включить рассказ о молоке и о последовательности происходящих явлений: как скот пасется, коров доят доярки или доильные аппараты, молоко собирают на ферме в цистерны и везут в город, на заводе молоко расфасовывают в бутылки, машины перевозят молоко, упаковку с молоком переносят на полку магазина и, наконец, молоко ставят на стол.

Как играть:

  1. Расскажите ребенку о путешествии молока и покажите ему последовательность в картинках на игровом поле.
  2. Затем позвольте ему поиграть в игру с перевертыванием и проверьте, правильно ли он все выполняет.
  3. Как только малыш получит представление обо всех событиях, происходящих до поступления пища на полки магазина и на ваш обеденный стол, вы обнаружите, что ребенок начнет спрашивать: «А откуда это взялось?» Можно также собрать коллекцию разных упаковок от сыров и обсудить все прочие молочные продукты.

Аналогичное занятие организуем для изучения «путешествия» хлеба, крупы, овощей, фруктов.

Золотые правила родителей детсадовского малыша

Ваш ребенок уже начал ходить в детский сад? Тогда прислушайтесь к советам, подсказанным бывалыми родителями и воспитателями:

  • Не забывайте общаться с другими родителями, чтобы получать полную и объективную информацию о происходящем в детском саду.

  • Перед расставанием не задерживайтесь с ребенком надолго и не уходите незаметно. Если малыш не заметит, как вы ушли, то на следующий день он будет больше волноваться и не отпускать вас.

  • Запаситесь терпением. Некоторые дети привыкают к саду быстро, другим нужно несколько недель. Сначала оставляйте малыша на два часа, затем — до обеда, позже — до сна.

  • Не критикуйте воспитателя и не спорьте с ним в присутствии детей.

  • Не ходите жаловаться к заведующей, прежде чем не обсудите проблему с воспитателем.

Больше полезных материалов для родителей маленьких детей — в нашем канале на .

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Прежде всего сами родители должны воспринимать посещение детского садика не как неизбежное зло и повод для тревоги, а как следующий этап развития малыша. Если есть возможность выбора дошкольного учреждения, воспользуйтесь ею, посетив несколько садиков и почитав отзывы родителей. Это поможет и вам избавиться от неизбежных страхов, снизить чувство тревоги, вселит уверенность, что вы выбрали для малыша самый лучший и подходящий вариант. Поэтому, когда вы начнете рассказывать крохе о том, что настанет день, и он будет ходить в детский сад, ваши слова будут искренними и убедительными. И даже если какие-то сомнения и тревоги у вас остались, делиться ими в присутствии ребенка не следует. 

Рассказывайте малышу о том новом и интересном, что ждет его. Поскольку потребность в общении с подобными себе заложена в природе человека, возможность играть с другими детьми станет для ребенка хорошим стимулом. Рассказывайте о том, как вместе с другими ребятами они будут гулять, есть, спать, заниматься с воспитателем, как это будет весело и интересно. При этом подчеркивайте, что расписание дня едино для всех детей и ему нужно будет подчиняться, выполняя просьбы и указания воспитателя.

Подчеркивайте, что ходить в детский сад малыш будет только днем, а вечером его будут забирать мама или папа. Говорите с ним о том, что он растет и постепенно взрослеет. Что у взрослых есть обязанность ходить на работу, а у детей – ходить в детский сад, чтобы не оставаться дома одним, а ждать родителей вместе с другими ребятами.

В беседах с другими взрослыми в присутствии ребенка упоминайте о том, что скоро ему уже предстоит пойти в детский сад. Пусть он воспринимает это как повод для гордости и похвалу. Подчеркивайте, что вы вместе с малышом готовитесь к этому событию, – учитесь самостоятельности, следуете режиму дня.

Как правило, даже если в семье не принято придерживаться определенного режима, для малыша его устанавливают с первых дней жизни. Но если дневной сон проблемой не является, то просыпается и ложится ребенок в семье обычно позже, чем это предусмотрено режимом дня, установленным в детских садах. Приведите его дневное расписание в соответствие с тем, которого он будет придерживаться в группе. Это поможет избежать нервных срывов и позволит малышу легче воспринимать смену обстановки.

Приучайте ребенка к тому, что мама не всегда должна быть рядом. Постепенно увеличивайте время, выделяемое для самостоятельных занятий. К трем годам он должен уметь оставаться, хоть и под присмотром, но один. Выделите ему специальный столик, за которым он будет рисовать, лепить, раскрашивать картинки. 

Засыпать ребенок тоже должен сам, не нужно его убаюкивать и укачивать – в детском садике воспитатели этим заниматься не будут.  

Поможет малышу быстрее адаптироваться и игра в детский сад. К ней можно привлекать и других детей, например, соседских или тех, что пришли к вам в гости со своими родителями. При этом воспитателем можно назначить самого малыша или кого-то из ребят, а родители, пожелавшие принять участие в игре, будут исполнять роли детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector