Когда новорожденные дети начинают слышать и видеть: этапы развития слуха и зрения после появления на свет

Содержание:

Какие факторы могут привести к нарушению слуха

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Как правильно слушать музыку

При выборе музыки для совместного прослушивания с малышом необходимо помнить, что организм крохи будет, в первую очередь, реагировать на частотность, тональность и ритм мелодии. Последний не должен быть выше, чем частота биения сердца — тогда музыка успокоит и порадует ребенка. Если это расслабляющая и успокаивающая музыка для беременных, можно включить на небольшую громкость и приложить воспроизводящее устройство к животику: ребенок притихнет и вскоре уснет вместе с мамой. Также удобно слушать музыку в наушниках, отрегулировав громкость: малыш сможет воспринимать мелодии так же, как и мама.

Желательно, чтобы прослушивание музыки за один раз не превышало по времени более получаса. Лучший период для музыкальных сеансов — утреннее пробуждение и время перед сном. Малыш реагирует на музыку так же, как и взрослый: грустные мелодии вызывают у него схожее настроение, а вот мажорные веселые нотки могут подействовать на него возбуждающе. Поэтому лучшим вариантом для плода считаются классические произведения, так как в них обычно идеально сочетаются и те, и другие элементы.

Помимо речи плод прекрасно чувствует мамино настроение: когда она расстроена или взволнована, ее сердце и пульс бьются с удвоенной силой, дыхание сбивается, тон голоса искажается. В эти моменты ребенок затихает, словно чувствуя опасность.

Когда стоит беспокоиться?

Тревожиться за свое дитя – это нормально. Однако не стоит паниковать по малейшему поводу. Если возникли сомнения, лучше проконсультироваться у врача. Детский врач всегда подскажет, какие изменения происходят у детей в первые месяцы жизни. Поэтому не следует по малейшему поводу сразу бежать в больницу. Кроме того, волнение мамы передается и младенцу.

Тем не менее не исключены случаи, когда помощь педиатра все-таки понадобится. Это можно определить по следующим признакам:

  • Ребенок в шестимесячном возрасте продолжает часто (или постоянно) косить.

  • Достигнув трехмесячного возраста, малыш все еще не смотрит на лица и никак не реагирует на окружающие предметы.

  • По прошествии трех месяцев не проявляется реакция на голос матери.

Практически все молодые родители сталкиваются с необходимостью адекватной оценки способностей своего младенца. Знание того, как происходит первичное развитие у новорожденных, позволит понять, когда ребенок начинает слышать, когда видеть и насколько успешным является этот процесс. Огромную роль здесь играет установление тесного контакта с матерью, которая должна как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться и смотреть в глаза. Ответная улыбка ребенка покажет, что он узнает ее, что все идет так, как нужно.

Как видит и что может слышать новорождённый?

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

Мир глазами малыша

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

«Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

Когда новорожденный начинает видеть — На что они любят смотреть?

Самый любимый объект изучения новорожденного — это… Человеческое лицо! Особенно любимым для него будет лицо мамы и папы. Вот и дайте им такую возможность, поглазеть на ваши лица. Есть что-то в них такое… необыкновенное и притягательное. Играя в «смотрелки» со своим ребенком, вы можете вдруг обнаружить, что малышу больше нравиться разглядывать именно папино лицо. Почему? Просто потому, что у него более отчетливое очертание, а еще если и борода с усами имеется, это добавляет ему контрастности. По приоритету после лиц, любимым предметом разглядывания могут стать черно белые картинки (узоры или фотографии).

Новорожденные в своем выборе рассматриваемых предметов, весьма привередливы. Так например, если мама все время показывалась малышу в очках, а потом сняла их, он может даже отвернуться, как бы переваривая произошедшие изменения: «Что произошло с этой картинкой?» Это еще раз дает подтверждение тому, что новорожденные могут хранить картинки и лица родных в своей памяти.

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Как и когда проверять слух у детей?

Первая проверка слуха у новорожденного проводится перед выпиской из роддома: на 3-4 день грудничка осматривает детский отоларинголог, осматривающий внешнее ухо, слуховой проход, целостность перепонки, проверяющий наличие реакции на звуковые раздражители.

В это же время желательно пройти скрининг. В ушко малыша вставляется компактный прибор, подающий щелкающий звук и регистрирующий реакцию внутреннего уха на него. Если реакция отклоняется от нормальной – это может свидетельствовать о патологии развития слухового аппарата и требовать дальнейшей диагностики.

Второй осмотр у отоларинголога проводится в 3-4 месяца. К этому времени малыш уже хорошо различает как высокие, так и низкие звуки. Врач может резко хлопать в ладоши (находясь вне поле зрения ребенка). Юный пациент должен вздрагивать и проявлять признаки испуга: у него выпрямляются ручки и ножки, сжимаются кулачки, он может вздрогнуть, моргнуть. Но эта простая проверка не позволяет проверить наличие незначительной тугоухости или определить её степень. Для этого потребуется исследования с помощью специальных аудиометрических приборов.

Если у ребенка нет никаких отклонений в развитии слуха, он реагирует на внешние источники шума, начинает лепетать, подражает звукам, развивается согласно нормам, то следующий осмотр у детского ЛОРа проводится в год. Затем желательно записать малыша на прием к специалисту в 2 года – когда ребенок осваивает речь, применяются другие методики проверки слуха.

Однако не нужно ждать планового осмотра, если вы заметили следующие аномалии:

  • малыш не поворачивает голову на резкий звук;
  • очень громко плачет (может указывать на то, новорожденный не слышит себя);
  • постоянно прикасается руками к ушкам.

В таких случаях рекомендуется как можно раньше записаться в отделение детской оториноларингологии.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме? Описание процедуры

Как проверяют слух у новорожденного аппаратом? Обследование проводится в два этапа. Первый — в стенах родильного отделения через несколько дней после появления на свет новорожденного.

  • В ухо спящего малыша специалист вводит наконечник от аудиологического прибора.
  • Затем с помощью специального устройства создается звуковой сигнал, который попадает в наружное ухо крохи через трубку.
  • В завершение прибор фиксирует показатели остроты слуха малыша по данным, предоставленным от электродов, которые, в свою очередь, регистрируют всплески активности в определенных зонах головного мозга младенца при обработке звуковых сигналов, которые производит прибор.

Нельзя проводить обследование, если у ребенка заложен нос. Это может значительно исказить результаты аудиоскрининга.

Как развивается слух

Существует миф, что в первые несколько недель после рождения ребенок отдаленно слышит голоса. Именно поэтому некоторые родители стараются громче разговаривать с ним, думая, что тем самым они могут помочь ему их услышать. Что происходит в итоге? Плач, крики и капризы малыша. И все потому, что тот боится громкости. Причем совсем небезосновательно, ведь на деле все это может негативно сказаться на его нервной системе.

А по сути, привлечь внимание крохи могут просто высокие тона. Кстати, именно поэтому наши мамы и бабушки так любят с детьми «сюсюкаться»

И именно поэтому те всегда реагируют на других детей, точнее на их голоса.

Второй аудиоскрининг

Где проверить слух ребенка повторно? Второй аудиоскрининг проводится в стенах детской поликлиники через некоторое время после выписки. Повторное обследование проводится в том случае, если во время первого скрининга прибор не смог уловить колебания. Помимо этого, второй этап необходим, когда не было первого обследования (по медицинским показаниям). Как правило, аудиоскрининг проводится в первый месяц жизни малыша.

Новоиспеченные мама и папа очень тщательно должны подготовить своего кроху к повторному обследованию слухового анализатора. Ребенок должен быть накормлен. При себе следует иметь пеленку, пустышку и погремушку (на всякий случай). Очень хорошо, если малыш во время проведения скрининга будет спать. Задача родителей — обеспечить спокойное состояние новорожденного.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

Почему глазки косят

Понятно, что когда начинает видеть и слышать новорожденный, есть очень важные моменты. И много вопросов возникает именно по поводу зрения и слуха.

Так, порой глазки новорожденного косят. Это очень беспокоит родителей. Но когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, часто происходят вещи, немного пугающие, но в тоже время в действительности совсем не страшные.

Это же относится к немного косящим глазам. Если такое явление носит редкий характер, беспокоиться не о чем.

Это связано с тем, что картинка не считывается одновременно двумя глазами. Видимое объединится в одну картинку только ближе к 6 месяцам.

Но, несмотря на это, если глазки косят постоянно, необходима консультация офтальмолога. Только врач сможет провести обследование и успокоить маму или назначить вовремя лечение. В таком маленьком возрасте зрение можно легко скорректировать. Главное — вовремя заметить проблему.

Понятно, что когда новорожденный начинает видеть и слышать, все эти важные вопросы касаются всех новоиспеченных родителей. Необходимо понимать, что слух и зрение малыша появляются уже с рождения. Необходимо правильно их развивать и не допускать ошибок.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Плач малыша постарше

У подрастающего малыша могут появиться новые разновидности плача. С развитием человека его тревоги становятся изощреннее

Покончив с примитивными проблемами (голод, жажда, сон, мокрые подгузники), ребенок переходит в удивительный мир метафизических забот: я хочу привлечь твое внимание, я нуждаюсь в любви..

«Эй, мне скучно!»
Как только ребенок перестает спать целыми днями, его охватывает жажда открытий. Не оставляйте его в кроватке, воспользуйтесь тем, что он пока неподвижен, и берите с собой шезлонг с ним. Он с удовольствием будет смотреть на то, как мама моет посуду, готовит еду, убирается.

Недорогие и очень занимательные игрушки

Маленькая пластиковая бутылка с несколькими скрепками, камушками или сухими фасолинами (внимание: крышка должна быть закручена очень плотно).
Картонная трубка из-под фольги.
Хорошо закрытая коробочка с ватными палочками.
Пластиковые браслеты.
Разнообразные коробки, которые можно открывать и закрывать.
Картонные упаковки из-под продуктов ( обычно украшают яркими, красивыми картинками).

«Ты не разрешаешь мне трогать то, что я хочу — я сейчас тебе такую истерику устрою!»
Разочарование — это, пожалуй, одно из самых болезненных ощущений, которое испытывают дети. Родители устанавливают границы и запрещают им прикасаться к розеткам, лампочкам, хрупким безделушкам и т.д. Малышу нужно научиться справляться с этим чувством.

«Нет, мама, не оставляй меня!»
Довольно быстро малыш познает чувство грусти, видя, как вы уходите. Принято считать, что к 8 месяцам он открывает для себя «тревогу расставания», иначе говоря, страх, что вы больше не вернетесь. Разумеется, у каждого ребенка все индивидуально: кто-то плачет, едва мать выйдет в соседнюю комнату, а кто-то не вспоминает о ней и через два дня. В обоих случаях повода для тревоги нет, все это пройдет.

Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.

Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.

Бытует мнение, что сразу после появления на свет малыш ничего не видит, однако, оно не находит научного подтверждения. Формирование глаз у плода приходится на 18 неделю беременности и длится вплоть до 7 месяца, когда у будущего ребенка появляется глазное яблоко. Вслед за этим он начинает реагировать на свет, направленный на живот маме.

Из этого следует, что способность разглядеть мир – врожденная. Другое дело – насколько хорошо дети видят сразу после своего появления. Врачи говорят, что в первые дни, а то и месяцы, зрение у крохи несколько притуплено, и это неслучайно. Таким образом, природа просто защищает его от сильных потрясений, вызванных яркими вспышками.

Впоследствии, когда он немного адаптируется и освоится, зрение нормализуется, пока же он способен различать лишь наличие или отсутствие источника света. Удостовериться в этом можно, заметив, как малыш щурится.

Через сколько времени после рождения малыш сможет хорошо видеть? Здесь все индивидуально, тем более, что усугубляют ситуацию давление на головку, проходящую по родовым путям, и его сила. Между тем, по словам специалистов, чаще всего осознанно видеть кроха может уже в 3 месяца. Однако это совсем не значит, что до этого времени мир останется для него загадкой.

Если что-то идет не так…

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах центральной нервной системы;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Причины для тревоги

Если у родителей появилась тревога, что у ребёнка что-то не так со зрением или слухом, им следует проконсультироваться с педиатром. Достаточно узнать, с какого возраста у малыша должны начинаться изменения. Возможно, для того или иного проявления грудничок ещё не дорос. Не нужно впадать в панику, лучше действовать обдуманно, ведь зачастую неоправданное волнение передаётся ребёнку. Вот несколько примеров, когда посетить детского врача всё-таки стоит:

  • глазки ребёнка, достигшего шести месяцев, косят постоянно или часто;
  • малыш в возрасте трёх месяцев не реагирует на предметы, не смотрит на лица;
  • грудничок на третьем месяце жизни не реагирует на голос матери или других членов семьи.

«Если явно заметен один из этих признаков, тогда следует обратиться к врачу. Своевременная медицинская помощь способна устранить множество проблем со здоровьем.»

Благодаря дополнительным знаниям можно адекватно оценивать способности грудного ребёнка. Необходимо знать, когда грудничок начинает слышать и видеть, а также как и с какими темпами у него это происходит. Нельзя забывать о том, что для маленького человечка одним из важных факторов является тесный контакт с матерью

Важно разговаривать с ним, смотреть ему в глаза и улыбаться. Очень скоро личико младенца ответит благодарностью, принимая счастливое выражение при появлении любимых родителей

Как можно проверить качество слуха малыша в домашних условиях?

Когда время идет, а родители все еще не могут понять, нормально ли развивается слух у их ребенка, т.к. он практически не реагирует на внешние раздражители, стоит проверить орган чувств самостоятельно. Для этого последовательно выполняем следующие действия:

  1. Подойти к малышу, встать так, чтобы он не видел и несколько раз негромко, но отчетливо хлопнуть в ладоши. Если звук для него новый, он повернет голову к источнику шума или хоть как-то проявит беспокойство.
  2. Независимо от результата первого теста, нужно подождать несколько минут, опять занять невидимое для ребенка положение и покашлять. Иногда дети не столько слышат хлопки, сколько чувствуют вибрацию, поэтому останавливаться на одном испытании не стоит.
  3. Если первые испытания не дали результатов, необходимо придумать дополнительные источники звука и продолжить проверки.

Поводом для обращения к врачу, с целью проверить слух, может послужить не только отсутствие у новорожденного реакции на шум в течение первых недель жизни. Когда грудничок длительное время плачет и не успокаивается даже если мама долго и терпеливо тихо с ним разговаривает, стоит также задуматься о необходимости проверки.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос

Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Слуховые вызванные потенциалы

Установлена возможным измерить электрическую активность, возникающую в головном мозге в момент стимуляции уха звуком. Когда звуковой сигнал преобразуется в нервные импульсы во внутреннем ухе, он направляется по слуховому нерву и проходит через ядра ствола мозга. Каждый раз, когда сигнал проходит через одно из ядер, возникает электрическая активность, которую можно зарегистрировать с кожи головы тестируемого.

Самым распространенным методом измерения электрической активности слухового анализатора считается регистрация стволовых слуховых потенциалов. Электроды фиксируются на коже головы тестируемого человека с помощью электопрводящей пасты или геля. Один активный электрод размещают на лбу, на границе волосистой части головы, а другой за ушами,  в области сосцевидного отростка височной кости. Слуховая система стимулируется серией звуков, подаваемых через наушники. Когда биоэлектрический импульс проходит по нервным волокнам слухового нерва и другим отделам проводящей нервной системы, измеряется разность потенциалов между электродами.

Эта разность потенциалов является очень маленькой в сравнении со случайным электрофизиологическим шумом мозга или шумом в результате мышечной активности. Однако метод усреднения, сопровождающийся повторяющимися измерениями, делает пики потенциалов более очевидными.

Электрические потенциалы ствола мозга представлены в виде пиков на графике функции амплитуды от времени с момента предъявления стимула. Типичный ответ на звуковой стимул состоит из нескольких пиков (I, II, III, IV, V).

Опираясь на данные регистрации стволовых потенциалов, можно судить о функциональном состоянии тех или иных отделов слухового анализатора, расположенных в области ствола головного мозга, а также о степени нарушения слуха. Метод регистрации слуховых ответов широко используется для определения электрофизиологически слуховых порогов, например, у новорожденных или у тех пациентов, которые по разным причинам не могут участвовать в субъективном тестировании слуха. Стимуляция тональными звуковыми сигналами помогает получить частотно-специфическую информацию о слуховых порогах.

Относительно недавно в аудиологической практике начали применять метод регистрации стационарных слуховых вызванных ответов. В качестве стимула в данном случае используют модулированные чистые тоны. Используя этот метод, можно получить сведения о порогах слуха на определенных частотах. Данный метод также позволяет проводить исследование слуха на нескольких частотах на двух ушах одновременно, что существенно сокращает время исследования.

В случаях регистрации слуховых вызванных потенциалов выше указанных типов взрослому, тестируемый должен находится в состоянии сна или спокойного бодрствования. Регистрация данных потенциалов детям проводится только в состоянии сна. 

Развитие зрения

Попадая в новую среду обитания, младенцу необходимо время для адаптации. В первые дни жизни малыш созерцает мир не так, как видит его новорожденный ребенок в 1 месяц, а через полгода зрительный анализатор работает еще иначе:

  • острота зрения у новорожденного 0,005-0,015;
  • в первые месяцы жизни этот показатель увеличивается до 0,01-0,03;

Некоторые дети подолгу находятся с закрытыми глазами, другие щурятся, а некоторые широко раскрывают глаза и смотрят на мир, однако видят они его одинаково. Поэтому, отвечая на вопрос: когда ребенок начинает видеть после рождения, можно ответить однозначно – сразу, просто немного иначе.

Этапы развития зрения:

  • Сразу после рождения ребенок способен различить светлые и темные пятна, а мир предстает перед ним в серых тонах.
  • На первом месяце жизни ребенок видит крупные объекты, например, лица родителей или любимую игрушку. Учтите, корректная работа зрительного анализатора влияет на то, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
  • В два месяца ребенок способен следить за движением крупных объектов и людей. В этот же период формируется центральное зрение. Взгляд фокусируется, но не задерживается на объекте, а «соскальзывает». Примерно в это же время повышается острота зрения, зрительные центры в головном мозге, а также глазном яблоке и сетчатке продолжают формирование. Начинает формироваться бинокулярное зрение.

Знаете ли вы? Некоторые производители выпускают детские книжки с черно-белыми картинками, а также черно-белые игрушки. Особенно малыши реагируют на полосатые игрушки.

  • На третьем месяце жизни ребенок наблюдает за движущимися предметами и различает желтые и красные цвета. В этот период есть смысл покупать игрушки, где преобладают эти цвета.
  • В четыре месяца зрение ребенка кардинально улучшается. Малыш уже неплохо видит, но центральное зрение еще в процессе формирования. Используя зрительный анализатор, ребенок пытается изучать игрушки и свои ручки на разных расстояниях. Также он различает чистые цвета (не оттенки), еще неверно оценивает расстояние до предметов и объемы. «Ловит» тени и блики объектов. Малыш получает способность видеть осознано. Четыре месяца – это время, когда ребенок начинает осознанно узнавать маму. Малыш выражает радость, оживляется, начинает улыбаться. Конечно, между матерью и малышом эмоциональная связь устанавливается гораздо раньше.
  • Пятимесячные малыши уже способны различать все цвета, хорошо видят предметы и с удовольствием хватают их ручками, чтобы попробовать на вкус. Таким образом, ребенок познает мир.
  • Полугодовалые детки узнают родителей или тех, кто за ними ухаживал. Могут наблюдать за объектами небольших размеров. В этом возрасте формируется бинокулярное зрение – малыш видит мир целостной картинкой. Световая чувствительность зрительного анализатора достигает 2/3 от нормальных показателей у взрослых.
  • В семь-восемь месяцев ребенок распознает объемные геометрические фигуры (шар, куб).
  • Молодые родители часто интересуются: во сколько месяцев новорожденный ребенок начинает видеть «по-взрослому». Это происходит к году. Дети способны различать разные предметы целиком и отдельные их части. Пытаются отыскать предметы, пропадающие из поля зрения. Устанавливают между предметами взаимосвязи. Способны различать оттенки.

Что такое аудиоскрининг. Когда проверяют слух у новорожденного малыша

Аудиоскрининг — процедура обследования слухового анализатора новорожденного малыша и детей до шести месяцев. Массовое внедрение исследования слуха в стенах государственных учреждений Российской Федерации произошло не так давно, в 2008 году. Хотя документально должно быть внедрено с 1996-го, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения.

Исследование проводится в два этапа; первый — в стенах родильного отделения через 2-3 дня после рождения младенца, а второй — в стенах детской поликлиники через несколько дней после выписки.

Аудиометрия — без преувеличения самый эффективный способ определения слуховой дисфункции в раннем возрасте.

Мифы и факты о причинах кондуктивной тугоухости

Некоторые взрослые любят пугать детей, мол, будешь смотреть телевизор на высокой громкости/слушать музыку – оглохнешь. Это преувеличение. Слух снижается, если постоянно проводить время в громких наушниках, работать на производствах с сильным шумом или получить контузию от разрыва снаряда. От громких звуков в нормальной жизни и в разумных пределах дети не оглохнут.

А вот перепады давления во время путешествия на самолете или подъема в высокогорье, хотя насчет этого в массах меньше страхов, наоборот, могут повлиять на слух. Для предотвращения есть профилактика, например, открывать рот, сосать леденцы, жевать жвачку во время взлета/посадки.

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г
    .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г
    . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки
    , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см,
    и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий
    , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня
    формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании
    запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула
    (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий
    составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока.

    Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки

    (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию.

    Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Почему глазки косят

Понятно, что когда начинает видеть и слышать новорожденный, есть очень важные моменты. И много вопросов возникает именно по поводу зрения и слуха.

Так, порой глазки новорожденного косят. Это очень беспокоит родителей. Но когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, часто происходят вещи, немного пугающие, но в тоже время в действительности совсем не страшные.

Это же относится к немного косящим глазам. Если такое явление носит редкий характер, беспокоиться не о чем.

Это связано с тем, что картинка не считывается одновременно двумя глазами. Видимое объединится в одну картинку только ближе к 6 месяцам.

Но, несмотря на это, если глазки косят постоянно, необходима консультация офтальмолога. Только врач сможет провести обследование и успокоить маму или назначить вовремя лечение. В таком маленьком возрасте зрение можно легко скорректировать. Главное — вовремя заметить проблему.

Понятно, что когда новорожденный начинает видеть и слышать, все эти важные вопросы касаются всех новоиспеченных родителей. Необходимо понимать, что слух и зрение малыша появляются уже с рождения. Необходимо правильно их развивать и не допускать ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector