Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь
Содержание:
- Первые звуки малыша
- Всему своё время
- В каком возрасте младенцы начинают улыбаться и смеяться?
- Причины молчания
- Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?
- Аномальное развитие
- Как подготовить ребенка к чтению
- Диагностика аутизма
- В каком возрасте дети начинают гулить
- Это не игра
- Когда малыш начинает гулить
- Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?
- Как учатся говорить мальчики и девочки
- Когда ребёнок начинает улыбаться
- Стадия четвертая – первые слова
Первые звуки малыша
Первые звуки или когда малыш начинает агукать? Отметим, что примерно пять первых недель от грудничка можно услышать исключительно плач или кряхтение. И только ко второму месяцу своей жизни детки могут начать издавать самые первые звуки. Обычно первыми издаваемыми звуками становятся несложные по произношению гласные: а, у, о, е. В момент произношения этих гласных, родители и слышат долгожданное «агу».
Малыш начинает агукать в 1-2 месяца, в этот период они общаются сами с собой, то есть происходит ознакомление с новыми для себя навыками. Детки очень долго наблюдают за источником звучания, а также пробуют воспроизвести его все чаще и чаще. Далее они стараются применять свои навыки в общении с родными или игрушками. Довольно часто они начинают агукать под мелодию, которая и очень нравится. Со стороны кажется, что малыш подпевает.
Примерно на четвертом месяце, детки начинают пытаться произносить первые согласные звуки. В первое время от них можно услышать: м, п, б. А далее все чаще вы будете слышать отдельные слоги, из которых и начинает постепенно формироваться лепет малыша. К концу первого года, детки уже начинают произносить свои первые слова, которые состоят из одинаковых слогов.
Всему своё время
Итак, когда же ваш малыш должен начать гулить? На самом деле, чёткий период начала довольно размыт и сложно сказать, во сколько месяцев ребёнок начинает издавать такие первичные звуки. Прежде всего, не впадайте в панику. Если ваш ребёнок не агукает в 3 месяца, повод для беспокойства есть, но небольшой – индивидуальное развитие каждого ребёнка допускает такие случаи.
Серьёзно беспокоиться стоит начиная с 4 месяца – в этот период ребёнок обязательно должен научиться агукать. Если этого не произойдёт, есть большой шанс получить нарушение речевого развития, ребёнок не перейдёт на следующий этап – не станет лепетать, складывать звуки в слоги и говорить, естественно. Комаровский, например, советовал до трёх месяцев детей вовсе не трогать, только косвенно помогая малышу начать знакомство с речью.
Наблюдайте за улыбками ребёнка. Эмоции малыша нормальны, ведь это не месячный младенец, который может только извещать о своих потребностях криком. Когда ребёнок начинает агукать, проследите, осмысленно ли он делает это. Требовать такого общения от трёхмесячного было бы глупо, но малыш в 4 месяца вполне способен заниматься агуканьем осмысленно – так он выражает свои эмоции, или просто имитирует поведение и общение взрослых.
Многие женщины после родов сталкиваются с проблемой появления лишнего веса. У кого-то он появляются еще во время беременности, у кого-то — после родов.
- И вот Вы уже не можете себе позволить носить открытые купальники и короткие шорты…
- Вы начинаете забывать те моменты, когда мужчины делали комплименты вашей безупречной фигуре.
- Каждый раз, когда Вы подходите к зеркалу, Вам кажется, что былые времена уже никогда не вернуть.
Многие женщины после родов сталкиваются с проблемой появления лишнего веса. У кого-то он появляются еще во время беременности, у кого-то — после родов.
- И вот Вы уже не можете себе позволить носить открытые купальники и короткие шорты…
- Вы начинаете забывать те моменты, когда мужчины делали комплименты вашей безупречной фигуре.
- Каждый раз, когда Вы подходите к зеркалу, Вам кажется, что былые времена уже никогда не вернуть.
Когда дети начинают агукать, многие родители торопят события и думают, что ребёнок уже на пути к настоящей речи. Да, он на пути, разумеется, но ещё очень далеко – пройдёт не один месяц перед тем, как ребёнок начнёт пытаться складывать слоги, а говорить он начнёт не меньше, чем в 2-3 года.
Пол малыша тоже немаловажен. Помните, что девочки на ранних этапах развиваются гораздо быстрее мальчиков. Если ваша малышка начала лепетать и ранее улыбалась раньше сверстника-мальчика на несколько недель, в этом нет ничего удивительного – так уж устроено наше развитие в младенчестве. Потому родителям девочек стоит особенно насторожиться, если малышка не пытается произносить звуки – вероятность проблемы немного больше.
Если хотите увидеть личные примеры других родителей и узнать, во сколько месяцев чужие малыши начинают агукать, посмотрите тематические видео – счастливые родители выкладывают их пачками.
https://youtube.com/watch?v=5Ic8A-3HTcI
В каком возрасте младенцы начинают улыбаться и смеяться?
В первые недели жизни родители могут заметить улыбку на устах младенца, но она не имеет отношения к настоящим эмоциям и возникает рефлекторно. До трех недель малыш видит лишь очертания предметов и их тени, поэтому ясно разглядеть лицо мамы и других близких людей — не может. На втором месяце у грудничка начинает формироваться так называемый «комплекс оживления», который проявляется в том, что ребенок реагирует на происходящие рядом события звуками, двигательной активностью, поворотами головы.
А в 9-10 недель родители могут ждать улыбку, которая будет означать, что малыш рад видеть того или иного члена семьи. Смех — более сложная эмоция. Ее крохи осваивают примерно в 20-30 недель.
При этом специалисты не считают отсутствие смеха проблемой, подчеркивая, что многое зависит от темперамента ребенка, а также членов его семьи. Когда рядом кто-то громко и часто хохочет, есть большая доля вероятности, что и малыш, копируя поведение взрослых или других детей, начнет смеяться рано.
Существует два полезных правила, соблюдая которые можно помочь ребенку научиться выражать эмоции:
- необходимо как можно чаще улыбаться малышу, говорить с ним ласковым голосом, обнимать и другими способами выражать свою любовь;
- пытаться вызывать смех или улыбку нужно в те моменты, когда кроха доволен жизнью, то есть, он сухой, сытый, чистый и отдохнувший. Тут можно корчить рожицы, петь песенки, показывать спектакли или иным образом веселить юного члена семьи. Излишней навязчивости нужно избегать, чтобы случайно не испугать младенца.
Одни детки в три месяца заливисто хохочут, а другие — даже после полугода лишь сдержанно хихикают. Строгих норм в вопросах, касающихся этой части эмоциональной сферы, просто не существует.
Причины молчания
Нужно ли волноваться и бежать по врачам, если в три месяца ребенок не агукает? Конечно, нет, ведь речевое и предречевое развитие детей подчиняется правилам индивидуальности и не может быть единым для всех. К тому же периоды развития речи могут чередоваться с периодами полной и пугающей родителей тишины. Так, кроха, который радовал маму своими «агу» и «ага» с 2 месяцев, вполне может замолчать. Если кроха перестал агукать в 4 месяца или позже, не сомневайтесь, это временное явление, вызванное испугом, стрессом, болезнью, режущимися зубками. Малыш как бы на время забывает новое умение, но при благоприятных обстоятельствах он снова возвращается к гулению.
Не агукать грудничок может по «семейной традиции». Если в семье домочадцы – сплошь молчуны, не привыкшие улыбаться, смеяться, выражать свои эмоции ярко, то и детки растут такие же. Чем больше с ребенком разговаривают, общаются, улыбаются ему, чем больше поют песенок и читают стишков-потешек, тем быстрее он начнет повторять услышанные звуки и эти попытки и станут агуканьем и гулением.
Поводом для посещения врача может стать необычное гуление или агуканье в виде визга или мычания, которое ребенок использует для общения после полугодовалого возраста. Мычание, лишенное эмоционального оттенка, настроения, может быть первым признаком мозговых нарушений или психических отклонений.
Отсутствие агуканья в течение первого года жизни свойственно детям с аутизмом, с синдромом Дауна и другими генетическими синдромами. Порой отсутствие естественных для малышей звуков говорит о получении ребенком черепной травмы, кровоизлиянии в мозг при рождении или сразу после него, о поражении отдельных центров, в том числе центра речи и распознавания звуков.
Недоношенные дети начинают агукать позднее своих доношенных ровесников.
Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?
Долгое молчание малыша настораживает, и мама сразу начинает приглашать врачей, искать причины отсутствия гуления
Но всё можно постараться исправить самостоятельно, важно следовать некоторым простым правилам, которые наверняка подтолкнут кроху к общению:. Больше общайтесь с малышом
Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки
Больше общайтесь с малышом. Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки.
- Жестикуляция. Движения руками, пальчиковые игры во время разговора с малышом также подтолкнут его «включиться» в разговор. Простые, всем знакомые игры «Сорока-сорока», «Ладушки» могут применяться с самого рождения.
- Не сюсюкать. Многие родители считают, что пока ребенок ещё маленький, с ним можно сюсюкать, искажать слова, в чем очень ошибаются.
Развитие моторики рук
Мелкой и крупной моторике ручек малыша нужно уделять внимание с рождения. Нервные окончания, содержащиеся на кончиках пальцев напрямую влияют на развитие речи.
После начала первого гуления родителям нужно начать повторять звуки за малышом, постепенно добавляя новые буквы
Это поможет перейти от гуления к агуканью.
Аномальное развитие
Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.
Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.
Как подготовить ребенка к чтению
На подготовительном этапе объясните ребёнку разницу между гласными и согласными звуками. Постарайтесь не использовать аналогию: одни тянутся, а другие — нет. Изобретательный малыш сможет вам доказать, что и «з», и «н» можно пропеть.
Сделайте иначе. Дайте ребёнку зеркало, и пусть он увидит, как ведёт себя рот при произнесении разных звуков. Дошкольник должен прийти к выводу, что при произнесении гласных воздуху ничего не мешает покидать рот, а вот согласные постоянно наталкиваются то на зубы, то на губы.
Советуем изучать буквы не в алфавитном порядке. Начните с гласных: «а», «о», «у». Они наиболее простые для ребёнка. Затем подключайте согласные: «б», «п», «г». И уже потом переходите к шипящим.
Диагностика аутизма
Очень важным моментом при лечении и реабилитации больных с аутизмом является его своевременное выявление. Диагностика аутизма основана на наблюдениях за пациентом, выявлении особенностей поведения, являющихся симптомами заболевания. Диагностика аутизма в раннем возрасте наиболее сложна, особенно если ребенок у родителей первый. Ранние признаки аутизма могут быть сочтены вариантом нормы. К тому же многие методики диагностики аутизма невозможно выполнить у маленьких детей.
В целом диагностика раннего детского аутизма включает заполнение родителями специальных опросников и наблюдение за ребенком в спокойных условиях. Для диагностики аутизма у детей используются следующие опросники:
- шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS);
- опросник для диагностики аутизма (ADI-R);
- поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC);
- тест на аутизм у маленьких детей (CHAT);
- шкала рейтинга детского аутизма (CARS);
- контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC).
Помимо опросников, обязательно назначается инструментальное обследование, целью которого является исключение сопутствующей патологии и проведение дифференциальной диагностики. Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет выявить судорожную активность — эпилепсия может сопровождаться симптомами, схожими с аутистическими, судороги характерны для синдрома Ретта и некоторых других форм аутизма. Визуализирующие методики (УЗИ, МРТ) нужны для выявления органических изменений головного мозга, которые могут быть причиной имеющихся симптомов. Обязательно назначаются консультации узких специалистов для исключения других заболеваний (сурдолога, невролога, психиатра).
Дифференциальная диагностика
Дифференциальная диагностика аутизма очень важна, так как многие формы аутистических расстройств могут иметь стертую клиническую картину, разное сочетание симптомов. В раннем возрасте аутизм следует дифференцировать со следующими состояниями:
- Патология слуха, зрения, которые могут имитировать характерное для аутизма безразличие к окружающему миру.
- Депривационный синдром, развивающийся при длительном отлучении ребенка от матери и не имеющий генетической природы. При восстановлении контакта с матерью проявления с высокой долей вероятности исчезают.
- Умственная отсталость напоминает по своим проявлениям аутизм, но в этом случае дети не испытывают сложностей с проявлением эмоций.
- Шизофрения имеет проявления, сходные с синдромом Аспергера, на начальном этапе изучения аутизма его считали формой данного заболевания. Диагностируют шизофрению не раньше 3 лет, когда возникает возможность проведения специальных тестов.
Во взрослом возрасте чаще всего дифференциальная диагностика проводится с депрессивными расстройствами и шизофренией.
В каком возрасте дети начинают гулить
Когда ребенок начинает агукать, родители преисполняются гордости и умиления. Происходит это обычно на втором месяце жизни
Издавая звуки, кроха активно двигает своими крошечными ручками и ножками, привлекая внимание родителей. Если ребенок начинает улыбаться и агукать, значит, можно сделать вывод, что его психическое и эмоциональное развитие соответствует возрастным нормам
Почему молодые родители так тщательно следят за нормами развития: когда начал лепетать, садиться, ходить? Лучше своевременно выявить проблему, чем потом ее лечить.
Как проявляется агуканье крохи?
Это разнообразные звуки «а», «о», «и», «у» и их сочетания. Малыш произносит свои вокализации протяжно и отрывисто, мягко и резко, чередуя, пробуя «на вкус» произношение гласных букв. Позже они сложатся в слоги, затем в слова. А пока чадо агукает, лежа в мягкой и уютной кроватке.
У новорожденных и младенцев две главных потребности – физиологическая (еда, сон, свежий воздух, чистота, мягкий безболезненный животик) и эмоциональная (быть рядом с взрослым: мамой или папой). Если удовлетворяются физиологические потребности, значит, малыш будет доброжелательным, активным. И действительно, такие задушевные беседы начинаются тогда, когда карапуз сытый, чистый и сухой.
Если дети начинают гулить — значит, они вполне довольны жизнью и настроены на общение. И это наполняет сердце родителей радостью – моему ребенку хорошо! Его безмятежность и игривое настроение передаются маме и папе. Что тогда происходит? Правильно, родители начинают отвечать малышу такими же звуками. Это подогревает интерес крохи, его вокализации усложняются. Следовательно, развивается речевой аппарат.
Как родителям стимулировать детские попытки агукать?
1. Создавать условия для возникновения этого явления, удовлетворять его потребности. А они у малыша пока очень простые: вовремя кормить, переодевать, гулять, брать на ручки, укладывать спать, делать массаж и гимнастику, создавать положительные эмоции. Ответной реакций непременно будет желание ребенка пообщаться.
2
После того как условия созданы, и кроха делает первые попытки гуления, важно поощрять его. Произносить вместе с ним несложные звуки, слоги, обязательно при этом делая паузы, давая юному собеседнику возможность «ответить»
3. Демонстрировать четкую артикуляцию, утрировать звуки. Однажды можно будет заметить, что малыш старается «поймать» произносимые мамой и папой звуки, как будто бы их можно потрогать.
Так во сколько ребенок начинает агукать? В среднем, это происходит в период с 2 до 4 месяцев. Затем, к полугоду издаваемые звуки усложняются, приобретают форму слогов. А пока стоит наслаждаться этими незабываемыми моментами!
Это не игра
Хирург проводит операцию. Сурдолог подбирает и регулярно настраивает речевой процессор. Логопед работает над правильным произношением. Что же делает сурдопедагог?
Этот специалист участвует в слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации на всех этапах:
- Начальный, т. е. сразу после операции, когда малыш может быть напуган открывшимся миром звуков. Не только младенцы, но и дети постарше в стрессовой ситуации зачастую не могут объяснить, что и как они слышат. А врачи — не всегда могут правильно понять реакцию ребёнка. Какими бы добрыми и профессиональными ни были окружающие специалисты , участие сурдопедагога скажется положительно. Именно сурдопедагог является связующим звеном между ребёнком и другими взрослыми. В силу образования и опыта, хороший сурдопедагог умеет понять, почему ребенок так реагирует на звук, что именно он испытывает, и что с этим делать тому, кто настраивает речевой процессор или слуховой аппарат.
- Обязательные регулярные занятия. Самостоятельные – дома, а также со специалистом, которого нужно найти по месту жительства. Как правило, кохлеарная имплантация проводится в крупных клиниках (их в России немного), семьи из отдаленных регионов потом возвращаются домой, и вся работа по адаптации к нормальной жизни начинается уже здесь. Без сурдопедагога не обойтись! Он может быть связующей нитью между семьей и другими специалистами, должен стать добрым другом ребенку, вторым человеком после родителей, который знает все особенности реабилитируемого, его возможности и будет помогать адаптироваться к миру звуков максимально быстро.
Занятия с сурдопедагогом похожи на игру. А как иначе с детьми?! На самом деле в это время проводится большая работа.
На занятиях ребенок учится слушать, слышать, общаться.
Например, как рассказала сурдопедагог сети «МастерСлух» в Кургане Татьяна Васильева, в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации у детей важна поэтапность. Все происходит как у обычных слышащих ребят, когда они растут, развиваются, постоянно узнают что-то новое, осваивают различные навыки и умения. Так, одно из первых, что предстоит ребенку – понять, как соотносятся увиденные предметы (к ним он привык с рождения, даже когда не слышал) с их звучанием, обозначением совершаемого действия (что для него ново). Без такого понимания услышанное не будет иметь смысла. Как если бы вы включили передачу на китайском: вроде шум есть, а что он значит – непонятно. Это несоответствие сурдопедагог как раз и исправляет.
Разумеется, не только с малышами, но и детьми любого возраста скучные занятия, как в школе, не возымеют эффекта. Надо играть, рисовать, лепить, изображать сценки, пересказывать увлекательные истории… А в это время будут:
- отрабатываться речевые и неречевые звуки;
- включаться понимание градаций громкости;
- закрепляться связка между сказанным и сделанным и т. д., и т. п.
И это лишь малая часть того, что сурдопедагог делает для развития ребенка. Он может сопровождать маленького пациента месяцами, а то и годами.
Когда малыш начинает гулить
В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.
Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте здесь.
В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.
В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.
Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.
Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий
Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком
Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?
Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют: — Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>> — Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью — Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее… — Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>
Только практикой. Все эти предречевые инстинкты очень глубоко заложены в нас, не бойтесь будить их. Малыш с радостью будет подражать вам, чтобы бы вы не делали – это его «программа» поведения лет до трёх. Издавайте похожие звуки, поощряйте его смехом и улыбкой, превратите процесс в весёлую игру – это совсем не сложно, когда грудничок настолько мал.
Спросите родителей или других старших родственников, кто и как учил вас самих. Старшее поколение бывает мнительным, но обладает бесценным опытом самостоятельного решения проблем, которого нам иногда не хватает.
В младенчестве нарушения речи поправимы почти во всех случаях, так что повод для паники сомнительный. Главное не пустить этот вопрос по течению, надеясь на то, что малыш разберётся сам.
Как учатся говорить мальчики и девочки
Влияют на развитие речи и гендерные различия. Мальчики, как правило, учатся говорить медленнее, чем девочки. На это есть анатомические причины.
В детстве у мальчиков пучок нервных волокон, соединяющий полушария головного мозга, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Это затрудняет обмен информацией между полушариями. Из-за этого мальчишки меньше говорят, зато мыслят нестандартно и интересно. Память у девочек развивается быстрее, но при этом они больше опираются на механическое запоминание.
Речевые нарушения у мальчиков возникают чаще и бывают тяжелее, нежели у девочек. При этом мальчишки хуже адаптируются к неадекватному педагогическому воздействию.
Если у вас мальчик, не стоит пугаться этих особенностей
Важно внимательно следить за речевым развитием сыновей и активно помогать этому развитию. Если заметили какие-либо проблемы, не откладывайте поход к логопеду!
Здоровья Вам и вашей крохе!
Когда ребёнок начинает улыбаться
Многие родители замечают улыбку на лице новорождённого уже в первые дни жизни. Чаще это происходит во сне или во время кормления. Но это еще не способ выражения эмоций. Медики считают, что это происходит рефлекторно. Только что родившийся малыш пока не умеет выражать эмоции и чувства.
Родители и медики подтверждают, что первая осознанная улыбка появляется спустя месяц после рождения. Причем происходит это у всех детей в разное время. Нельзя назвать точную дату, когда кроха улыбнется впервые.
Однако, назвать временной промежуток, во время которого младенец должен начать улыбаться в ответ на внешние раздражители, можно. Нормой считают возраст малыша от 4 до 8 недель с момента рождения.
Стадия четвертая – первые слова
Итак, из лепета рождается слово…
На этом этапе (обычно он начинается в 11-12 месяцев) очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно сейчас малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом
Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. Старайтесь называть окружающие вещи своими именами (не “Положим эту штуковину во-он туда”, а “Положим куклу в кроватку”). Не забывайте комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с малышом.
Логопеды советуют тренировать мышцы губ и щек. Для этого запаситесь различными свистульками, губными гармошками, игрушечной флейтой и научите малыша дуть в эти инструменты. Полезно и выдувать мыльные пузыри (правда, придется постоянно следить, чтобы ребенок не выпил мыльный раствор).
Еще один забавный способ потренировать мышцы губ и щек – это погримасничать вместе с малышом. Не стесняйтесь строить смешные рожи, выразительно изображать самые разные эмоции (удивление, страх, радость), высовывать язык, облизываться. Вы увидите, малышу очень понравится эта новая игра, и вскоре он начнет повторять за вами какие-то движения.
Обычно детям очень нравятся звучащие игрушки. Воспользуйтесь этим, пусть малыш учится извлекать разнообразные звуки и воспроизводить их голосом. Его первые слова будут звукоподражательными: “бах”, “бум”, “гав-гав”, “бибика”. Не бойтесь этих младенческих, “ляльских” (как говорит моя старшая дочь) слов. Это очень важный момент в развитии речи. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина, упала) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина – «би-би», а падающий предмет делает «бум»). Младенческие слова помогают ребенку перейти к нормальной, “взрослой” речи.
Когда ваш малыш будет пытаться повторить за вами какие-то слова, можно читать стихи «по ролям». Например, известное стихотворенье об отчаянных гусях (его начало, как правило, помнят все):
- Взрослый: Гуси-гуси!
- Ребенок: Га-га-га!
- Взрослый: Есть хотите?
- Ребенок: Да-да-да!
- Взрослый:Хлеба с маслом?
- Ребенок: Нет-нет-нет.
- Взрослый: А чего же вам?
- Ребенок: Конфет!
- Взрослый:Ну, летите, как хотите, т _олько крылья берегите – с__ ерый волк под горой не пускает вас домой. Полетели-полетели_ (ребенок машет руками), на головку сели.
Когда вы будете читать вашему малышу хорошо знакомые стихи или петь песенки, в конце строчки сделайте паузу, чтобы ребенок смог сам закончить строчку.
Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. Не забывайте, что игра ориентирована именно на диалог, а не на ваш монолог
Можно, например, катать друг другу мячик, сопровождая это занятия комментариями: “Дай мячик! Покатился мячик к маме”. Выдержите паузу, дайте ребенку возможность включиться в разговор. “А теперь – на мячик! Покатился мячик к детке” и т.д. Старайтесь, чтобы игра соответствовала настроению и состоянию вашей крохи.