Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше:

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.


Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.

  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:

  • собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
  • возить за собой предметы на веревочках;
  • складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
  • различать два или три цвета;
  • указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
  • пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
  • переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
  • рассматривать изображения;
  • обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
  • рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
  • заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
  • продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
  • изображать какие-то действия (чтение, сон);
  • повторять за взрослыми, своими сверстниками;
  • строить башенки из двух или трех элементов;
  • использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.

Речевые навыки

Словарный запас может включать 10 – 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.

Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.

Дельные советы

Дождавшись годовалого возраста крохи, родители могут начинать заниматься с ним, знакомить его с интересными играми.

Но главное не перестараться, чтобы не отбить желание у малыша заниматься дальше

Для этого следует обратить внимание на следующие советы:

  • Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
  • В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
  • При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.

Максимальным временем, на протяжении которого можно задержать внимание ребенка в полтора года, является 10 минут

  • Для того чтобы игра была интересной, а кроха усвоил что-то новое, родители должны наглядно показать, что именно он должен делать.
  • В процессе занятия не нужно скупиться на хвалебные слова, ведь они поощряют малыша, являются стимулом для того, чтобы в следующий раз сделать что-либо еще лучше.

Несмотря на занятость родителей, с ребенком в 1 год нужно проводить как можно больше времени. Ведь в этом возрасте он нуждается в коллективе.

Даже если игру заменить обычным общением, это положительно скажется на эмоциональном состоянии малыша.

Активные игры для детей в 1 — 2 года

Чем занять ребёнка в 1,5 года, который до отказа «заполнен» энергией? Самый очевидный ответ – заняться физически активными забавами. Такие развлечения могут проходить как под чутким руководством матери, так и в одиночку (при условии безопасной окружающей среды).

Какие игрушки понадобятся, чтобы занять ребёнка в 1 год или чуть старше? Ответ прост: игровые аксессуары для активных занятий:

  1. Мячи различного размера и надувные игровые аксессуары. Если выбрать такие игрушки из тканевых материалов или мягкой резины, то можно заранее обезопасить дом от повреждений, а ребёнка от травмирования.

  2. Надувной бассейн. В такое устройство не обязательно наливать воду, можно обойтись поролоновыми мячиками. Это поможет увлечь маленького ребёнка на несколько минуток, но затем придётся убираться в помещении.
  3. Машинки-каталки. Чем занять годовалого ребёнка дома, если он пока неуверенно передвигается? Машина-каталка – великолепный выбор для таких крох, поскольку сможет занять их на долгое время, ведь можно не просто ходить, но и катать игрушки.
  4. Шведская стенка. Подобный семейный тренажёр всё чаще идёт с элементами для малышей старше годика. Естественно, 11-месячный ребёнок ещё не может оставаться наедине с таким устройством, а вот детки постарше смогут сами съезжать с маленьких горок на постеленное одеяльце.
  5. Палатки. Подобные сооружения можно приобрести или сделать самостоятельно из подушек, покрывал. Дети в один год обожают прятаться, забираться в укрытия, поэтому мама сможет спокойно заняться своими делами, пока кроха играет в домике.

Подобная активность положительно влияет на самочувствие ребёнка, повышает продолжительность ночного сна, позволяя выплёскивать излишнюю энергию.

Занятия для детей в 1,5 года должны быть, прежде всего, безопасными. В этом возрасте малыши ещё не понимают, насколько опасна окружающая среда, поэтому родителям следует быть поблизости и следить за своим чадом.

Математические развивашки для школьников

Математические игры или «развлекательная математика» – это эффективный способ помочь вашим детям тренировать мозг, играя, не создавая впечатление тяжелой работы и учебы.

Головоломка “Загадка математического куба” очень увлекательна и поначалу может показаться сложной не только детям, но и взрослым. В головоломке необходимо сложить кубики в башню так, чтобы ни одно число или узор не отображалось более одного раза на каждой стороне.

Логическое мышление можно и даже нужно тренировать! Именно поэтому нужно распечатать задания для детей на логику и предлагать их ребенку время от времени. Это не только полезно, но и интересно!

Здесь: логика зонтиков, логический калейдоскоп, проекция, кошачья тропа, дом с привидениями, пирамидки, тетрис и другие интереснейшие логические игры!

Развивающие головоломки для детей — распечатать бесплатно. Увлекательные картинки головоломки легко решают задачу чем занять ребенка полезно и интересно!

Эксперименты и опыты для детей в домашних условиях в детском саду или школе, с родителями или педагогами

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна

Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

Рекомендую также почитать статьи:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Переливать воду пипеткой или грушей

Еще одно занятие для развития силы пальцев и мелкой моторики ребенка. Суть занятия такова: необходимо перелить воду из одной емкости в другую при помощи резиновой груши (спринцовки), кулинарного дозатора (как на фото) или пипетки. Емкости могут быть любыми, однако, мне кажется, использование формы для льда делает игру заметно интереснее. Так, мы с Таисией набираем воду в небольшой миске и заполняем некоторые ячейки формы, затем проверяем, какие ячейки пустые, какие полные, если есть желание, считаем,  сколько ячеек заполнено. Затем собираем жидкость из ячеек обратно в миску.

Самое сложное для ребенка в этой игре – это усвоить последовательность действий: сначала надавливаем на грушу, затем опускаем наконечник в воду, набираем воду, потом, не надавливая, переносим в другую емкость и т.д. Первое время держите руку ребенка в своей и действуйте вместе, так малыш лучше поймет суть.

Сейчас в продаже есть очень симпатичные пипетки фирмы Learning Research, они отлично подходят для детской руки. Есть в магазине KoroBoom.

Старайтесь не наливать для игры много воды, наливайте столько, сколько вам с малышом будет под силу перелить за одну игру туда и обратно. Если вы используете маленькую аптечную пипетку, то емкости тоже должны быть очень маленькими. При желании воду можно подкрасить пищевым красителем.

Да, и помните, что наливать воду перед игрой, а также убирать за собой рабочее место необходимо вместе с малышом, подробнее об этом можно прочитать в статье про развитие по методике Монтессори.

Чем можно занять ребенка в 1 и 1,5 года дома

Чем же интересным и полезным занять ребенка в год? Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, внимание их неустойчиво, они еще не умеют управлять им. Поэтому, занимая ребенка в год, воспитывая, надо заинтересовать его, вызвать бодрое, хорошее настроение, активность

Потешки для маленьких

Дети очень любят игры, сопровождаемые стихами (ритмичной речью) или напевками. Предлагаем некоторые из них. Шутка-потешка произносится радостно с игровыми элементами, чтобы вызвать улыбку и радостные эмоции у ребенка:

Идет коза рогатая,

Идет коза бородатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто кашки не ест,

Молока не пьет

— Забодаю, забодаю…»

***

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки! Кашку поели,

Молочко попили И — шу-у — полетели!

На головку сели!

Взрослый хлопает ладошками ребенка. При словах «шу-у — полетели!» поднимает ручки ребенка, машет ими и кладет ему на головку. В дальнейшем старайтесь, чтобы ребенок под ваше чтение выполнял движения самостоятельно. Вы должны понять, что самостоятельность ребенка начинает развиваться с первых месяцев жизни, когда он на некоторое время остался без взрослого, но с игрушкой. С ней он «действует»: хватает, стучит, машет, бросает.

Подрастая и развиваясь, малыш, подражая взрослому, повторяет за ним движения и учится играть сам. Но на первом этапе обучения самостоятельности ему нужно помочь.

Покачивая ребенка на коленях, приговаривайте:

Поехали, поехали

За грибами, За орехами.

Приехали, приехали

С грибами, С орехами.

Положите ручки малыша на головку. Помашите ладошкой, как бы отгоняя птиц:

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой — Кш, гули, кш…

Поддерживая ребенка под мышки, учите переступать с ноги на ногу под ритм стиха:

Уходи с дороги, кот.

Наша Олечка идет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ.

Наши ножки по дорожке

Смело топают: топ-топ!

Наши рученьки-ладошки

Звонко хлопают: хлоп-хлоп!

Раскачиваясь на коленях, ребенок повторяет:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Крепче, Оленька, держись!

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Держись, Оля, не свались!

Играя с мячом, учите сопровождать движение словом:

Бросаю мой мяч,

Бросаю опять!

Катаю мой мяч,

Катаю опять!

Катаю туда,

Катаю сюда!

Лови, не зевай!

Мне мячик подай!

Проговаривая первые строчки, водите пальцем по ладошке, а затем загибайте пальчики к ладошке:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

И этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил —

Тебе нет ничего…

Полезные советы

Вопрос, чем занять ребёнка в 2 — 2,5 года, совершенно непраздный. Во время декрета мама постоянно находится рядом с малышом, который требует внимания и развлечений.

Нередко скучающий и слоняющийся по квартире ребёнок способен вывести из себя даже самую терпеливую мамочку постоянным нытьём и «мамканьем». Проблема кроется ещё и в том, что развлечь такого малыша не очень просто. Психологи предлагают держать в голове несколько правил:

  1. Это ребёнка в 4 месяца нужно держать постоянно рядом с собой, а вот детям старше года нужно предоставлять больше свободы. Разрешайте ему осваивать своё тело и исследовать окружающее пространство: поначалу домашнее, а затем и уличное.
  2. Если, к примеру, у ребёнка в 1 год и 3 месяца нет потребности постоянно находиться рядом с матерью, не нужно навязываться. Напротив, наслаждайтесь свободным временем, естественно, проверяя, чем занято чадо.
  3. Если же малыш в 1 год и 2 месяца стремится к общению с мамой, не следует давать ему игрушки и предлагать самостоятельно развлекаться. Одни дети способны самостоятельно занимать себя и в 2 годика, другие же и к 4 годам постоянно требуют от родителей повышенного внимания.
  4. Возраст 1 — 2 лет считается благодатным для развития крупной и мелкой моторики, речевых навыков. Поэтому занять детей можно игрой в различные небольшие игрушки, мячик, чтением литературных произведений и обычным общением.

Однако не всегда следует развлекать крох специально придуманными занятиями, мучаясь вопросом, чем занять ребёнка 2 лет. Можно просто привлекать его к повседневным домашним делам – например, к вытиранию пыли.

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу  ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон, My-shop)
  • набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)
  • набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Активный словарный запас в этом возрасте, как и в годик, значительно отстает от пассивного. Другими словами, понимает малыш на порядок больше слов, чем может сказать. Поэтому определять уровень речевого развития необходимо с учетом двух показателей.

Развитие ребенка в полтора года

Первый показатель – активный словарь малыша, то есть количество слов, которые он произносит. В среднем он составляет в 1,5 года 40 слов, минимальным считается словарик всего из 10-20 слов. Но бывают существенные отличия от этой условной нормы. Так, некоторые дети успешно продолжают стихотворные строчки, которые начинает взрослый, строят небольшие фразы из двух или даже трех слов, другие произносят всего несколько слов.

Второй показатель – пассивный словарь, то есть количество слов, значение которых малыш понимает. Специалисты утверждают, что он должен составлять у ребенка в возрасте полутора лет порядка 300 слов. Подсчитать их в реальности затруднительно, но все же можно попытаться прикинуть, насколько велик словарный запас малыша. Для этого ему нужно давать поручения: «покажи мишку, зайку», «подай мне погремушку», «возьми бутылочку», «принеси мне куклу, машинку», «выбрось бумажку в мусорное ведро» и так далее. Если ребенок выполняет поручения правильно, то он понимает, о чем идет речь, а значит, эти слова он знает и рано или поздно начнет их произносить.

Таким образом, если вы понимаете, что пассивный словарь ребенка достаточно велик, несмотря на то, что сам он произносит всего два – три слова, можете быть спокойны – в речевом развитии он не отстает, и наступит момент, когда активный словарик начнет крайне динамично увеличиваться.

Особенности сна

Сон крохи в год и 5 месяцев (или 6) длится около 12 – 14 часов. Дневной отдых в этом возрасте обычно единственный и продолжается два-три часа (возможен двукратный вариант – по 1-1,5 часов). Ночью малыш спит 10-11 часов.

В полтора года ребенок способен спать один в своей кроватке в спальне родителей или в собственной детской комнате. Он уже не просыпается ночью, а если и пробуждается, то в норме самостоятельно засыпает и не проявляет беспокойства. Некоторые мамы и папы практикуют совместный сон, и он допустим, если приемлем и комфортен для всей семьи.

В полтора года могут возникать трудности с засыпанием, связанные с повышенной активностью. Чтобы решить такую проблему, нужно стараться перед отдыхом успокаивать ребёнка, настраивать его на сон, выбирать спокойные и тихие игры, не возбуждающие нервную систему.

По-прежнему важен ритуал – особая последовательность действий, которая вселяет уверенность и сообщает о приближающемся сонном периоде. Он может включать купание и чистку зубов, укладывание в кровать и приглушение света, чтение книги или пение колыбельной, поглаживания по голове, выключение осветительного прибора (можно оставлять неяркий ночник) и выход родителя из спальни.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;

Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)

Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;

Играем с водой;

Просеиваем крупу через ситечко;

Собираем пазлы из 2 частей;

Пример простого пазла (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)

Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;

Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;

Играем в лото;

Собираем грибы / ягоды;

Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)

Уже знакомые игры:

Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;

Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read) 

Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.

Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;

  • ;
  •  (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);

Играем со шнуровкой;

Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Возим каталку;

Чистим вареное яичко;

Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;

Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;

Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;

Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;

Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)

Строим башни из кубиков;

Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

Играем с сенсорными коробками;

Игры дома

Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:

  1. Мозаика;

Мозаика

Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.

Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!

  1. Конструкторы;

Конструктор

  • Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
  • Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
  • Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
  1. Пазлы;
  • Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
  • Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
  • Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
  1. Сортер и другие подобные игрушки;

Сортер

  • Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
  • Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
  • Грибочки – надо располагать по убыванию;
    Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам;
  • Пирамидка, матрешка – известны всем;
  • Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
  1. Игра «Бегемотики»;

Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» – т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!

  1. Игра «Пират в бочке»;

В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.

  1. Методика Кюизенера;

Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.

  1. Игры с водой;

Ребенок играет в ванне с водой

Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).

Читайте, что делать, если ваш ребенок боится воды>>>.

  1. Поиск клада;
  • Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
  • В комнате прячете этот предмет, предварительно  показав его малышу;
  • Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
  • После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли  того, кто ищет.
  1. Мягкие игрушки;

Девочка играет с куклой

Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.

  1. Машинки;

Папа играет с сыном в машинки

Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» – например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.

  1. Скатывание шарика по горкам;

Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!

  1. Аппликация;

Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.

Подбирать крышки к баночкам

Прежде чем играть, вам нужно будет провести ревизию всей косметики и лекарств, чтобы найти баночки и тюбики с крышками самых разных диаметров, и приложить все усилия, чтобы освободить их для игры

Перед занятием сложите все баночки в одну сторону, а крышки – в другую, а затем со словами «Эта подходит, эта не подходит» начинайте поочередно подбирать пары. Сначала берите для игры не больше 3-4 баночек с крышками, существенно различающимися по диаметру, потом постепенно усложняйте игру, добавляя все новые экземпляры. От этой развивающей игры двойная польза: малыш учится ориентироваться в размерах, а заодно  оттачивает полезное умение по открыванию/закрыванию крышек.

Примерный режим дня

В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.

В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:

Время Действия
8:00 Пробуждение
8:00-8:30 Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов)
8:30-9:00 Завтрак
9:00-12:30 Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия
12:30-13:00 Подготовка к обеду и обед
13:00-16:00 Подготовка ко сну, дневной отдых
16:00-16:30 Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи
16:30-19:15 Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями
19:15-19:45 Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи
19:45-20:15 Общение с членами семьи в спокойной обстановке
20:15-20:45 Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы
20:45-21:00 Вечерний ритуал перед отходом ко сну
21:00-8:00 Ночной полноценный сон

Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.

Подражалки

Помогать маме пылесосить, мыть посуду, пол или поливать цветы — не только одно из любимейших дел для детишек этого возраста, но и отличная развивающая игра. Уборка в доме помогает малышу ориентироваться в пространстве и названиях предметов, координировать движения, развивать моторику. Привлекайте малыша к домашним делам — в полтора года малыш способен отнести белье в стиральную машину, грязную бутылочку положить в раковину, собрать свои игрушки

Важно лишь поддерживать статус игры — никогда не заставляйте малыша делать то, что нужно. Не хочет — не настаивайте, покажите, как надо было сделать поручение, и снова предложите сделать это завтра

Купите малышу маленькую леечку, выделите отдельную швабру, тряпочку для пыли — маленький помощник с удовольствием будет заниматься уборкой вместе с вами.

Чистить картошку, варить суп — очень интересное задание. Малышу можно выделить свою детскую посуду, ломтик моркови, очищенную картофелину, свеклу, пластмассовый нож — ребенок будет варить суп вместе с мамой, как взрослый. Такие игры помогают выучить названия овощей, кухонной утвари, да и непоседа всегда будет рядом, только следите, чтобы он не находился слишком близко к плите.

Малышу 20-22 месяца — развивающие игры и игрушки

В этом возрасте малыш уже хорошо орудует ложкой, когда кушает. Некоторые просятся на горшок без напоминания, тем очень облегчают жизнь родителям.

Уже хорошо малыши играют в сортер, пирамидки. Эти игрушки даже становятся им неинтересны. Тут может помочь бизиборд. Это такая доска с разными шпингалетами, замками, крутилками, ручками, щеколдами. Ребенок может долго играть, пытаясь открыть шпингалет или открыть молнию. Эту игрушку очень рекомендую. Пусть лучше малыш занят бизибордом, чем крутит ручки у газовой плиты.

К этому возрасту ребенок уже хорошо знает горячее и холодное, маленькое и большое, различает цвета и геометрические фигуры.

Сейчас активно идет развития речи у малыша и поэтому необходимо читать много детских книжек с интересными картинками. Приобретите своему малышу книжки с окошками, книжки-пищалки, книжки-пазлы, книжки с наклейками и чаще рассматривайте их с ребенком.

На улице малышу нравится бегать, лазить по турникам типа шведской стенки, съезжать с горки и качаться на качелях. Препятствовать этому не надо. Надо лишь страховать ребенка и не дать упасть или удариться.

В 21-22 месяца можно дать порисовать ребенку на большом листе бумаги. К этому времени дети уже начинают осознавать границы листа и могут не выходить за его пределы.

11. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.

Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.

На этом все. О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе. 

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector