Как не приучить грудного ребенка к рукам: 6 эффективных способов отучить малыша от сложившейся привычки

Когда не стоит отучать от рук?

В некоторых случаях процесс отучения от рук может вызвать у ребенка настоящую психологическую травму. Если вы видите, что у ребенка начинается в такие моменты чуть ли ни истерика, то не торопитесь. Иногда малышей рекомендуют отучать от рук только после годовалого возраста.

Не советуют спешить с отучением от рук в следующих случаях:

  • у ребенка имеется отставание в развитии;
  • ребенок родился недоношенным или слабым;
  • в процессе родов ребенок получил травму.

Для удобства мама может использовать слинг, тем самым освобождая руки от постоянной нагрузки

Также стоит обратить особое внимание на микроклимат в семье. Многие детки отказываются отучаться от ношения на руках, если становятся свидетелями постоянных домашних скандалов

Как отучить ребенка от рук

Отучить ребенка от рук немного сложнее, нежели изначально не приучать. И сложность не в том, чтобы отучить, а в той реакции, которую выдаст ребенок.

Вот малыш привык к тому, что мама его носит на себе постоянно. А тут мама решила усадить малыша на диван и заняться своими вопросами. Непорядок! Буду плакать!

Ребенок привык к определенному укладу своей маленькой жизни и маминому поведению в отношении себя. Любые изменения этого алгоритма приводят ребенка в недоумение и вызывают естественную реакцию – страх.

Если вы на самом деле ходите изменить положение вещей и спустить своего ребенка с рук, вам придется запастись терпением и мужеством, так как ребенок будет протестовать.

Ваша задача двоякая:

  1. С одной стороны, нужно отучить ребенка от рук;
  2. с другой – непременно оставить то чувство безопасности, которое и обозначают для ребенка ваши объятия.

Алгоритм действий следующий:

  • Каждый раз, когда вам нужно заняться своими делами (помыть посуду или сходить в туалет), вы оставляете своего ребенка с игрушками/другим интересным занятием и сообщаете, что вы намерены сейчас делать.Например: “Сынок, мама идет мыть посуду. Ты пока поиграй с машинками. Смотри какая большая машинка!”
  • Потом сразу уходите мыть посуду. Хорошо, если на начальном этапе вы не будете исчезать из поля зрения ребенка и останетесь в том же помещении.
  • В 100%случаев ребенок начинает плакать или подбегает к маме с обидой, мол, возьми меня на ручки обратно. Вам следует опуститься на колени (ваши глаза на уровне глаз ребенка) и сообщить о том, что вам сейчас нужно помыть посуду. Обнимите малыша и погладьте его рукой вдоль позвоночника (это зона безопасности), затем снова примитесь мыть посуду. С первого раза объяснить ребенку ничего не получиться. Но вам следует быть настойчивой и опускаться на колени и проговаривать нужное сообщение 1000 раз.
  • Ребенок может устроить истерику, кричать и багроветь. Если у малыша нет заболеваний, то эту школу он вынесет.
  • Эти манипуляции следует проделывать каждый раз, когда вам нужно отлучиться от ребенка.


Если вы настойчивы и упорно не обращаете внимания на его крики и плач, то 3-4 дня и вам удастся отучить ребенка от рук.

Причины формирования сильной привязанности

Если ребенка берут на руки по первому требованию — он привыкает к этому

Встречаются ситуации, когда ребенок не может жить без маминых ручек, его поведение становится навязчивым и капризным, малыш постоянно требует, чтоб его взяли на руки, когда начинает ходить, все равно проситься, чтоб его понесли на руках. Подобное поведение является неправильным. Давайте рассмотрим, что именно может провоцировать излишнюю привязанность:

  • постоянное ношение на руках в период бодрствования крохи вызывает патологическую привычку;
  • карапуза, которого мучают кишечные колики (а они могут тревожить до четырех месяцев), носят на руках и прикладывают к маминому животу – малыш может привыкнуть, что в таком положении испытывает облегчение, избавляется от дискомфорта;
  • реагирование на ребенка по каждому его требованию – малыш привыкает, что родители удовлетворяют все его потребности, облегчая жизнь;
  • если ребенок часто болеет, мама носит на руках – он привыкает к этому.

Почему ребенок просится «на ручки»: причины реальные и мнимые

Важно понимать, что примерно в половине случаев ребенок плачет и капризничает не «забавы ради», а по какой-то определенной причине. Любая из них может оказаться серьезной, задача матери – установить ее и устранить

Попробуем перечислить некоторые из наиболее часто встречающихся поводов для детских слез. Например, ребенок может проголодаться, или у него могут начаться младенческие колики. Обычно такая напасть настигает грудничков в возрасте до трех-четырех месяцев. Также малыш может сильно беспокоиться, плакать и проситься на руки из-за высокой температуры или резких болей в животе. Нередко причиной истерики становятся падения и ушибы. В конце концов, ребенок может плакать просто оттого, что он мокрый. Наконец, ребенок может просто устать, его нервная система еще пока очень слаба, и утомляется малыш гораздо быстрее взрослого. Или – ребенок может чего-то испугаться: в раннем возрасте малыши почти всегда реагирует на любой сильный звук внезапным плачем или криком.

В общем, даже у самого крохотного — грудного — ребенка причин для детского плача может быть предостаточно. И прежде чем искать способ, как отучить ребенка от рук, маме сперва нужно научиться отличать плач, который спровоцирован объективной причиной, от плача, которым ребенок пытается манипулировать родителями.

И если малыш просится к маме на руки, потому что плохо себя чувствует, его «терзает» жар или боль, он сильно ушибся или его что-то напугало, то, безусловно, его стоит поднять, прижать к себе и помочь успокоиться. Не обязательно при этом носить его на руках в течении всего дня — можно практически сразу же усадить ребенка к себе на колени, продолжая обнимать его, ласково поговорить с ним и т.п.

Если же малыш просится к маме на руки, просто потому что раскапризничался или заскучал — потакать ему не стоит ни в коем случае.

Во что выливается наша сдержанность

Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования «самостоятельности», они имеют существенные отрицательные черты.

Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни.

Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: «Я голоден!», «У меня грязный подгузник!», «Мне трудно уснуть!». Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой.

В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности.

Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее — ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Как отучить ребенка от рук?

Годовалые дети уже многое осознают и часто пытаются манипулировать родителями. Чем старше ваше чадо, тем сложнее будет отучить его от укоренившейся привычки. Но и отчаиваться не нужно.

Чтобы ребенок перестал виснуть на вас, попробуйте выполнить следующие рекомендации:

  1. Отвлекайте малыша интересным предметом, игрушкой всякий раз, когда он станет проситься на руки.
  2. Увидев распахнутые объятия, не нужно сразу же поднимать кроху. Присядьте, чтобы очутиться с ним на одном уровне, поговорите, прочитайте сказку или просто посидите рядом.
  3. Вам на помощь придут музыкальные игрушки, развивающие коврики (обычно детки от них без ума) и другие отвлекающие факторы – мяч, качели.
  4. Привлекайте других членов семьи к воспитанию, только заручитесь обещанием, что они не станут поднимать вашего отпрыска при каждом удобном случае.
  5. Если малыш упал и ударился, плохо себя почувствовал, обнимите и посочувствуйте ему, стараясь не поднимать на ручки. Безусловно, если этот инцидент не слишком болезненный.

Как решить проблему «рук»?

— Играйте с ребенком в «ку-ку», прятки. Поначалу просто закрывайте себе лицо руками, затем платком или тоненькой пеленкой. Так у ребенка формируется способность представлять, что хотя мамы «не видно», но она все-таки рядом. Позднее, при игре в «прятки» поддерживайте с малышом контакт голосом. Это позволит ей или ему понять причинно-следственную связь, усвоить постоянство предметов. Со временем, можно накрывать лицо ребенка тонким платком, спрашивать, «А где же наш малыш, куда спрятался? «и затем радостно сдергивать его, или стимулировать, чтобы платок убирал сам ребенок.

— Всегда предупреждайте ребенка, если собираетесь «исчезнуть» в другую комнату, отлучаясь, поддерживайте с ним постоянный голосовой контакт, не прекращайте разговор ни на секунду: «Мама пошла на кухню. Пока! Вот я иду, сейчас вернусь! Мама идет! Все хорошо», и т. п. Возвращаясь, не забудьте похвалить малыша за терпение (даже, если первое время это будет совершенно не так): «Ты такая молодец! Совсем чуть-чуть огорчилась, пока мамы не было! Потерпела! Вот спасибо! (Тихонечко посидела, пока мама своими делами занималась, и т. п. ) «

— Еще некоторое время, месяцев 6–8, малышу будет необходимо находиться рядом с мамой в плотном контакте. Примите это как данность. Я прекрасно могу понять, как мама любую маму, что это значит — постоянно таскать на руках годовасика. Однако, чем меньше Вы будете раздражаться и сердиться по поводу этой реальности, тем меньшее напряжение будет передаваться вашему малышу, и, соответственно, тем меньше он будет протестовать и требовать этого внимания. Помните, что это процесс постепенный!»Облегчить себе жизнь» можно следующим способом. Время от времени спускайте свое сокровище с рук, усаживайте рядом с собой. Увлекайте какими-то «интересными» и сравнительно безопасными предметами. Это могут быть кастрюли, поварешки, тазики-миски, пустые бутылки от шампуня, телефон (отключенный, а если сотовый, то без батареи), неработающая клавиатура от компьютера, пустые коробки, и т. д. и т. п. Покажите ребенку, что можно делать с тем или иным предметом. И пусть то время, которое она или он проведет вне Ваших рук, будет, поначалу, совсем кратким, все равно, непременно хвалите малыша за то, что он сам поиграл

Постоянно разговаривайте с ним, называйте свои действия, акцентируйте внимание на том, что вы рядом, чтобы ребенок вас видел и слышал. «Ты такая молодец! Сама целую минуточку играла, а мама столько дел успела сделать! (пусть это и не так) Вот спасибо тебе!»

У здорового ребенка в возрасте 10–12 месяцев концентрация внимания очень непродолжительная, буквально 2–3 минуты максимум. Малыш и не должен уметь сам себя занимать. Это придет гораздо позже! И если существуют в мире малыши 11 месяцев, которые чрезвычайно привязаны к своим матерям, и при этом способны спокойно, по полчаса или больше, увлеченно играть в игрушки и не требовать маминого внимания, то это большая редкость!

Отучаем малыша от рук

Дети до двухмесячного возраста еще не умеют лукавить. Если ребенок начал сердито сопеть или заплакал, у него действительно проблема: нужно менять подгузник, он захотел есть, у него начались колики и так далее. А вот трехмесячные детки прекрасно понимают связь между собственным плачем и появлением мамы, которая тут же подхватывает на руки, и начинают этим пользоваться. Доктор Комаровский рекомендует отучать ребенка от укачивания именно на этом рубеже. Чем дальше Вы будете потакать ребенку в его капризах, тем сложнее это будет сделать, потому что сформируется чрезмерная привязанность. Поэтапно это выглядит так.

Новорожденный до двух месяцев.

В это время у ребенка формируется иммунная система, опорно-двигательный аппарат и, как ни странно, чувство уверенности в себе. Помните, как доктор Спок, популярный в восьмидесятых, советовал лишний раз не брать ребенка на руки? Психологи утверждают, что именно из-за его методики выросло целое поколение людей, нуждающихся в психологической помощи

От двух до четырех.

Дети в 4 месяца все еще могут страдать от кишечных колик, но случаются они гораздо реже. Тем не менее один из способов облегчить состояние — взять ребенка на руки. Малыш в это время уже достаточно тяжелый, так что мамам этим способом лучше не злоупотреблять

От четырех до шести.

Ребенок в 6 месяцев совершенно спокойно может засыпать в собственной кроватке, не нуждаясь в укачивании. Однако если родители потакали его капризам и при малейшем недовольстве хватали на руки, полугодовалый малыш будет настаивать на укачивании. А средний вес у ребенка в это время может составлять уже от 6 до 7 килограмм. Для материнских рук и позвоночника это слишком серьезная нагрузка, способствующая различным заболеваниям. Так что к этому возрасту ребенок уже не должен быть «ручным»

Нужно ли носить ребёнка на руках

Сегодня уже не является актуальной практика, при которой малыша не стоит носить на руках. Помните как говорят наши мамы и бабушки: “Приучишь, потом вообще радости знать не будешь.”

Давно исследованиями доказано, что быть у мамы на ручках, рядом с ней, жизненно важно для крохи. Это влияет на психоэмоциональное состояние и развитие ребёнка

Так, детки, которых мамы часто держат на руках, становятся более уверенными в себе, спокойными.

Существует мнение, что те дети, которые испытывали в раннем возрасте дефицит тактильного контакта с мамой (попросту говоря, использовали бабушкин метод) , отстают в развитии по сравнению со сверстниками. Это касается не только психического, но и физического здоровья.

Педиатры большинства стран мира убеждают мам не переживать по поводу частного держания деток на руках

Они успокаивают их тем, что детям это важно и они не станут пользоваться этим преимуществом. Настанет возраст и малышу больше не понадобятся мамины ручки, он захочет познавать мир самостоятельно

Также они акцентируют внимание на хорошее развитие ребёнка, который благодаря маминой заботе, становятся уверенными, спокойными, активными, позитивными

Находясь на маминых ручках малыш познает множество разнообразно информации. Так как он активно наблюдает за действиями мамы.

Тем родителям, которым не представляется возможность носить постоянно на руках малыша, но очень хочется, придуманы вспомогательные приспособления. Это специальные рюкзаки, слинги, куртки и т. п. Сейчас на просторах интернета можно найти массу вариантов.

Повышенная утомляемость. Ребенок быстро устает

В большинстве случаев повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы ребенка имеет вполне определенные причины и довольно просто поддается коррекции или лечению. 

Очень важно понять и найти причины, почему формируется усталость. Лечение должно точно попасть в причину проблемы

К сожалению, мы часто видим обратные примеры. Например, ребенок устает из-за хронической инфекции, а его водят к психологу и «исправляют поведение», или, например, причина утомляемости связана с гормональным фоном, а его отправляют к психиатру и назначают ненужные в этом случае лекарственные препараты. Возможна обратная ситуация, у ребенка нет никаких особенных проблем со здоровьем, а есть лишь психологические проблемы, которые приводят к утомляемости. Необходимо четко понять причину того, что происходит, и только тогда лечение принесет желаемый результат.

Резкое переключение ребенка от активных и динамичных игр до полного упадка сил, при котором ребенок может заснуть за одну минуту, является нормой для детей от двух до пяти лет. В этом возрасте это будет абсолютно нормальной усталостью с последующим переходом в активность.

Повышенная утомляемость должна Вас насторожить, если:

  1. Ребенок настолько устает, что не может сосредоточиться, отстает от сверстников в обучаемости и освоении новых навыков;
  2. Ребенок не может уснуть или просыпается по ночам, днем ощущает сонливость;
  3. Утром ребенок просыпается уставшим, трудно включается, отказывается от завтрака;
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями;
  5. Вы отмечаете продолжительную (более 2х недель) общую вялость у ребенка, темные круги под глазами и бледность, спад настроения;
  6. Ребенок большую часть времени пребывает в негативном настроении, обижается и плачет без объективных на то причин;
  7. Появляется сонливость,  и безразличие к прежде любимым занятиям;
  8. Ребенок жалуется на головную боль или головокружение;
  9. Ребенок теряет моторную ловкость, , часто меняет позы при чтении или выполнении домашних заданий;
  10. Ребенок жалуется на усталость и/или  боль в ног.

Повышенная утомляемость, в основном, связана с тем, что нервная система ребенка не может достаточно долго поддерживать возбуждение для обеспечения повседневных задач, включая обучение, освоение навыков, речи и так далее.

Утомляемому ребенку трудно удерживать внимание на чем-то одном, оно начинает рассеиваться, в результате чего ребенок сопротивляется обучению, которое оказывается для него слишком трудным. Ситуация перерастает в конфликты, а причина тому – повышенная утомляемость

  1. Истощение нервной системы ребенка из-за длительного стресса, т.е. «застревании» организма в состоянии подготовки к ответу на опасность. Реакция стресса создана природой как кратковременная; она приходит к быстрой реализации и выходу из стресса. Но если вдруг стрессорная готовность в организме ребенка становится долговременной, нервная система постепенно истощается. Таким образом, происходит истощение мозга и, как следствие, быстрая утомляемость.
  2. Нормальный здоровый сон состоит из четырех стадий, из них самые глубокие и важные – это 3я и 4я. При дефиците глубоких стадий сна нервное истощение наступает довольно быстро. Частые варианты недосыпания у детей: ребенок имеет нормальную продолжительность сна, но при этом спит поверхностно, ребенок спит с пробуждениями, ребенок имеет укороченный сон (долго засыпает или слишком рано просыпается). Некоторые проблемы сна выясняются, если сделать ночной ЭЭГ мониторинг.
  3. Наличие повышенного внутричерепного давления, когда мозг испытывает давление излишним  количеством цереброспинальной жидкости и не может долго находиться в состоянии возбуждения.
  4. Хронические заболевания, и очень часто это нарушение обмена веществ, инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит), снижение функции щитовидной железы или другой эндокринный дисбаланс. Хронические инфекции могут быть связаны с вирусом герпеса, стрептококками, которые очень часто вызывают такую хроническую усталость. В этом случае мы предложим Вам привести в порядок иммунитет ребенка, заниматься лечением инфекций и тогда здоровье нервной системы ребенка восстановится.

Стрессовая ситуация

Еще совсем недавно малыш жил и развивался в небольшом уютном мирке. Он находился в полной безопасности и чувствовал постоянное присутствие самого главного человека в своей жизни – мамы.

Но однажды все изменилось. В один прекрасный день ребенок оказался в совершенно ином измерении, в котором все пока кажется ему странным и непонятным. Для адекватной адаптации к новым условиям ему необходима мама.

Медики именуют первые два-три послеродовых месяца «четвертым триместром». Именно в первые месяцы жизни малыша в новом мире его связь с мамой должна быть особенно тесной. Только прикосновение ласковых маминых рук может успокоить ребенка. Находясь в тактильном контакте с матерью, малыш по-настоящему счастлив. Таким образом «рождается» чувство доверия.

По мнению ученых, именно «ручной» ребенок, став взрослым, сохраняет искреннюю любовь к матери.

Если на сигналы, которые подает ребенок, не поступает отклика, чувство доверия оказывается не вполне сформированным. В итоге это негативно отражается на всей дальнейшей жизни человека. Многие люди, еще в детстве утратившие эмоциональный контакт с матерью, всю жизнь не могли избавиться от ощущения одиночества в кругу семьи. Психологи полагают, что человек, которого в раннем детстве постарались «сбыть с рук», едва ли сам сможет стать хорошим отцом или матерью.

Это важно! Реакция матери на зов малыша должна быть своевременной. Не стоит хватать его на руки раньше, чем он об этом попросил

Но ждать истерики тем более не нужно.

Это главное условие корректного развития маленького человека.

Почему ребенок любит быть на руках у мамы

После рождения ребенка каждая любящая мама хочет дать все самое лучшее своему малышу. Некоторые мамы задумываются о том, как отучить ребенка от рук раньше предполагаемого возраста, боясь, что ребенок привыкнет к рукам. После рождения, в течение первых 9 месяцев, ребенку необходимо максимально получить мамину заботу и проявление любви. Каждый раз, когда мама берет ребенка на руки – он чувствует себя в безопасности.

В первое время ребенку нужно быть как можно ближе к привычному маминому сердцебиению. За то время, что он провел внутри живота, малыш привык к постоянным покачиваниям. После рождения, его ожидают совсем другие условия, к которым он не готов. Ему трудно приспособиться к ним.

Как отмечают специалисты, активная стимуляция кожных покровов осуществляется при ношении малыша на руках, а также кормлению грудью и совместном сне.

Качать или не качать

С одной стороны, качание — процесс естественный: за те девять месяцев, что малыш провел в животе у матери, он уже привык к укачиванию. Однако до сих пор нет никакой доказательной базы у необходимости качать ребенка уже после его рождения. Природой это не предусмотрено никак: самостоятельно ребенок раскачиваться не сможет. Так что большинство педиатров сходятся во мнении, что качание придумали родители, которым нужно было поскорее уложить малыша и заняться собственными делами. Все тот же Комаровский говорит, что постоянное качание ребенка рано или поздно превратит жизнь в настоящий хаос: ребенок просто перестанет слезать с рук. Конечно, это вовсе не значит, что нужно оставлять кричащего ребенка в кроватке. Но и злоупотреблять регулярным хватанием малыша на руки при малейшем писке тоже не стоит.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего — на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка.

При этом, ваши действия должны начинаться с одного — подойти к ребенку и взять на руки, чтобы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг

Кроме того,

* Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).

* Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.

* Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.

* У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов). * Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца

* Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector